Особенности антимонопольной политики стран Западной Европы

К особенностям антимонопольного регулирования отраслевых структур стран Западной Европы следует отнести следующие характеристики:

· относительное либеральное отношение к монополиям. В Европе относительно мало распространен как сам запрет монополий, так и практика ограничения слияний;

· в основном имеет место регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия также рассматривается как механизм прогрессивного развития посредством дифференциации продукта, совершенствование методов производства и НИОКР;

· при проведении отраслевой политики используется концепция «эффективной конкуренции», которая способствует структурной перестройке экономики.

Основой регулирующих мероприятий ЕС в целом является Римский договор, запрещающий картели и другие ограничивающие соглашения, государственную помощь фирмам, которые нарушает межгосударственную торговлю, осуждающий злоупотребление доминирующим положением и предусматривающий регулирование слияний и поглощений. Ограничения могут быть сняты в случае, если последствия функционирования доминирующих фирм и картелей способствуют экономическому и научно-техническому прогрессу. При этом сохраняется порядок антимонопольного регулирования в каждой отдельной стране.

Тем не менее, с вступлением в действие общеевропейских законов, ограничения становятся более жесткими, что обусловлено стремлением корпораций проникнуть на рынки соседних стран.

В ФРГ органами антимонопольного регулирования являются Министерство экономики (общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбор конкретных дел), Антимонопольный комитет (экспертный совет). Контролю здесь подвергаются:

- приобретения 25; 50 и 100 процентов акций фирмы;

- сделки, результатом которых является установление прямого либо косвенного контроля над фирмой;

- сделки по приобретению менее 25 % акций, если это открывает возможность оказывать влияние на поведение фирмы;

- создание холдинговых структур;

- фирмы, занимающие доминирующее положение на рынке.

При контроле слияний (поглощений) используются следующие критерии:

· доля рынка;

· финансовые показатели (прибыль, затраты, выручка);

· доступ к каналам распределения;

· связи с другими предприятиями;

· барьеры входа и выхода;

· наличие товаров-субститутов;

· возможность обращения клиентов к другим поставщикам.

При этом фирмы рассматриваются как находящиеся в состоянии коллективного доминирования.

В Великобритании органами, ответственными за антимонопольную политику являются Министерство торговли и промышленности, Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган), Комитет по свободной торговле (конкурентная политика и предварительные расследования).Критерием доминирующей фирмы является доля фирмы на рынке, превышающая 25 %. При рассмотрении дел особо выделяются два фактора: влияние на платежный баланс страны и на политику в сфере занятости.

Органом проведения отраслевой политики в Италии является Комиссия по конкуренции на рынке. В компетенцию комиссии входит контроль за приобретением, слиянием и созданием общих предприятий. При этом в компетенцию комиссии не входят СМИ и банковская сфера. Основным механизмом является штраф за нарушение положений антимонопольного законодательства.

Органами регулирования во Франции являются Министерство экономики и Комиссия по конкуренции. Особенностью французской отраслевой политики является ее «промонопольность». Созданная в послевоенные годы структура экономики предусматривает 1-2 крупных предприятия в каждой отрасли и буфер из мелких фирм-поставщиков. Государственная политика также направлена на предотвращение банкротств предприятий-лидеров, стимулирование слияний, поощрение НИОКР, развитие экспорта.

Незаконными с точки зрения отраслевой политики считаются:

- коллективные ограничения торговли;

- злоупотребление доминирующим положением;

- контроль уровня розничных цен;

- дискриминация покупателей.

Органами антимонопольного регулирования в Японии являются Комиссия по свободной торговле и Министерство промышленности и торговли. Органы регулирования не принимают конкретных решений, а проводят переговоры в трудных случаях. Антимонопольное регулирование довольно либеральное, разрешено перекрестное владение акциями компаний, благодаря чему ключевое место в экономике занимают «дзайбацу» - многоотраслевые концерны (финансово-промышленные группы).

Доминирующие слияния в японской экономике разрешаются:

- в случае кризиса, угрожающего тому или иному сектору (отрасли) экономики;

- при необходимости выполнения зарубежных обязательств;

- с целью поддержания курса йены;

- для поддержания занятости;

- для спасения предприятия от банкротства.

Следует отметить, что подобная же практика имеет место в Южной Корее.

Контрольные вопросы темы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: