Фюзеляжи современных самолетов в подавляющем большинстве имеют полумонококовую конструкцию, состоящую из обшивки, стрингеров и шпангоутов. Ферменные конструкции применяются лишь для легких самолетов.
Расстояние между шпангоутами зависит от толщины обшивки моноблочного фюзеляжа, компоновки и веса.
На практике шаг шпангоутов принимается в пределах:
200—300 мм — для легких самолетов;
300—400 мм — для средних самолетов (15<G0<30 тс);
450—500 мм — для тяжелых самолетов.
Расстояние между стрингерами в фюзеляже выбирают из тех же соображений, что и в крыле, стремясь как можно полнее использовать (для снижения веса) эффект подкрепления обшивки. В зависимости от толщины обшивки расстояние между стрингерами принимают:
100—150 мм — для легких самолетов;
150—200 мм — для тяжелых самолетов.
В зоне больших вырезов (люков и т. п.) устанавливаются в виде окантовок усиленные продольные силовые элементы (усиленные стрингеры, балки).
При проектировании конструкции моноблочного фюзеляжа необходимо учитывать следующие требования и рекомендации.
|
|
1. Сосредоточенные силы, приложенные к элементам каркаса, необходимо как можно более плавно распределить по обшивке фюзеляжа, где они уравновесятся потоком касательных сил и нормальных напряжений.
2. Большие сосредоточенные силы (от двигателей, оперения, крыла, шасси) следует передавать на обшивку элементами каркаса, направленными параллельно силе. Силы вдоль фюзеляжа должны передаваться на обшивку через стрингеры и продольные балки, а силы, действующие поперек фюзеляжа, — через усиленные шпангоуты.
3. Сосредоточенные силы, направленные под острым углом к оси фюзеляжа, следует передавать на обшивку через стрингеры и шпангоуты.
4. Конструкция фюзеляжа современных самолетов должна удовлетворять требованиям долговечности и надежности; это особенно существенно для гражданских самолетов. Для выполнения данного требования необходимо, чтобы:
— величина нормальных напряжений в обшивке от внутреннего давления в герметической кабине не превышала 8—10 кгс/мм2;
— отсутствовала высокая концентрация напряжений, особенно вблизи вырезов для дверей, окон и люков;
— были приняты меры к ограничению скорости распространения трещин (принцип безопасно разрушающейся конструкции).
5. При конструировании герметизированных отсеков фюзеляжа следует правильно назначать границы зоны герметизации (с учетом вырезов под шасси, крыло и т. п.); и избегать применения плоских поверхностей для восприятия избыточного внутреннего давления.
Поперечные сечения герметизированных отсеков должны, как правило, иметь форму круга или близкую к нему.
Для уменьшения веса и повышения срока службы фюзеляжа следует шире применять монолитные конструкции, особенно при проектировании средних и тяжелых самолетов. Чем меньше в конструкции клепки и различных соединений, тем меньше вес и меньше источников концентрации напряжений.