Естественное правопонимание в истории западноевропейской философско-правовой мысли

Источником происхождения естественного права называется природа человека, доступная логическому и/или эмпирическому познанию с помощью человеческого разума «Дуализм природного, объективно закономерного, естественного начала в человеке, с одной стороны, и разума (ratio) с другой – вот квинтэссенция естественно-правового типа правопонимания Ренессанса и Нового времени». «Познание и связанная с ним свобода становятся определяющими характеристиками естественного права. В дальнейшей исторической перспективе место навеянной библейскими принципами идеи добродетели займет идея свободы: достойная жизнь теперь отнюдь не заключается в послушном следовании предустановленному образцу, предшествующему человеческой воле, она стремится к созданию самого образца»,

Первые черты развития западноевропейского индивидуализма как социальной ценности можно усмотреть уже в золотом веке европейской юриспруденции — в XII веке (т.н. средневековый «ренессанс»), с которым Г. Дж. Берман связывает становление западной традиции права в целом. В то историческое время индивидуализм «проявляется имплицитно, неявно, в таких «вторичных» феноменах, как появление портрета, романа, написанного от первого лица, возникновение мирского кодекса куртуазии в этикете, изменение отношения к телу (оно перестало отождествляться с «мерзкой оболочкой души») и смеху. Постепенно отступает мысль о том, что всякое новшество запретно, ибо вдохновлено гордыней (дьяволом). Инновация, технический прогресс не отождествляется более с грехом. И, что принципиально важно, постепенно складывается представление о возможности реализовать «Град Небесный» (хотя бы в некоторой степени) в земном мире».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: