Оценка чистых потерь монополии. Альтернативные издержки монополизации. Х-неэффективность монополии

Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния. В условиях свободной конкуренции достигается оптимальное (по Парето) размещение ресурсов между альтернативными возможностя­ми использования, поскольку цена равна предельным издержкам.

Когда же на рынке устанавливается мо­нополия, данное условие не выполняется. На рисунке 2.4 величина прибыли, получаемой фирмой в условиях монопольного рынка, достаточно велика. Если бы фирма действовала по правилам совершенной конкуренции, она установила бы объем выпуска Q, исходя из равенства предельных затрат средней выручке, (т.е. в точке ). При этом цена товара была бы существенно ниже монопольной, (т.е. на уровне ). Объем прибыли, (на рисунке это площадь прямоугольника ) был бы значительно меньше объема монопольной прибыли. Фирма, монополизировав рынок, недодает обществу продукции на величину разности Q – Q*, но завышая цену, получает монопольно высокую прибыль. Кроме того, значительно уменьшается потребительская выгода, трактуемая как мера общественного благосостояния. Для рынка совершенной конкуренции размер потребительской выгоды отражается на рисунке площадью треугольника , т.е. в результате монополизации рынка потребительская выгода сокращается (до размера, определяемого площадью треугольника ). Практически часть денег потребителей, которые могли бы материализоваться в товар, перешла к монополисту при повышении цены и снижении объема выпуска.

Вместе с тем имеют место и чистые потери потребительской выгоды для общества (эти потери на рисунке представлены площадью треугольника ). Данная величина потребительской выгоды изымается у потребителей, но и не достается монополисту. Таково негативное последствие монополизации. Если бы монополист с помощью определенных приемов мог побуждать потребителей приобретать каждую очередную единицу своего краткосрочного предложения по максимально возможной цене, то он бы практически превратил всю потребительскую выгоду в свою прибыль. Подобные приемы называют ценовой дискриминацией. Таким образом, чистые потери от монополии тем выше, чем: чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает мо­нополист; чем выше общая выручка монополиста; чем выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене.

Как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде монополист ведет себя одинаково: старается поддержать монопольно высокую прибыль. Монопольная прибыль может существенно превышать нормальную прибыль, в результате чего монопольная рента (сверхприбыль), получаемая предприятием-монополистом вследствие его монопольного положения на рынке, высока. Однако обладание монопольной властью абсолютно не гарантирует положительной экономической прибыли. Речь идет о том, что при одинаковых параметрах спроса и предельной выручки возможны различия в прибыли, обусловленные особенностями применяемой технологии, что и отражается в затратах. При неизменной





Подборка статей по вашей теме: