История формировая категории бытия в философии

Цель: Сформировать представление о бытие как особой, уникальной философской категории.

Основные понятия: «Бытие», «категория», «метафизика», «феноменология», «истина бытия», «рациональное познание».

Бытие как философская категория обозначает абсолютно все, что пребывает во Вселенной: неживую материю и живое вещество, естественное (природное) и искусственное (социально-культурное) существование вещей и явлений, материальное и духовное.

Эта категория возникла вместе с зарождением метафизического (греч. meta ta physika - то, что выше физического) мышления и сделалась базовой в философии. За две с половиной тысячи лет философских размышлений содержание категории «бытие» стало еще более глубоким. Сегодня она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как отображает главную сущностную характеристику любого природного явления или общественного события. Быть - значит реально существовать здесь и сейчас. А все, что было в прошлом или еще только будет - это уже феномены сознания (памяти или воображения). Помыслить бытие с целью понять его можно исключительно как то, что реально существует. Несомненный факт объективного существования того, на что, собственно, всегда направлена человеческая мысль, более полно отражается в философской категории «бытие».

Бытие вездесуще, более того, оно формирует себя всей мощью внутренней энергии своего постоянного преобразования. Отсюда понятие «бытие» считается в философии самым масштабным и наиболее общим, а значит, самым абстрактным. Ведь осознание существования Вселенной, многообразных вещей и явлений в окружающем мире, их космической природы, понимание места и роли общества, самого человека в мире -все это является первой предпосылкой формирования бытийной картины Мироздания. Таким образом, бытие есть постигаемая человеческим разумом объективная реальность Вселенной, с законами развития которой людям приходится считаться.

Толкование понятия бытия можно найти в любой философской системе. Но при всем разнообразии определений бытия, даваемых различными философами, общим является признание объективной реальности мира. Конкретное же содержательное наполнение категории «бытие» происходит в зависимости от того, какие представления о мироустройстве господствуют в данную историческую эпоху картина мира, какие исповедуются в общественном сознании философские взгляды, как выражается в них взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений. Иными словами, категория «бытие» содержит в себе как суть объективного мира природы, так и социально-духовный смысл реального бытия людей - их общественное сознание и поведение. Подавляющее большинство философов поныне вкладывает в содержание категории «бытие» много-сферное и многоуровневое отражение реально существующей действительности как единого и целостного мира вещей, явлений и духовных факторов.

Таким образом, о самом бытии можно судить только в настоящем времени, - в прошлом оно существует только как духовное (идеальное) бытие. Еще Парменид (VI век до н.э.) утверждал, что «есть бытие, а небытия нет». В целом с Парменидом можно согласиться, ибо, уходя в прошлое, ни один из фрагментов настоящего не перестает бытийствовать (быть), а лишь переходит из одного состояния в другое - из сферы объективной природы в сферу бытия сознания. Если же речь идет о бытии духовном (бытии сознания), содержащемся в каких-либо формах информации, его появление и проявление предопределено внутренней «логикой» объективного саморазвития бытия. Так, например, некую наличность, переставшую уже существовать как материально реальное, можно представить в мысли. Говоря иначе, ей можно придать форму мысленного бытия в виде идеального образа или понятия. Только в этом смысле правомерно говорить о бытии применительно к прошлому его существованию.

Примечательно в этом отношении учение о бытии сознания Э. Гуссерля (1859-1938) - феноменология, положившая начало принципиально иному подходу к проблеме бытия вообще. Мыслитель не подвергает сомнению существование реального мира. Но вместе с тем он считает, что предметом философствования должны быть законы бытия человеческого сознания. Сознание, по Гуссерлю, не является простым отражением, а затем осознанием реального предмета, явления природы, - оно само есть бытие осознанности. Иными словами, сознание тоже представляет собой реальность, как и материя, следовательно, оно является бытием. Поэтому Э. Гуссерль справедливо выступил против полного отделения объекта от субъекта. Субъект не только отражает и выражает объект, он еще придает ему смысл как содержание языковых форм. Само бытие предметов и явлений природы приобретает смысл, лишь будучи «включенным» в бытие сознания (внутренняя активность сознания как реальность).

В концепции немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976) проблема бытия не имеет смысла вне рассмотрения ее как проблемы человеческой жизни. В книге «Бытие и время» автор ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым традиционной европейской философией. «Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности». Пытаясь строить свою онтологию на основе феноменологии Э. Гуссерля, М. Хайдеггер стремится показать смысл бытия через рассмотрение человеческой жизни, ибо только человеку изначально свойственно понимание бытия. Основным недостатком современной философии М. Хайдеггер считает отождествление бытия с сущим, с эмпирическим миром вещей, предметов и явлений. Философ пытается понять сущность человека, исходя из предлагаемого им понятия «истина бытия». Бытие невозможно увидеть, его можно и нужно только «внимать». Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, по Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться истинная онтология.

Такова краткая характеристика развития философской категории «бытие». Будучи предельно широкой и емкой по содержанию, она отличается весьма большой абстрактностью, которая может и должна быть снята за счет ее конкретизации в ходе дальнейшего философского анализа бытия как объективной реальности. И первым шагом в этом направлении может стать метафизическое вычленение двух важнейших сфер бытия: объективного мира (материи) и духовной жизни (сознания). Такое понимание специфики бытия не лишено здравого смысла. Ни одно из живых существ на Земле, кроме человека, не способно помыслить или задаться вопросом о бытии как таковом или об универсуме и его целостности, о месте и роли человека в Космосе (мире природы), в обществе.

В философском осмыслении всех этих и других непростых познавательных сюжетов бытия поистине огромную роль сыграли мыслители античности (Платон, Аристотель), Средневековья (св. Августин, св. Фома Аквинский), эпохи Возрождения (Кузанский), но особенно философы Нового и Новейшего времени (Бэкон, Декарт, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Они привнесли в категорию бытия более углубленное понятийное содержание, выделив, к примеру, такой философский сюжет, как «субстанция» (лат. substantia -сущность), представляющая собой сущностную категорию, ставшую основой целостного миропонимания. А само понятие «бытие» превратилось в стержневую категорию осмысления мировоззрения людей и в критерий классификации всех философских систем. В основе современного философского представления общей картины мира лежит концепция, по своей структуре несколько похожая на пирамиду: в ее основании находится неживая природа, выше - живое вещество, а затем человек как феноменальное проявление единства бытия духа (сознания), живой и неживой природы. Бытие человека - это диалектический синтез всех вещей и явлений в мире, которые обнаруживаются его разумом как уникальные и общие свойства материи.

На протяжении тысячелетий философы различных формаций скрупулезно изучали и по-своему объясняли саму суть бытия естественной неживой и живой природы (в частности человека), а также первоистоки ее зарождения на Земле и в Космосе, причины и смысл существования. Об этом красноречиво свидетельствуют хотя бы только названия естественнонаучных и философских работ, написанных ими в разное время: «О природе» Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита; «О природе и о бытии» Мелисса; «О природе, или о небытии» Горгия; «О природе человека» Гиппократа; «О природе вещей» Лукреция; «О бесконечности Вселенной и мирах» Д. Бруно; «Мысли об истолковании природы» Д. Дидро; «Система природы» П. Гольбаха, затем К. Линнея; «Философия природы» Г.В.Ф. Гегеля; «Письма об изучении природы» А.И. Герцена; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Живое вещество и биосфера» В.И. Вернадского и многие другие.

Историческое шествие философской мысли через века рационалистического осознания самого первоначала (сущего) неживой природы, жизни и человека - это путь саморасширения, саморазвития бытия и самораскрытия возможностей рационального познания в постижении сущего. Однако философская мысль не только саморасширялась и самораскрывалась в познании бытия, но и концептуально самообогащалась в процессе метафизической (умозрительной) переоценки постоянно появляющихся новых научных теорий, смелых гипотез, познавательных парадигм. Таким образом, она все время самоочищалась от догм, мифов и предрассудков, касающихся бытия природы. Еще в V веке до новой эры произошло серьезное смещение оси главного философского интереса с поиска первоначала природы к поиску смысла бытия самого человека, определению его уникальной природы, творческих возможностей разума. Это был действительно революционный переворот в философии. И основную роль в нем не без основания приписывают Сократу, который определил переориентацию философской мысли следующей формулой: «Человек, познай самого себя», то есть осознай смысл собственного бытия, оцени силу своего интеллектуального потенциала.

В VIII веке, когда в Европе появились первые университеты, произошло некое концептуальное согласование двух направлений, слияние их в единую философскую мысль: постижение естественной природы (неживой и живой) и осмысление феномена человека. Организационно это согласование произошло в недрах медицинских факультетов всех без исключения университетов. Но в мировоззренческом плане по-прежнему доминировала натурфилософия, опирающаяся, с одной стороны, на естественные науки (в частности на математику, физику и химию), а с другой - на богословие. Кстати, как это ни покажется странным, именно такой синтез познания бытия природы и человека в последующем обусловил становление философии как самостоятельной сферы, которая строилась на базе комплексирования разных по своему содержанию дисциплин. Неслучайно даже сегодня многие ученые (в том числе и медики) отказываются признавать в философии науку, поскольку она не имела и не имеет самостоятельной первоначальной задачи познания природы, в отличие от точных наук. Следуя этой логике, можно и медицину как собирательную сферу познания, где сплетены естественнонаучные, культурологические и гуманитарные факторы, назвать специфической мировоззренческой дисциплиной.

Содержание всех философских учений, школ и систем, вобравшее в себя как естественнонаучные, так и другие знания о бытии, выработанное разумом выдающихся ученых, медиков, а также конкретно-историческое его осмысление по-разному оценивались философами в различные эпохи. Бытие первого уровня живой природы представлялось в виде неодухотворенных тел, имеющих способность к размножению и обмену веществ и энергии с окружающей неживой природой. Бытие второго уровня представлял человек с его сознанием, волей, социальностью. Сложность историко-философской, а также собственно философской экспликации (развертывания) содержания новых знаний состоит в умственном постижении взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов осознания человеком самого себя как субъекта познания природы. Стремление разума к прояснению всех уже имеющихся знаний о самом себе посредством острокритичной мысли - это внутренне необходимое «шествие человеческого разума по ступенькам геологических эпох» (В.И. Вернадский).

þ Методические рекомендации:

Для усвоения материала данной лекции необходимо обратить особое внимание на функции и структуру построения бытия, как философской категории. Изучение и анализ ее построения поможет создать целостное представление о среде функционирования данной категории в системе философского знания.

& Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991

2. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].

3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.

4. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002

5. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].

6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001

7. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].

8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]

9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000

10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000

@ Задания СРСП № 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: