В современных авиационных конструкциях клеевые соединения находят все более широкое применение, этому способствует появление новых высокопрочных, термо- и влагостойких клеев.
Можно отметить ряд преимуществ клеевых соединений по сравнению со сварными и заклепочными, а именно:
отсутствие концентрации напряжений;
отсутствие ослабления сечения (отверстиями при клепке и внутренними напряжениями при сварке);
более чистая поверхность, чем при клепке и сварке;
герметичность соединения;
В настоящее время в конструкции планера самолета склейка используется в основном совместно с клепкой или с точечной сваркой для повышения надежности, герметичности и сопротивления усталости соединений. Не вызывая значительного увеличения массы, клей в заклепочном соединении воспринимает часть нагрузки, разгружая таким образом заклепки и повышая долговечность конструкции (при расчете на прочность в данном случае клей не учитывается).
Клеевая пленка в проектируемой конструкции должна располагаться так, чтобы клей работал на срез.
|
|
На отрыв клей работает плохо.
Растяжение Сдвиг
Рис.5 Рис.6
Основные параметры клеевого соединения выбирают из условия равнопрочности склеиваемого листа и клеевой пленки (рис.5). При работе клеевого соединения на разрыв условие равнопрочности запишется в виде: или
где — ширина листа; — толщина листа; — длина склейки (длина нахлестки);
— временное сопротивление клея сдвигу; — временное сопротивление листа разрыву.
Из записанного равенства получаем следующее соотношение
При работе склеиваемых листов на сдвиг на длине под действием распределенных сдвигающих усилий
условие равнопрочности запишется в виде или
где — временное сопротивление сдвигу листа; —временное сопротивление сдвигу клея.