Ведущие мастера французского рекламного плаката

Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году, ког­да он основал во французской столице небольшую мастерскую по производству литографий. Существует предположение о том, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лакониз­ма изображения, к "ударности" цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок - существенный фактор для небогатого хозяина скромного предприятия. "В результате он стал ограничиваться од­ной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необ­ходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, состав­ляющим одно гармоничное целое со всем рисунком" (71). По мне­нию Ж. Шере, "афиша пришла удовлетворить новые надежды и любовь к красоте, которую постоянно развивает воспитание вкуса. Она повсюду заменила живопись". Афиша стала средством просве­щения народа. В 1890 году за создание народного искусства НС. Шере удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона. По­степенно, по мере того как она совершенствуется, афиша становит­ся произведением искусства.

Историки искусства единодушно отдают Жюлю Шере приори­тет в формировании самых характерных признаков нового жанра, потому что им выявлено и реализовано самое главное для успешного восприятия изображения людьми, спешащим по своим делам, свойство рекламы. Плакатные композиции Тулуз-Лотрека производят впечатление остроугольной преломленностью ра­курсов, использованием фрагментарных, "не вошедших" в рамку листа фигур, чрезвычайной свободой жестов и поз. К эффектным и, по большей части, игриво праздничным плакатам Жюля Шере произведения Лотрека добавили мятущуюся, тревожную и одно­временно пикантную тональность. Прошло более века после их со­здания, но они сохранили свою силу, современность, и их популяр­ность не перестает возрастать.

Этот великий художник не избегал участия и в малых реклам­ных жанрах, почтовых открытках, активно входивших в моду в конце XIX в., театральных программках. И они излучают мощный поток экспрессии, сколь бы малоформатным ни было изобрази­тельное пространство.

Современник Тулуз-Лотрека Теофил Стейнлен также начинал оттачивать свое плакатное мастерство на рекламе мест развлече­ний. Одним из первых его заказчиков стало артистическое кафе на Монмартре "Шануар" - "Черная кошка". Он также создает ком­мерческие плакаты для фирм, выпускающих стерилизованное мо­локо и шоколадные конфеты.

Особенной известностью пользовался его рекламный плакат велосипедной фабрики "Комио". Стилистика плакатов Т. Стейнлена суровая, подчас жесткая и реалистичная.

Наиболее изысканный мастер плаката рубежа XIX-XX веков -Альфонс Муха (1860-1939), Художественное образование он, чех по национальности, получил в Париже и там же незадолго до окон­чания XIX в. приобрел всемирную славу. А. Муха прославился сво­ими художественными плакатами для знаменитой французской актрисы Сары Бернар. В 1895 году она заключила с художником шестилетний контракт на творческое сотрудничество. В 1896 году художник делает рекламный плакат для ее спектакля "Дама с ка­мелиями", в 1897 г, - для "Самаритянки", в 1899 г. - для "Гамле­та" и "Тоски", А. Муха не только создавал афиши, но разрабатывал проекты сценических костюмов, декораций, оформлял театраль­ные программы.

Среди большого количества работ этого плакатиста немало плакатов коммерческой рекламы: бисквиты "Lefevre-Utile", сига­ретная бумага "Job" (1898 г.), детское питание фирмы "Нестле" (1898 г.). И здесь художник не изменяет своему романтически возвышенному стилю. По мнению многих исследователей, А. Муха совершает прорыв из заземленного реализма в модернистскую воз­вышенность и изощренность.

Он не пренебрегал заказами на малые рекламные жанры: пригласительные билеты, меню, не говоря уж о театральных программках.

На этом рекламном поприще он неустанно трудился вплоть до своего отъезда в Америку (1904 г.).

В начале XX в. начинает распространяться киноафиша. Постепенно афиша перерастает свою основную первоначальную реклам­ную функцию и становится предметом моды.

В середине XIX в. афиша, в течение нескольких лет развивавшаяся во Франции, завоевывает мало-помалу весь мир. Повсеместно организуются выставки плаката, где французский плакат играет ведущую роль: в 1894 году - в Лондоне, в 1895 году в Америке в 1896 году - в Дрездене, Вене, Барселоне, в 1897 году - в Дюссельдорфе, Москве, Санкт-Петербурге, в 1898 году - в Берлине, Краксве. Специальные журналы и издания поддерживали эту моду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: