Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения

Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения – это денежные доходы, поступления, которые находятся в собственности и в распоряжении организаций здравоохранения, аккумулируются в определенных фондах денежных средств и используются на осуществление текущей деятельности и на развитие организаций здравоохранения. Основными видами финансовых ресурсов являются: бюджетные средства, доходы от оказания платных услуг населению, благотворительные взносы и благотворительная помощь.

Исходя из соотношения различных видов финансовых ресурсов в системе здравоохранения, выделяют 3 базовые модели финансирования:

1. Государственная модель финансирования (на основе модели Бевериджа, англ. экономиста 1940-х годов). В рамках данной системы финансовые ресурсы на здравоохранение формируются за счет перераспределения бюджетных средств, аккумулируемых посредством налогообложения. Основное преимущество этой модели в гарантированной государством медицинской помощи населению, установленной конституцией.

2. Бюджетно-страховая (система Бисмарка). Финансовые ресурсы формируются за счет обязательных взносов, уплачиваемых организациями и гражданами, в специальные фонды страхования здоровья, которые установлены законодательно. Размеры страховых взносов зависят от платежеспособности организаций и граждан. Те граждане, которые не имеют доступа к страховым фондам, охватываются государственной гарантией минимальной медицинской помощи.

3. Частнопредпринимательская модель – это платная медицина, при которой финансовые ресурсы аккумулируются за счет реализации платных медицинских услуг, а также средств добровольного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг производится в соответствии с тарифами.

В основу построения системы финансирования здравоохранения в РБ заложена концепция, сочетающая преимущественно государственное финансирование предоставления медицинских услуг и привлечение дополнительных средств и внебюджетных источников, а также доходов от оказания платных услуг. Правда, иногда попытки правительства страны привлечь граждан к софинансированию медицинской сферы носят поспешно-непродуманный характер (например, предложение в своё время вице-премьера о взимании символической платы за посещение поликлиники, ограничение бесплатного посещения поликлиники определённым количеством раз в году и т.д.).

Все виды финансовых ресурсов организаций здравоохранения можно поделить на 2 группы: внутренние источники финансирования и внешние источники финансирования. В зависимости от статуса субъекта, осуществляющего финансирование, внутренние источники делятся на государственные (средства республиканского бюджета, средства местных бюджетов, средства ФСЗН) и негосударственные финансовые ресурсы (средства организаций от оказания платных услуг, в том числе экспорт медицинских услуг, доходы от предпринимательской деятельности (например, часть помещений сдали в аренду), средства от добровольного медицинского страхования, доходы от услуг по договорам с организациями (например, ВГУ провёл медосмотр своих сотрудников, заключив договор с поликлиникой), безвозмездные взносы и пожертвования). Внешние источники финансирования – это безвозмездная международная помощь, не связанная с государственным заимствованием.

Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов здравоохранения и в целях реализации конституционных прав граждан Беларуси на получение медицинской помощи за счет средств государственного бюджета Советом Министров утверждены следующие минимальные социальные стандарты в здравоохранении:

1. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1-го жителя республики (в 2014 г. – 3 млн. 73 тыс. в год).

Величина норматива бюджетной обеспеченности определяется ежегодно при формировании бюджета на планируемый год Минфином совместно с Минздравом для областей и в среднем по республике. Она должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений здравоохранения, в том числе на оказание медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников и создание необходимой материально-технической базы.

2. Норматив обеспеченности врачами общей практики (1 врач на 1,3 тыс. жителей), участковыми врачами-терапевтами (1 врач на 1,7 тыс. взрослого населения), участковыми врачами-педиатрами (1 врач на 0,8 тыс. детского населения).

3. Норматив обеспеченности больничными койками (9 коек на 1 тыс. жителей).

4. Норматив обеспеченности аптеками (1 аптека на 8 тыс. жителей).

5. Норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (1 бригада на 12 тыс. жителей).

6.Норматив обеспеченности специальными автомобилями амбулаторий (1 машина) и участковых больниц с коечным фондом более 20 коек (2 машины).

7. Норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения (водоснабжение, отопление, канализация, вентиляция).

На основе минимальных социальных стандартов в областях, городах и районах разрабатываются и утверждаются областные, городские и районные территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи. Эти программы предусматривают предоставление амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, а также дополнительных (по отношению к гарантированному минимуму) объемов и видов медицинской помощи за счет средств бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.

Дополнительным видом финансовых ресурсов являются доходы от оказания платных услуг. В соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009г. №182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи. Стоимость платных услуг определяется в соответствии с законодательством. Тарифы на платные медицинские услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли. Норматив рентабельности – не более 30%. Тарифы на медицинские услуги в нашей стране регулируются государством. Причём не только государственные медцентры, но и частные клиники цены на медуслуги обязаны были устанавливать в соответствии с постановлением Совмина. С 2015 года начался поэтапный отказ от государственного регулирования цен на консультационные, диагностические услуги. При этом размер премирования врача (доцента, профессора) за консультационные услуги составляет, как правило, 15% от цены на платную услугу, может достигать 40%, но медучреждения в этом не заинтересованы, ведь им ещё перечислять деньги в бюджет.

5.Организация финансового планирования в учреждениях здравоохранении.

Ещё в 2003 году был осуществлен переход от планирования финансовых средств по сетевым показателям к планированию, основанному на нормативах бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя, с разработкой и реализацией территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Это означает, что средства на здравоохранение выделяются исходя не из количества занятых в отрасли работников и других промежуточных показателей, а из количества населения, которое может нуждаться в медицинской помощи.

Порядок использования финансовых средств определяется сметой расходов медицинского учреждения.

Смета — это финансовый план расходов учреждения на календарный год. Она включает все расходы в планируемый период. Смета учреждения является основным финансовым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание.

Смета расходов составляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов, которая утверждена Законом Республики Беларусь от 05.05.1998г. №158―З., а также Постановлением Министерства здравоохранения РБ от 29.09.2008г. №153 «Об утверждении сметы расходов больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи, финансируемых за счёт средств бюджета». Бюджетная классификация — это установленный порядок расположения бюджетных расходов по определенным однородным признакам (разделам, параграфам и статьям). Бюджетная классификация имеет важное значение в организации бюджетного финансового планирования. Она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета, составлять отчетность об использовании бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов.

Проект сметы расходов медицинского учреждения на предстоящий год составляется в мае — июне бухгалтерско-экономической службой под руководством главного врача. К составлению проекта сметы привлекаются заместители главного врача и заведующие отделениями. Особое внимание обращается на более полное использование имеющихся в учреждении резервов. Проект сметы должен максимально точно отражать действительную потребность учреждения в финансировании. Исходными материалами для составления проекта сметы являются объем деятельности учреждения, определенный планом его развития и установленные нормативы и нормы расходов.

Различают нормативы следующих видов: финансовые (ставки заработной платы, нормы командировочных расходов, расходов на питание и медикаменты) и материальные (нормативы мягкого инвентаря, мебели, хозяйственного оборудования, перевязочных средств, транспорта и т.д.). Финансовые нормативы делятся на обязательные (утверждаемые вышестоящей организацией) и необязательные (расчетные). Обязательные нормативы (ставки заработной платы, нормы расходов на питание и медикаменты и др.) не разрешается занижать или превышать. Необязательные нормативы (нормы расходов на отопление, освещение, стирку белья, хозяйственные принадлежности) могут быть изменены в зависимости от особенностей хозяйства медицинского учреждения. Они базируются на фактических расходах за ряд истекших лет, утверждаются руководителем организации и согласовываются с вышестоящим органом управления.

Расходы учреждения здравоохранения состоят из текущих и капитальных расходов. К текущим расходам относятся:

Статья 1100100 — «Оплата труда рабочих и служащих» — занимает основное место в расходах медицинского учреждения (50―60% расходов). Фонд заработной платы на планируемый год определяется запланированным количеством штатных должностей (врачи, средние и младшие медицинские работники, административно-хозяйственный и технический персонал) и месячными ставками заработной платы с учетом устанавливаемых надбавок и повышений, а также премии и материальной помощи. В фонд заработной платы включается оплата за работу в праздничные дни, оплата ночных дежурств и т.д.

Статья 1100200 «Начисления на оплату труда». По этой статье планируются расходы, связанные с социальным страхованием и социальным обеспечением (временная нетрудоспособность, пособия на детей и др.) Законодательством предусмотрены: отчисления в государственный фонд социальной защиты населения — 35% от фонда заработной платы; страховой взнос по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2% от фонда заработной платы.

Статья 1100301 «Канцелярские и хозяйственные расходы» (стирка белья, подписка на периодические издания, приобретение предметов и материалов на хозяйственные цели и т.д.)

Статья 1100302 «Медикаменты и перевязочные средства». Кроме медикаментов и перевязочных средств по этой статье проходят расходы на сыворотки, вакцины, дезинфицирующие средства, кровь для переливания.

Статья 1100303 «Мягкий инвентарь и обмундирование». В основу расходов по этой статье положены нормативы белья на одну койку. Расчет ведется по табелю оснащения с учетом ежегодной амортизации белья.

Статья 1100304 «Продукты питания». При исчислении расходов по этой статье следует исходить из стоимости питания одного больного в день умноженной на число запланированных койко-дней. Общая сумма расходов по этой статье составляет примерно 15―20% бюджета больницы.

Статья 1100305 «Прочие расходные материалы». По этой статье отражаются расходы на приобретение материалов для протезирования, рентгеновской пленки, шприцев, реактивов, мелкого медицинского инструментария и другие расходы.

Статья 1100400 «Командировки и служебные разъезды». По этой статье предусматривают ассигнования на оплату проезда, суточных и квартирных при командировках, оплату расходов по служебным разъездам.

Статья 1100500 «Оплата транспортных услуг». Сюда относят расходы на содержание, наем и ремонт транспорта.

Статья 1100600 «Оплата услуг связи» — оплата услуг телефонной связи, почтовых отправлений, услуг за пользование Internet.

Статья 1100700 «Оплата коммунальных услуг» состоит из расходов на отопление, освещение, водоснабжение, пожарную охрану и прочих. Установить единые нормы расходов по этой статье для всех учреждений невозможно, так как они зависят от конкретных условий и особенностей работы учреждения.

Капитальные расходы включают:

Статья 2400102 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования». По этой статье проходят расходы на приобретение мебели, медицинского оборудования и др. Планирование данной статьи расходов осуществляется на основании государственных программ: Программы развития здравоохранения Республики Беларусь, Национальной программы демографической безопасности.

Статья 2400300 «Капитальный ремонт». Расходы по этой статье планируются в соответствии с утвержденной технической сметой.

Смета медицинского учреждения утверждается руководителем учреждения и вышестоящей организацией. После утверждения она становится законом финансовой деятельности учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: