Характеристика государственной политики в сфере культуры, формы государственного регулирования культурно-творческой деятельности

Культурная политика страны разрабатывается всеми высшими органами государственной власти (в первую очередь, Министерством культуры) при постоянной консультативной и экспертной поддержке со стороны научных организаций, религиозных структур, творческой интеллигенции. Определение основных ориентиров культурной политики в конечном итоге - это забота всего общества. Культурная политика рассматривается как отклик на комплекс объективных потребностей социума в тех или иных ценностных принципах и установках.

Политика государства в области культуры заключается, прежде всего, в создании экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранения и обеспечения эффективной деятельности ее организаций, учреждений, подготовки и социальной защиты работников культуры, деятелей искусства, стимулирования любительских объединений и самодеятельного народного творчества. Государственные органы во взаимодействии с общественными организациями должны обеспечить развитие культуры, они несут ответственность за духовное, нравственное, эстетическое воспитание граждан. В Беларуси это декларируется в Законе «О культуре в Республике Беларусь» (от 4 июня 1991 г. № 383-ХII, с изменениями и дополнениями) в разделе «Обязанности государства в области культуры».

В данном законе определены основные цели и задачи культурной политики. В современных условиях государственная культурная политика призвана:

а) обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций и усиление процессов межкультурных коммуникаций;

б) осуществлять моральную и материальную поддержку социальных институтов и деятелей, которые создают настоящие ценности культуры и способствуют дальнейшему развитию национально-культурного богатства;

в) обеспечить общедоступность библиотек, музеев, театров, концертных залов и других центров национальной и общечеловеческой культуры;

г) создавать реальные социально-политические и экономические условия для становления и развития на территории республики национальной культуры, сохранения и популяризации сокровищниц белорусского национального наследия;

д) способствовать возрождению и развитию национальных традиций, культур других этносов, проживающих на территории республики;

е) проводить рациональную языковую политику, которая обеспечивает высокую культуру белорусского языка, условия для развития языков национальных меньшинств, проживающих на территории республики.

Таким образом, культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-организационные и другие государственные и общественные институты по всесторонней и углубленной социализации и инкультурации населения.

Кроме Закона «О культуре», в Республике Беларусь также принята комплексная государственная программа «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы, финансируемая из республиканского бюджета. Программа предусматривает изучение культурных потребностей и рынка культурных благ общества в целом, различных его слоев и групп. Программа имеет многогранный характер. Из относительно инновационных экономико-управленческих подходов в программе предусмотрено создание системы национальных преференций для культуры страны, привлечение частного капитала в сферу культуры посредством развития спонсорства и меценатства (например, проводится республиканский конкурс «Меценат культуры»), развитие механизмов государственно-частного партнёрства, реформирование системы менеджмента и внедрение инновационных технологий в практику управления в сфере культуры, создание условий для эффективного функционирования института продюсерства, рациональное использование государственных средств на основе научно обоснованного планирования в соответствии с приоритетами государственной культурной политики.

Государственная политика Республики Беларусь в области культуры на современном этапе носит противоречивый характер, выявляя одновременно как положительные, так и отрицательные тенденции. С одной стороны, несмотря на экономические трудности в стране, в области культуры есть серьезные успехи. Беларусь активно и регулярно принимает участие в международных художественных конкурсах и фестивалях. Гордостью страны стали традиционные музыкальные фестивали «Славянский базар» в Витебске, «Золотой шлягер» в Могилеве, кинофестиваль «Листопад» в Минске и множество других мероприятий. В стране ежегодно проходят сотни смотров, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников искусств. С другой стороны, в культуре наблюдаются многие негативные тенденции: недостаточное государственное финансирование; ведомства и профсоюзы в некоторых случаях вообще прекратили финансирование культуры, в результате сокращаются штаты, многие заведения закрываются; существуют противоречия как в самом законодательстве, так и между нормами права и практикой их использования (отношения собственности, налогообложения, бюджетного регулирования, трудового, таможенного законодательства) и т.д. Например, организации типа БРСМ, спортивные клубы и т.д. освобождены от арендной платы за пользование помещениями либо их ставки существенно уменьшены, а ТБМ, другие организации культурно-просветительской направленности таких льгот не имеют. Важной проблемой также является координация деятельности в сфере культуры, рациональные и оптимальные соотношения между органами культуры на республиканском и местном уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: