Г. П. Шостик
В. П. Жилинский
Ревизия и аудит
(в вопросах и ответах)
Учебно-методическое пособие
Минск 2010
УДК 657.6
ББК 65.053
Ш 78
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства
Авторы:
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Частного института управления и предпринимательства
кандидат экономических наук Г. П. Шостик;
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Частного института управления и предпринимательства В. П. Жилинский
Рецензенты:
начальник кафедры уголовного права и криминологии
Академии МВД Республики Беларусь
кандидат юридических наук, доцент В. А. Кашевский;
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле
Белорусского государственного экономического университета
кандидат экономических наук, доцент Ф. Н. Гордович
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,
протокол № 5 от 23.12.2009 г.
Шостик, Г. П.
Ш 78 Ревизия и аудит (в вопросах и ответах): учебно-метод. пособие / Г. П. Шостик, В. П. Жилинский. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2010.– 68 с.
ISBN 978-985-6877-78-3.
Раскрыты сущность, содержание, порядок проведения ревизии и аудита в соответствии с действующим законодательством в организациях Республики Беларусь.
Предназначено для самостоятельного изучения учебного курса, подготовки к экзаменам студентов дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.
УДК 657.6
ББК 65.053
© Шостик Г. П., Жилинский В. П., 2010
ISBN 978-985-6877-78-3 © Частный институт управления и предпринимательства, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Сущность, содержание и организация контроля............................. 4
2. Приемы и способы документального контроля. Приемы фактического контроля 5
3. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь: ее содержание и регулирование 7
4. Технология проведения аудиторской проверки.............................. 9
5. Подготовка и планирование аудиторской проверки....................... 11
6. Виды, структура и порядок составления аудиторского заключения 13
7. Сущность ревизии, ее задачи и классификация................................ 15
8. Проведение контрольно-ревизионной работы................................. 17
9. Ревизия (аудит): общие черты и отличия.......................................... 18
10. Проверка организации и состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля............................................................................................ 20
11. Ревизия (аудит) кассовых операций................................................ 23
12. Ревизия (аудит) операций на счетах в банках................................ 25
13. Ревизия (аудит) наличия и сохранности основных средств........... 28
14. Ревизия (аудит) учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 32
15. Ревизия (аудит) учета расчетов с дебиторами и кредиторами...... 33
16. Ревизия (аудит) учета расчетов с подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям............................................................................................... 35
17. Ревизия (аудит) учета поступления и выбытия основных средств 37
18. Ревизия (аудит) операций с нематериальными активами.............. 39
19. Ревизия (аудит) учредительных документов и формирования уставного фонда 41
20. Ревизия (аудит) учета затрат на производство............................... 44
21. Ревизия (аудит) учета расчетов с персоналом по оплате труда.... 46
22. Ревизия (аудит) учета финансовых результатов............................ 48
23. Ревизия (аудит) расчетов по социальному страхованию............... 51
24. Ревизия (аудит) учета расчетов с бюджетом.................................. 52
25. Ревизия (аудит) удержаний, производимых из заработной платы........ 54
26. Ревизия (аудит) формирования себестоимости продукции (работ, услуг) 56
27. Ревизия (аудит) учета выпуска, отгрузки и реализации продукции 58
28. Ревизия (аудит) учета производственных запасов, их использования и сохранности 61
29. Проверка полноты и качества проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и отражение ее результатов в учете............ 64
30. Ревизия (аудит) бухгалтерской отчетности.................................... 66
Сущность, содержание и организация контроля
В качестве форм финансово-хозяйственного контроля, в зависимости от глубины охвата различных сторон деятельности организаций и предприятий, следует выделить:
– ревизию;
– тематическую проверку;
– счетную проверку отчетности.
К специализированным органам вневедомственного контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Особая роль во вневедомственном контроле отводится Департаменту финансовых расследований, который является отдельным структурным подразделением Комитета государственного контроля Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь.
Широкими полномочиями в области вневедомственного контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно, в частности, осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции национальной экономики Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Высшим специализированным органом контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому работникамибухгалтерии предприятия в форме:
– предварительного контроля;
– текущего контроля;
– последующего контроля.
Общими принципами осуществления функций контроля являются: объективность, гибкость, экономичность, всеобъемлемость, непрерывность, действенность, плановость, научность, гласность, массовость.
Система контроля состоит из следующих элементов:
– субъект контроля;
– объект контроля;
– предмет контроля;
– принципы контроля;
– метод (методики) контроля;
– приемы и способы контроля;
– техника и технология контроля;
– процесс контроля;
– сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
– результат контроля и затраты на его осуществление;
– субъект, принимающий решение по результатам контроля (в частности, это может быть субъект контроля);
– принятие решения по результатам контроля.
Контроль является частью национальной экономики, которая включает в себя ряд взаимодействующих структурных элементов:
– государственные, общественные и хозяйственные органы управления производством;
– объект управления – совокупность хозяйственных организаций и отношений между ними.
Контроль – важнейшее звено как системы управления производством, так и самого объекта управления.
Механизм контроля действует также и между предприятиями, внутри предприятий, внутри органов управления, между органами управления, во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования национальной экономики. Все это и определяет роль и место контроля в системе хозяйствования в современных условиях.
2. Приемы и способы документального контроля.
Приемы фактического контроля
В зависимости от полноты проверки первичных документов, записей в учетных регистрах, бухгалтерской и статистической отчетности, данных другой документации различают сплошной и выборочный способы документального контроля. При сплошном способе контроля проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный способ – проверка документов (записей) за какой-либо отдельный период.
В практике работы контрольно-ревизионных служб распространены следующие два варианта выборочного способа контроля:
– проверка части документов за весь контролируемый период;
– проверка всех документов данного вида за одну декаду, месяц или квартал.
Способы контроля определяются при подготовке к его осуществлению, составлении рабочего плана ревизионной группы. Как правило, сплошным способом проверяют операции, связанные с движением денежных средств в кассе, у подотчетных лиц и на счетах в банках, расчетами по возмещению материального ущерба, отнесением затрат и издержек на финансовые результаты субъектов хозяйствования. Вместе с тем если выборочной проверкой в процессе осуществления контроля вскрываются серьезные нарушения или злоупотребления, то контрольные действия на данном участке деятельности предприятия проводятся сплошным способом.
Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, включая технические носители информации; регистры бухгалтерского учета, данные оперативного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность; плановая, нормативная, технологическая и другая документация.
В зависимости от целей контроля и состояния бухгалтерского учета для оценки совершенных финансовых операций и хозяйственных действий используются различные по содержанию приемы документального контроля. В числе основных приемов документального контроля следует выделить:
формальную проверку – проверку, в процессе которой документы проверяются на соответствие формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также заполнены ли в них все обязательные реквизиты.
арифметическую проверку – проверку, в процессе которой устанавливается правильность арифметических подсчетов, выполненных при оформлении и обработке исследуемых документов;
юридическую проверку – проверку, в процессе которой определяется соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующему законодательству;
нормативную проверку – проверку, сущность которой заключается в установлении соответствия совершенных операций действующим правилам, требованиям устава или учредительного договора, существуют ли отклонения от утвержденных проектов, смет, норм и нормативов;
экономическую проверку – проверку, цель которой состоит в определении экономической целесообразности выполненных операций, влияния полученных результатов от этих операций на конечные результаты хозяйствования контролируемых организаций и предприятий;
логическую проверку – проверку, представляющую собой способ изучения хозяйственных процессов посредством сопоставлений взаимосвязанных финансовых и производственных операций. Сущность ее состоит в том, что отраженный, например, в первичных документах и отчетности объем выпуска продукции может быть сопоставлен с производственной мощностью цеха, технологического оборудования и т.п.;
встречную проверку – проверку, которая представляет собой сличение первичных документов или учетных записей проверяемого субъекта хозяйствования с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий и организаций, с которыми ревизуемый объект имеет хозяйственные связи;
прием обратного счета (обратная калькуляция) заключается в предварительной экспертной проверке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени осуществления контрольных действий большей частью или полностью имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;
оценка законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Главным в этом приеме является сопоставление записей в учетных регистрах с оправдательными документами, а также данных учетных регистров с показателями отчетных форм;
балансовые увязки движения материальных ценностей (прием контрольного сличения). Сущность приема состоит в том, что поступление отдельных видов ценностей за межинвентаризационный период (включая их остатки при предыдущей инвентаризации) сопоставляют с их расходом за этот же период и остатками по инвентаризационной ведомости на момент проверки;
методические приемы фактического контроля служат для определения реального состояния контролируемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах. Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы: инвентаризация; экспертная оценка; визуальное наблюдение.
3. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь:
ее содержание и регулирование
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» дается следующее определение аудита: «Аудит – это независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Проверка завершается составлением аудиторского заключения».
Аудитор – это квалифицированный специалист, имеющий высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью индивидуально в качестве предпринимателя или сотрудника аудиторской организации. Занятие индивидуальной предпринимательской аудиторской деятельностью возможно только после получения лицензии на эту деятельность и включения предпринимателя-аудитора в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудиторы, получившие право на занятие аудиторской деятельностью в других государствах и желающие осуществлять аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, должны получить лицензию и зарегистрироваться в государственном реестре в Республике Беларусь.
Важной особенностью аудита является то, что аудиторское заключение о достоверности отчетности как юридических, так и физических лиц, соблюдении ими действующего законодательства составляет внешний независимый аудитор.
Существуют следующие правила, касающихся деятельности независимых аудиторов:
– договорные отношения осуществляются между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору самому выбирать клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
– хозяйствующий субъект имеет право свободного выбора аудитора (аудиторской организации);
– аудиторская проверка невозможна при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
– аудитор имеет возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
– аудиторам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности;
– аудиторским организациям запрещается заниматься другими видами деятельности;
– лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.
Однако есть отличия между ревизией и аудитом. Ревизия всегда проводится по приказу вышестоящих органов управления, а аудит – на основании договора. С учетом этого в основе проведения ревизии лежит принудительность, аудита – добровольность. Задачей ревизора является установление законности, выявив хищения и нарушения, ревизор обязан установить виновных лиц и принять меры по привлечению их к ответственности. Аудитор же устанавливает достоверность финансовой отчетности, истинность совершаемых операций. По характеру деятельности аудит – это вид предпринимательства, конечной целью которого является извлечение прибыли из оказываемых услуг, а ревизионная деятельность – это деятельность специалистов соответствующих контролирующих органов по выполнению приказов о проведении ревизии.
По результатам ревизии составляется акт ревизии, а по окончании аудита – аудиторское заключение.
С точки зрения классификационных признаков можно выделить несколько видов аудита в зависимости от:
– субъекта Þ внутренний и внешний;
– порядка назначения Þ обязательный и инициативный;
– объекта Þ общий, банковский и страховой;
– организационного признака Þ первоначальный и согласованный;
– направления проверки Þ аудит финансовой отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям.