Согласно действующей в РБ функциональной классификации расходов бюджета, расходы организаций здравоохранения включают:
а) финансирование оказываемых медицинских услуг;
б) финансирование централизованных закупок медикаментов и медицинского оборудования;
в) финансирование санаторно-курортных услуг;
г) финансирование государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
д) финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения;
е) финансирование прикладных научных исследований и научно-технических разработок;
ё) прочее.
Эти расходы группируются в:
· Финансирование медицинской помощи гражданам (83.2%)
· Финансирование санитарно-эпидемиологического надзора (2.5%)
· Прикладные научные исследования (0.8%)
· Прочее (13.5%)
Доля расходов на здравоохранение характеризуется следующими данными:
Отчётный период | в % к бюджету | в % к ВВП |
9,90 | 3,90 | |
10,10 | 3,20 | |
13,1 | 3,86 | |
13,5 | 4,17 | |
14,1 | 4,09 |
По требованиям ВОЗ уровень расходов на здравоохранение от ВВП должен составлять не менее 5%, иначе система не получает должного финансового обеспечения. Кстати, ещё в соответствии с программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы прогнозировалось, что доля ВВП, направляемая на финансирование здравоохранения, составит не менее 7%.
|
|
По прогнозу ряда исследователей, к 2020 году здравоохранение стран Западной Европы будет потреблять от 12% до 15% от ВВП, а развивающихся стран — 8-10% от ВВП. Это колоссальные средства.
Тем не менее, эксперты Всемирного банка отмечают, что госрасходы на здравоохранение в Беларуси выше по сравнению со странами СНГ (в среднем по СНГ – 2,7% ВВП), но остаются ниже уровня 10 новых стран ЕС (5,4%). Например, по данным Национального фонда страхования Литвы, в этой стране тратится на здравоохранение 7% от ВВП.
В Беларуси в последние годы с целью снижения и оптимизации финансовых затрат на здравоохранение взят курс на комплексную реструктуризацию медицинской помощи. Один из важнейших элементов этого процесса – перераспределение ресурсов с высоко затратной стационарной медицинской помощи на экономичную амбулаторно-поликлиническую помощь с увеличением объёмов её финансирования, развитием стационара замещающих технологий, улучшением материально-технического и кадрового обеспечения, внедрением института врача общей практики. Реализуются также мероприятия по оптимизации сети организаций здравоохранения, их штатной численности, выполняемых функций и повышению эффективности использования бюджетных средств.
|
|
В последнее время от ряда экспертов поступают предложения по изменению модели финансирования здравоохранения путём создания медико-социального фонда, но государственные органы (в первую очередь – Министерство здравоохранения РБ) выступают резко против, считая, что в стране всегда существовало бюджетное финансирование здравоохранения и поэтому образование посредника в виде медико-социального фонда не представляется целесообразным.