Виды государственной политики

Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции. Применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.

Общей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, служат:

• экономическая эффективность. Конкуренция на товарных рынках не является сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической эффективности. Конкуренция является средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей;

• оптимизация поведения экономических агентов. Развитие конкуренции - это процесс, а не результат. Подмена самостоятельных решений экономических агентов государственным регулированием неэффективна из-за:

- эволюции рынков благодаря использованию частной информации, которой располагают только фирмы;

- внешних шоков, воздействия которых на экономическую систему невозможно предугадать;

- невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов экономических агентов. Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее широкие возможности принимать самостоятельные решения. Применительно к товарным рынкам это означает создание условий, благоприятных для конкуренции, - прежде всего, снижение барьеров входа в отрасль путем развития рыночной инфраструктуры.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами с различной степенью вовлечения государства в процесс регулирования. Возможная классификация государственной промышленной политики представлена в табл. 12.1[29].

Пассивная защитная политика ставит целью борьбу с неэффективным распределением ресурсов, вызванным монополистическим ценообразованием, и ограничение монополистического поведения, в том числе контроль над рекламой. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Такая политика классифицируется как защитная, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, условно можно отнести ее к пассивной политике: с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, содействие определенным типам деловой активности, таким как малое предпринимательство, инновационная деятельность, антиинфляционная политика. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.

Активная защитная политика, в отличие от пассивной, предполагает некоторые положительные результаты. Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского Сообщества приняли подобную модель политики в 70-80 гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

В целом в рамках защитной политики предусматривается контроль над естественными монополиями, и соблюдением правил игры, определенных как правила добросовестной конкуренции, ведется реестр доминирующих фирм («реестр монополистов»).

Для активной наступательной политики характерны как общие и позитивные цели, так и направленное воздействие государства на экономику. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние - как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.

Таблица 12.1 Виды государственной отраслевой политики

  По используемым методам
Пассивная Активная
По выдвинутым целям По используемым целям Защитная Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
Наступательная Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

В основе антимонопольной политики лежит понятие о чистых потерях благосостояния, связанных с монопольным ценообразованием и неэффективным использованием ресурсов. К таким потерям приводят следующие действия, считающиеся запрещенными:

· фиксирование цен, что приводит к исключению рыночного механизма перераспределения ресурсов;

· ограничение предложения с целью завышения рыночных цен;

· ограничения покупки: запрет заказчикам покупок у других производителей;

· ограничения продажи: запрет продажи другим клиентам;

· связанные продажи;

· недобросовестная реклама;

· вертикальные и горизонтальные соглашения, ограничивающие конкуренцию.

Цели антимонопольного регулирования можно сгруппировать следующим образом:

· эффективное распределение ресурсов;

· предотвращение создания или ликвидация уже существующих рыночных структур, чье поведение приводит к неэффективному распределению ресурсов;

· предотвращение ценовой дискриминации;

· помощь фирмам-аутсайдерам.

Традиционное регулирование требует длительного влияния на объект регулирования. Антимонопольное регулирование носит эпизодический характер. Чтобы оценить последствия государственного регулирования, используется ряд методов:

· сравнение последствий функционирования регулируемых и нерегулируемых рынков и фирм;

· вариации степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке;

· контролируемые эксперименты;

· моделирование поведения фирм в различных условиях функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: