Основные типы правопонимания: общая характеристика, отличия, представители

Типологию правопонимания можно проводить по разным критериям. Существенное значение имеет выделение следующих трех типов правопонимания: легистского, естественноправового и либертарно-юридического.

Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, - это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма). Г.Ф. Шершеневич: "Всякая норма права - приказ"

Естественно-правовой или юснатурализм (в переводе с латинского - jus – право, natura – природа). Это один из древнейших вариантов правопонимания, возникший еще в античности. Естественное (природное право) являлось постоянным и неизменным и, подобно законам природы, считалось таким же совершенным. «В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма».

Определяющее значение для различных концепций естественноправового типа правопонимания имеет различение естественного права и позитивного права. Естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право. Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как волеустановленное (волевое) право, как изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства. Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание права, но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Тип правопонимания – это «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения». Иными словами, это определенное направление в познании сущности и социального назначения права.

В восточном типе права преобладают ценности равенства, корпоративности и внутренней согласованности при выполнении долга. В восточных цивилизациях каждый член общества воспринимал себя как часть единого социального организма. Право получает вспомогательное значение, а основным принципом является религиозная мораль, связывающая человека с обязанностями, а также традиции и обычаи. Западный тип права основан на ценностях индивидуальной свободы, способности человека самостоятельно принимать решения. Право здесь является основной социальной ценностью и понимается здесь не только как свое внешнее выражение – закон, а гораздо объемнее – как права и свободы индивида, распространяющиеся на сферу его частной и публичной жизни.

Представители: легистский Т. Гоббс, позитивизм Д. Остин, Е.В. Васьковский, Кабанту, К. Гербер, естественно-правовой Лао-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Либертарно-юридический B.C. НЕРСЕСЯНЦ, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: