double arrow

Руководитель — подчиненный

Рабочая группа (коллектив) — это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

При анализе содержания отношений членов рабочей группы можно выделить три сферы:

1) Профессиональная сфера охватывает складывающиеся в процессе решения производственных задач отношения: между руководителем и подчиненными; связанные с координационным совместительством деятельности.

2) Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в данной социальной группе. Указанные взаимоотношения могут варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

3) Сфера межличностных отношений связана с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждением личности в рамках коллектива, с удовлетворением своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом.

Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее зрелость. Она характеризуется прочными связями между членами группы, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, прочными неформальными отношениями между ними.

Рабочие группы (коллективы) различаются по: формам собственности (государственные, смешанные, частные); характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские); формам связи (контактные, неконтактные); значимости (первичные, вторичные); времени действия (постоянные, временные); степени формализованноести (жесткая и гибкая организации) и т.д.

В рабочей группе диалектически объединены два компонента — материальный и духовный. Материальный компонент — это ее физические члены, конкретные индивиды; духовный — ее идеология и психология.

Идеология рабочей группыэто совокупность идей и взглядов, отражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Таковыми могут быть служение политическому, нравственному или религиозному идеалу либо просто стремление к наживе.

Психология рабочей группыэто совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов, а также морально-психологический климат, способы общения, обществен ное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая базируется на трех основаниях:

1) статусно-ролевые отношения (включает необходимость выполнения социальной роли, понимание и принятие роли, исполнение роли);

2) профессионально-квалификационные характеристики (образование, профессия и уровень квалификации членов группы);

3) половозрастной состав. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, но и ригидны, т.е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата. Интересное исследование динамики межличностных отношений в системе «руководитель — подчиненный» проведено американскими учеными Херси и Бланчардом. В рамках этого подхода предполагается, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем его профессиональной зрелости, т.е. по мере роста профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах.

Такой подход к проблеме позволяет использовать следующие типы взаимоотношений в системе «руководитель — подчиненный»:

1) Приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность.

Задача руководителя — инструктировать сотрудника, много руководить, и мало доверять.

2) Внушение рекомендуется использовать на уровнях зрелости сотрудника от среднего до высокого: подчиненные еще не способны, но уже готовы взять на себя ответственность. Здесь особенно важны как руководство, так и поддержка, которые помогут добиться выполнения поставленной задачи.

3) Участие наиболее эффективно на уровнях зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания, и в такой ситуации требуются не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решений.

4) Делегирование оптимально в случае высокого уровня профессиональной зрелости сотрудника. Оно предполагает передачу полномочий исполнителю, что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: