X - неэффективность монополии

Лейбенстайн указал, что монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подры­вает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах (Лейбенстайн). Так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки для произ­водства каждого объема выпуска выше соответствующих издержек фир­мы на рынке совершенной конкуренции. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (минимально возможным для данного вы­пуска уровнем издержек) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность производства в условиях монополии.

Х-неэффективность может быть объяснена тем, что монополист не стремится минимизировать издержки вообще. Это происходит тогда, когда цель фирмы никоим образом не связана с проблемой издержек (то есть не ставится цель максимизировать прибыль, объем продаж или тем­пы роста). Например, целью менеджеров может стать увели­чение собственной власти, престижа и безопасности в рамках фирмы. В этом случае фирма-монополист наймет больше персонала и будет про­изводить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурен­тная фирма, а выгоды от Х-неэффективности пойдут как менеджерам (в виде увеличенияих власти и престижа), так и дополнительному персо­налу (возможно, и рабочим посредством более высоких ставок заработ­ной платы). Если к Х-неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это может означать, что они готовы уступить часть прибыли за возможность иметь больше свободного времени и меньше работать.

Но возможна ситуация, когда издержки в условиях монополии будут ниже, чем при конкуренции. Тогда будет наблюдаться экономия на издержках монополиста. Такое может наблюдаться вследствие высокой отдачи от масштаба производства.

Контрольные вопросы темы:

1. Дайте определение рынка. Какие типы рыночных структур Вы знаете?

2. Определите основные типы границ рынка, покажите их особенности для товаров разных типов.

3. Охарактеризуйте различные подходы к пониманию рыночной конкуренции.

В чем проявляется эффективность конкурентных рынков?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: