Лекция 5. Сфера культуры: особенности функционирования, финансы и управление

1. Культура как отрасль социальной сферы. Место и роль культуры в социально-экономическом развитии общества.

2. Характеристика государственной политики в сфере культуры, формы государственного регулирования культурно-творческой деятельности.

3. Особенности государственного финансирования в сфере культуры.

4. Пути повышения эффективности бюджетных расходов в сфере культуры.

1. Культура как отрасль социальной сферы. Место и роль культуры в социально-экономическом развитии общества.

Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны. Одной из важных характеристик современного состояния мировой социально-экономической системы является заметное повышение роли и значения сферы культуры, усиление её влияния на ключевые параметры развития экономики и общества. Отрасли культуры в ведущих государствах сейчас выступают в качестве достаточно динамично растущего сегмента сферы услуг, а непосредственные результаты культурной деятельности во многом определяют облик стран и регионов.

В настоящее время на этом фоне развитие сферы культуры в Беларуси, как представляется, сопряжено с некоторыми очевидными проблемами и трудностями. В частности, система управления и стратегического планирования в сфере культуры является недостаточно эффективной, поскольку не выработаны механизмы ее совершенствования в условиях смешанной (рыночной) экономики. Также не достаточно проработаны вопросы, связанные с механизмами бюджетного финансирования в сфере культуры с применением маркетинговых инструментов, оценкой эффективности работы культурных учреждений, особенно на уровне регионов.

Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой. Ей присущи уникальность, неповторимость и нередко невещественность результатов труда. Культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов, а также сама непосредственно влияет на формирование трудовых ресурсов в обществе.

Как национальный ресурс, культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, проявляющихся в системе институций, таких как: национальный язык, историко-культурное наследие нации, фольклор, народные промыслы и ремесла, профессиональное и самодеятельное искусство, культурологическое и художественное образование, учреждения и кадры культуры, межнациональные и межгосударственные культурные связи. Отрасль культуры отличается от других отраслей народного хозяйства своей материально-технической базой, а также уровнем и масштабами потребляемых материальных ресурсов.

На всех этапах цивилизации государство было социальным институтом, который создает условия для развития духовной деятельности в обществе. Тем не менее, ряд культурологов склонны утверждать, что культура в отличие от других сфер меньше всего поддается институциональному упорядочению. Она связана с индивидуальной деятельностью писателей, музыкантов, художников, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Такой позиции придерживаются многие деятели культуры и искусства, которые всегда выступали против вмешательства государства или иных социальных институтов в духовную творчество.

Вместе с тем, мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли регулирования культурной жизни в любой стране. Особенно это касается переломных моментов общественного бытия. В развитии современного культурного процесса возникают ситуации между тенденциями к централизации культурной деятельности со стороны государства и его демократизацией, которой требуют неправительственные организации. Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, поскольку без государственной поддержки они не могут выдержать тех или иных трудностей, не только финансовых, но и правовых, политических и др. Вместе с тем, вмешательство может создать угрозу зависимости культурной деятельности от власти, от правящих кругов, что может привести к деформации культурной жизни.

История дает много примеров, когда государство, с одной стороны, было главным институтом, что поддерживало науку, литературу, искусство, а с другой - оно же запрещало определенные направления или отказывало в протежировании и попечительстве тем художникам, творчество которых не соответствовало «общественным нормам» или наносило ущерб государству.

На современном этапе функции регуляции в сфере культуры в значительной степени начинают подчиняться рынку. Но правовые принципы неизменно корректируют рыночную стихию. В дополнение существуют государственные органы, институты и формы регуляции культурной жизнедеятельности. И хотя ни суть, ни динамика, ни судьба государства не совпадают прямо с динамикой культуры, в каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры как через бюджетное финансирование, так и специальным законодательством или специальной политикой. Но осуществление принципов демократизации и другие факторы приводят к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура в значительной степени функционирует во взаимодействии с другими сферами деятельности и регуляции, прежде всего с хозяйственной сферой, рынком, в том числе и рынком культуры.

Государственные органы обязаны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития культуры и искусства, создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию, а также формировать систему предприятий и учреждений, выделять необходимые средства, обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготавливать квалифицированных кадров, создавать гарантии и стимулы для художественного творчества, сохранения традиций культуры (фольклор, народные промыслы и ремесла), использования достижений культуры.

Эти цели, задачи и приоритеты органично соотносятся с направлениями культурной политики, сформулированными ЮНЕСКО (суть: экономические достижения возможны под воздействием культурных явлений). ЮНЕСКО рекомендовала государствам следующие цели развития:

а) расширение масштабов политики в сфере культуры и преобразование ее в один из центральных компонентов политики в области развития;

б) увеличение материальной поддержки культуры;

в) активизация творчества в области культуры в качестве фактора устойчивого развития;

г) расширение практической деятельности в сфере сохранения культурного наследия (в Беларуси, например, в последние годы активизировалась работа по восстановлению и функциональному развитию Мирского, Несвижского замков и др.);

д) обеспечение устойчивости культурного разнообразия внутри общества.

Безусловно, это очень сложный, смелый, стратегический подход на уровне международного сообщества. Из него следует, что до тех пор, пока не будет со стороны государств и влиятельных негосударственных органов и организаций понимания исключительной роли культуры и будет сохраняться остаточный принцип её финансирования, то и в экономике не произойдет значительных перемен.

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя:

а) театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство;

б) концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.;

в) кинематография, телевидение и радиовещание;

г) издательское дело, полиграфия и книготорговля.

Управление культурой заключается в: организации создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения Республики Беларусь; руководстве предприятиями, организациями, учреждениями и заведениями культуры.

Систему органов управления культурой составляют: Министерство культуры Республики Беларусь, управления культуры областных городских государственных администраций, отделы культуры районной государственной администрации, подведомственные им театры, концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культуры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музыкальные и художественные школы.

На сегодняшний день в системе Министерства культуры функционируют 9 тысяч учреждений культуры, в которых работают более 48 тысяч специалистов. Новые кадры по всем творческим направлениям и профессиям готовятся в более 500 музыкальных и художественных школах, ряде средних специальных учреждениях и 3-х вузах (Белорусский государственный университет культуры и искусства, Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: