Объективные предпосылки развития издательского дела

В XV веке по мере развития европейских государств, нацио­нальных экономик, торговли, научных центров растет потребность в массовом распространении информации, которая уже не могла быть удовлетворена только устным и изобразительным видами коммуникации. Монастырские и городские скриптории не справ­лялись с обилием заказов. Отсутствие технических возможностей тиражирования информации и ее распространения в обществе, не­совершенство системы средств массовой коммуникации замедляло процесс реформирования европейской жизни.

В это время последователи Гуттенберга повсеместно создают ти­пографии - в Страсбурге, Нюрнберге, Базеле, Париже. В 1500 году в Европе работало более 200 типографий. Книги печатались уже во всех европейских странах. За пятьдесят лет вышло около 40 тысяч наименований изданий. Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией (первая ин­формационная революция связана с процессом формирования ре­чи, вторая - с изобретением письменности), имел важные последст­вия для развития рекламной деятельности.

В XVI веке рынок книг развивался в рамках европейского про­странства. Их востребованность стимулировала интенсивное раз­витие издательской деятельности. Распространению книжных из­даний способствовал и тот факт, что большинство книг печаталось на латинском языке.

Один из известных методов коммерческого распространения книг издателями в Европе тесно связан с появлением почтальонов,

которые, переезжая из города в город, доставляли книжный товар, а вместе с ним и рекламные листки издательств. По мере развития типографий расширяется география издательской деятельности. Постепенно центром встреч европейских издателей становится Франкфурт. Здесь они обмениваются информацией, обсуждают планы на будущее и издают первые каталоги. В 1500 г. печатается один из первых списков-каталогов "Libri venales Venetiis, Nurembergoe et Basileoe", содержащий более 200 названий книг. В 1541 г. в Венеции выходит в свет известный каталог Альда Мануция. Затем подобные издания появляются в Цюрихе (1548 г.), в Париже (1546 г.). Формируется европейская корпорация издате­лей, и в 1564 году издается Полный каталог Книжной Ярмарки.

Наряду с развитием книгопечатания формируются новые виды печатной рекламы: книжные каталоги издателей, афиши, листов­ки издателей, буклеты, летучие листки, титульные листы книг. Одна из первых известных издательских рекламных афиш принад­лежит Кэкстону (Caxston). Напечатанная в 1477 году, она пред­ставляет собой листок небольшого формата (136 х 76 мм), на кото­ром рекламное объявление завершается предупреждением: "Просьба не срывать!".

Следствием развития книгопечатания явилось возникновение таких новых видов изобразительной рекламы, как типографские эмблемы и экслибрисы.

На заре печатного дела книги не были отмечены марками сво­их издателей. Первой книгой, на которой была обозначена автор­ская марка издателя, стал Psalterium Latinum, изданный в Майце Фустом и Шеффером в 1457 году. Марка представляла собой изображение "двойного щита", который затем фигурирует и в Биб­лии, изданной этими печатниками в 1462 году. Наиболее же знаме­нитым стал знак венецианского издателя Альда Мануция. Его кни­ги - альдины - пользовались в Европе такой большой популярнос­тью, что некоторые типографы стали выдавать собственную про­дукцию за издания Мануция. Его эмблема содержала изображение дельфина, обвивающего якорь, и сопровождалась девизом "Festina lente" - "Поспешай медленно". Слова объясняли символику: быст­рый дельфин обвивался вокруг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и, таким образом, -с качественной работой. Несколько лет спустя знак библиофильской собственности, экслибрис, появился и у владельцев домашних библиотек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: