В современных принципов менеджмента проф. Шегда А. относит следующие: приоритет потребителя, надежное обслуживание, скорость и удобство; высокое качество, доступные цены; опора на общечеловеческие ценности; нравственность; помощь другим предпринимателям в достижении успеха; высокие стандарты деятельности; ориентация на перспективу развития, расширения сферы бизнеса, предпринимательства, повышение стандартов деятельности; ориентация на конечные результаты деятельности; стремление к нововведениям; сохранение духа новаторства, несмотря на лидерство в данный момент; осознанная ответственность за результаты дела фирмы; умение вызвать и поддержать энтузиазм персонала фирмы; развитие всего лучшего в людях, их умений, творческих способностей, желание работать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно; решения новых проблем новыми методами; опора на объективные законы и реальность рыночных ситуаций; подражания лидеров; ориентация на ясное и четкое видение интересов индивидуального потребления; использование конкуренции, потому что монополия - враг высокой производительности; четкое, ясное и краткое изложение мыслей, суждений и аргументов; решительные поступки, но взвешенные, учитывающие близкие и отдаленные последствия; исправление ошибок; концентрация своей деятельности на приоритетных программах; выработка реалистичных, простых, четких критериев и показателей оценки своей деятельности, регулярное сверки с ними делового процесса, корректировка своей стратегии, тактике действий; ощущение себя членом команды-победительницы. Успех обеспечивают профессиональные знания, опыт и умение делать конкретные дела; расширение и углубление связей фирмы с внешним окружением. Чем больше связей, тем больше гармонии, согласованности, производительности в действиях менеджера.
|
|
Современные американские теоретики определяют эти принципы несколько по-другому. Менеджмент как специфический вид управленческой деятельности базируется на следующих принципах.
1. Менеджмент вращается вокруг человека. Его задача состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместной деятельности, предоставить их усилиям эффективности и сгладить присущие им слабости, ведь человеческая способность вносить вклад в общество настолько же зависит от эффективности управления предприятиями, как и от собственных усилий и отдачи людей.
2. Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренился в культуре. То, что менеджеры делают в Западной Германии, Великобритании, США, Японии или Бразилии, является, по сути дела, одинаковым. То, как они это делают, может быть совершенно различным. Одно из основных задач, стоящих перед менеджерами в развивающихся странах, заключается как раз в том, чтобы найти и распознать те элементы их собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки модернизированной системы управления.
|
|
3. Каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и единых задач. Его миссия заключается в том, чтобы сплотить своих членов вокруг общих целей. Без этого условия это не предприятие, а толпа.
4. Задачей менеджмента является также то, чтобы предприятие и каждый его член развивали как свои потребности, так и возможности их удовлетворения. Подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации, они не должны останавливаться ни на минуту.
5. Любое предприятие состоит из людей с разными навыками и знаниями, которые выполняют различные виды работ, поэтому оно должно строиться на коммуникации между рабочими и на их индивидуальной ответственности.
6. Ни объем выпуска продукции, ни базовые производственные линии сами по себе не является адекватным измерением деятельности менеджмента и всего предприятия; в этом отношении предприятие похоже с человеком: поскольку ей необходимы различные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же разные средства необходимы и для предприятия.
7. Наконец, если речь заходит о предприятии, следует помнить: оно никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в пределах предприятия существуют лишь центры, которые создают стоимость, однако результат достигается лишь за пределами предприятия.
К характерных принципов менеджмента относятся следующие:
• децентрализация управления фирмой с целью обеспечения тесного сотрудничества органически взаимосвязанных структурных элементов, обладающих широкой самостоятельностью;
• рост численности работников, привлекаемых к разработке управленческих решений;
• отождествление работников с фирмой, ее интересами и принципами, каждый работник - это "человек фирмы";
• повышение готовности каждого к инновациям, динамического обновления продукции;
• постоянное обучение персонала в процессе деятельности предприятия;
• постоянный поиск альтернативных вариантов деятельности фирмы;
• использование нестандартных режимов работы персонала с гибкими настройками; применение новых способов стимулирования труда и новаторства, ориентированных на индивидуальные, групповые, социальные потребности;
• осуществление программ долгосрочного профессионального, карьерного развития ключевых групп работников, включая планированием карьеры и др.;
• активное формирование нового мышления персонала с ориентацией на динамические, быстрые изменения в характере и масштабах деятельности фирм;
• предпринимательский стиль работы, который способен вовремя заметить изменения в тенденциях развития рынка;
• активное использование идей усовершенствования продукции, работ и услуг фирм-потребителей;
• опора на систему гибкого лидерства среди персонала и личные контакты работников с окружающей средой фирмы;
• подчеркнутая и подкреплена практическими действиями постоянная и целенаправленная поддержка индивидуальной инициативы работников фирмы и организаций, которые с ней сотрудничают;
• уход от команд, директив, распоряжений и переход к корпоративной организационной культуры менеджмента, основанный на единстве интересов, общечеловеческих ценностях и целях деятельности фирм, партнерстве, сотрудничестве, взаимной выгоде, взаимодействия, а не на власти и подчинении;
• повышение роли неформальной организации и создание атмосферы всеобщей вовлеченности персонала к делам фирмы, основанной на общности корпоративных и индивидуальных интересов;
|
|
• опора на естественные интересы персонала фирмы;
• сотрудничество, новаторство творческой природы человека, признание ее дарований, заинтересованность в постоянном росте благополучия;
• создание специальных подразделений, осуществляющих выработку общих ценностей корпорации;
• гармоничное взаимодействие формальной и неформальной организации, когда главная роль отводится первой, а существование второй лишь подразумевается;
• ориентация деятельности фирмы на общечеловеческие интересы.
Принципы управленческой деятельности выступают фундаментом функционирования предприятия.