Вопросы для самоподготовки:
- особенности дыхательной системы недоношенного новорожденного;
- пути ситеза и основные функции сурфактанта;
- этиология и патогенез СДР;
- клинические проявления дыхательной недостаточности у новорожденных, шкала Довнес;
- диагностика и дифференциальная диагностика СДР;
- профилактика и лечение СДР;
- этиопатогенез массивной аспирации;
- клиника массивной аспирации у новорожденных;
- диагностика и дифференциальная диагностика массивной аспирации;
- современные методы респираторной поддержки новорожденных при дыхательной недостаточности;
- лечение и профилактика массивной аспирации.
4. Вид занятия: практическое
5. Продолжительность занятия: 6 часов
6. Оснащение:
6.1. Дидактический материал:
- микро- и макротаблицы, плакаты, слайды, фотоальбом «Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных»
- «оцифрованный» видеофильм «Техника заместительной терапии сурфактантом при СДР у новорожденных»
- истории родов, истории развития новорожденных, набор рентгенограмм
|
|
- медицинский инструментарий, расходный материал, медикаменты для оказания помощи новорожденным с дыхательными нарушениями
- учетно-отчетная документация
- тренинговые и контролирующие компьютерные программы по неонатологии
- фантомы, тренажеры, муляжи
6.2. ТСО:
- компьютеры, видеодвойка, ноутбук, мультимедийный проектор
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Задания для самопроверки – тесты.
№ | Укажите один правильный ответ | Ответ |
1. | АНТЕНАТАЛЬНУЮ ПРОФИЛАКТИКУ РДС ПРОВОДЯТ 1) бетаметазоном 2) эуфиллином 3) налоксоном 4) преднизолоном 5) дексаметазоном | 1, 5 |
2. | АНТЕНАТАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ 1) повышает количество сурфактанта 2) повышает сосудистую проницаемость 3) ускоряет созревание паренхимы легких 4) повышает объем легких 5) снижает растяжимость легких | 1, 3, 4 |
3. | ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ РДС ПРОВОДЯТ СО СЛЕДУЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 1) пневмония 2) родовая травма 3) трахеопищеводный свищ 4) мекониальная аспирация 5) диафрагмальная грыжа | 1, 2, 5 |
4. | ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИВЛ НЕДОНОШЕННОМУ НОВОРОЖДЕННОМУ 1) ДВС – синдром 2) внтилятор ассоциированная пневмония 3) пневмоторакс 4) воздушная эмболия 5) бронхолегочная дисплазия | 2, 3, 5 |
СПОСОБСТВУЮТ РАСПАДУ СУРФАКТАНТА 1) ацидоз 2) гипоксемия 3) гипогликемия 4) гиперкапния 5) гипотермия | 1, 2, 5 | |
6. | ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗРЕВАНИЮ ЛЕГКИХ 1) длительный безводный промежуток 2) тяжелый токсикоз у матери 3) артериальная гипертензия у мамы 4) сахарный диабет у мамы | 1, 3 |
7. | ФАКТОРЫ РИСКА МЕКОНИАЛЬНОЙ АСПИРАЦИИ 1) повышение температуры у матери во время родов 2) длительная внутриутробная гипоксия плода 3) густой меконий в околоплодных водах 4) длительная медикаментозная родостимуляция 5) недоношенность 6) переношенность | 2, 3, 4. 6 |
8. | ФУНКЦИИ СУРФАКТАНТА 1) препятствует спадению альвеол на выдохе 2) увеличивает аэродинамическое сопротивление 3) обладает бактерицидной активностью 4) способствует удалению внутрилегочной жидкости 5) увеличивает эластичность легких 6) поддерживает нормальное давление в системе легочной микроциркуляции 7) снижает эластичность легких 8) препятствует развитию отека легких | 1, 3, 4, 5, 6, 8 |
9. | ФАКТОРЫ РИСКА РДС 1) тяжелый гестоз 2) эндокринные заболевания матери 3) тяжелая анемия 4) длительный безводный промежуток 5) преждевременная отслойка плаценты 6) родоразрешение оперативным путем | 1, 3, 5, 6 |
ШКАЛА ДОВНЕС 1) частота дыхания 2) цвет кожи 3) мышечный тонус 4) втяжение уступчивых мест грудной клетки 5) экспираторные шумы 6) частота сердечных сокращений | 1, 2, 4, 5 |
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
|
|
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация тематических больных (сбор анамнеза, физикальное обследование, составление плана обследования и лечения), заполнение историй развития новорожденных, листов назначений, посещение лечебных и диагностических кабинетов и др.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: ситуационные задачи.