Рекомендации преподавателю по использованию невербальных сигналов

Слушатели обучаются лучше в тех случаях, когда они хотят этого и когда уверены, что преподаватель обладает неким знанием, ко­торое будет им практически полезно. Поэтому очень важно конт­ролировать не только то, что мы говорим, но и то, как мы это дела­ем и какими невербальными сигналами сопровождаем нашу речь.

Слушатели начинают действительно следить за содержанием слов преподавателя лишь после того, как почувствуют к нему до­верие. Именно невербальные сигналы выдают искренность или неискренность, и тогда (в случае неискренности) демонстрируется неконгруэнтность, то есть видна дисгармония между словами и жестами. Известно, что 55% впечатления от сообщения составля­ется из невербальных элементов. Интонация, с которой передано сообщение, составляет 38%, и всего лишь 7% понимания дают соб­ственно слова.

Воздействие невербальных сигналов распространяется как на по­лучение сообщения, так и на его понимание.


Манеры преподавателя, ведущего интерактивные игры, долж­ны быть дружелюбными и открытыми, авторитетными и уверен­ными. Как это продемонстрировать?

Прежде всего, улыбка. Она демонстрирует дружелюбие и откры­тость и должна быть естественной и спокойной, а не насмешливой и не нервной.

Рукопожатие — это традиционный способ разрушения барьеров, однако следует помнить, что оно не должно быть «перчаткой» (дву­мя руками с долгими потряхиваниями); «холодной котлетой или мертвой рыбой» (неприятно влажным и холодным); кончиками пальцев (неуверенным) или настолько сильным, что «слышен» хруст пальцев. Подавайте руку открытой ладонью, пожимайте достаточ­но твердо.

Поза — стойте уверенно, контролируйте ситуацию. Не стоит опи­раться на стол, ложиться на трибуну, переминаться с ноги на ногу, расставлять широко ноги и упираться руками в бока, цеплять ле­вую ногу за правую, а правую руку за спиной за левую или стоять перед аудиторией, скрестив руки на животе и т.д.

Манера поведения — первое впечатление, как известно, склады­вается в первые четыре минуты и влияет на формирование симпа­тии или антипатии. Ваш внешний вид - это не только элемент имиджа, но и ваша визитная карточка. Для облегчения процесса адаптации группы и формирования доверия к вам создайте при­ятный и ситуативно уместный имидж. Не будьте слишком «вы­чурны» или «академичны», «неряшливы» или «упрощенны». Луч­ше всего быть как все, держаться свободно, но корректно и деликатно.

Глаза, взгляд — это самый важный невербальный канал комму­никации. Отсутствие зрительного контакта у преподавателя сви­детельствует, что он испытывает фрустрацию, то есть тревожится или нервничает. При этом слушатели, как правило, интерпретиру­ют отсутствие контакта глаз как недостаток доверия, хитрость или намерение что-то скрыть. Не рекомендуется, общаясь с группой, закатывать глаза вверх, смотреть в сторону, концентрировать вни­мание на ком-то одном или, стоя перед аудиторией, периодически закрывать глаза и т.д. В обстановке напряженности или замеша­тельства преподавателю целесообразно использовать следующие техники:

а) техника маяка-в этом случае вы регулярно обводите группу глазами, как сигнальным огнем маяка. Если вы чувствуете, что вас смущает прямой контакт глазами с членами группы, вы можете сфокусировать ваше зрение в области лба (над бровями) одного из слушателей;



б)трехшаговая фиксация- метод состоит в том, чтобы выбрать три отдельные точки, расположенные в комнате, на уров­не чуть-чуть выше голов участников интерактивного занятия. Это позволит вам бросать взгляды на группу, не устанавливая настоя­щий контакт глазами.

Руки должны демонстрировать уверенные жесты, в противном случае они будут показывать нервозность или агрессию. Неприят­но смотреть на преподавателя, у которого руки закручиваются в узлы, шарят по карманам и исследуют носовые полости или тере­бят бренчащие детали одежды и аксессуары. Руки играют с чем-то, когда человек испытывает сильное нервное напряжение. Со сторо­ны это смотрится плохо. Если вы склонны к жестикуляции, то пусть ваши движения будут яркими, выразительными и осмысленными:

а) для подкрепления ваших слов и наглядности или
визуальной поддержки;

б) для усиления, то есть подчеркивания значимости слов
или ситуации, например - постукивание по столу, указывание паль­
цем, резкие рассекающие воздух удары, но в весьма ограниченном
количестве.

Негативные жесты преподавателя: •прихорашивание- частое повторение такой процедуры

раздражает слушателей; •перебирание мелких предметов: пуговиц, часов, колец, ручек, маркеров, резинок и т.п. Старайтесь не носить с собой по­тенциальные «игрушки»; •поглаживание- касание мочки уха или поглаживание шеи, рук, растирание ладоней, обхватывание своего тела руками, бес­конечное поглаживание бороды; •сжимание кулаков- руки демонстрируют внутреннюю агрессию, раздражение и, следовательно, вызывают отторжение слушателей; •одергивание одежды (рукавов, юбки, воротничков, галстуков) - когда руки все время что-то поправляют на одежде и тем самым привлекают к себе внимание; •залам ывание рук- рассматривается аудиторией как мольба

о снисходительности; •почесывание— воспринимается как зуд, почесывающийся преподаватель может заразить этим движением аудиторию и тог­да все начнут чесаться. Ноги и тело - следует избегать во время взаимодействия с ауди­торией шатания из стороны в сторону, постоянного хождения вок­руг участников; раскачивания взад-вперед, пританцовывания, при­поднимания на цыпочках во время подчеркивания важных


моментов, стояния на боковой стороне подошвы и т. д. Целесооб­разно стоять выпрямившись и не сутулясь. Такая поза обеспечива­ет преподавателю контакт глаз со слушателями и контроль за по­мещением, в котором идет игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: