Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния. В условиях свободной конкуренции достигается оптимальное (по Парето) размещение ресурсов между альтернативными возможностями использования, поскольку цена равна предельным издержкам.
Когда же на рынке устанавливается монополия, данное условие не выполняется. На рисунке 2.4 величина прибыли, получаемой фирмой в условиях монопольного рынка, достаточно велика. Если бы фирма действовала по правилам совершенной конкуренции, она установила бы объем выпуска Q, исходя из равенства предельных затрат средней выручке, (т.е. в точке
). При этом цена товара была бы существенно ниже монопольной, (т.е. на уровне
). Объем прибыли, (на рисунке это площадь прямоугольника
) был бы значительно меньше объема монопольной прибыли. Фирма, монополизировав рынок, недодает обществу продукции на величину разности Q – Q*, но завышая цену, получает монопольно высокую прибыль. Кроме того, значительно уменьшается потребительская выгода, трактуемая как мера общественного благосостояния. Для рынка совершенной конкуренции размер потребительской выгоды отражается на рисунке площадью треугольника
, т.е. в результате монополизации рынка потребительская выгода сокращается (до размера, определяемого площадью треугольника
). Практически часть денег потребителей, которые могли бы материализоваться в товар, перешла к монополисту при повышении цены и снижении объема выпуска.
Вместе с тем имеют место и чистые потери потребительской выгоды для общества (эти потери на рисунке представлены площадью треугольника
). Данная величина потребительской выгоды изымается у потребителей, но и не достается монополисту. Таково негативное последствие монополизации. Если бы монополист с помощью определенных приемов мог побуждать потребителей приобретать каждую очередную единицу своего краткосрочного предложения по максимально возможной цене, то он бы практически превратил всю потребительскую выгоду в свою прибыль. Подобные приемы называют ценовой дискриминацией. Таким образом, чистые потери от монополии тем выше, чем: чем выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист; чем выше общая выручка монополиста; чем выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене.
Как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде монополист ведет себя одинаково: старается поддержать монопольно высокую прибыль. Монопольная прибыль может существенно превышать нормальную прибыль, в результате чего монопольная рента (сверхприбыль), получаемая предприятием-монополистом вследствие его монопольного положения на рынке, высока. Однако обладание монопольной властью абсолютно не гарантирует положительной экономической прибыли. Речь идет о том, что при одинаковых параметрах спроса и предельной выручки возможны различия в прибыли, обусловленные особенностями применяемой технологии, что и отражается в затратах. При неизменной