К особенностям антимонопольного регулирования отраслевых структур стран Западной Европы следует отнести следующие характеристики:
· относительное либеральное отношение к монополиям. В Европе относительно мало распространен как сам запрет монополий, так и практика ограничения слияний;
· в основном имеет место регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия также рассматривается как механизм прогрессивного развития посредством дифференциации продукта, совершенствование методов производства и НИОКР;
· при проведении отраслевой политики используется концепция «эффективной конкуренции», которая способствует структурной перестройке экономики.
Основой регулирующих мероприятий ЕС в целом является Римский договор, запрещающий картели и другие ограничивающие соглашения, государственную помощь фирмам, которые нарушает межгосударственную торговлю, осуждающий злоупотребление доминирующим положением и предусматривающий регулирование слияний и поглощений. Ограничения могут быть сняты в случае, если последствия функционирования доминирующих фирм и картелей способствуют экономическому и научно-техническому прогрессу. При этом сохраняется порядок антимонопольного регулирования в каждой отдельной стране.
|
|
Тем не менее, с вступлением в действие общеевропейских законов, ограничения становятся более жесткими, что обусловлено стремлением корпораций проникнуть на рынки соседних стран.
В ФРГ органами антимонопольного регулирования являются Министерство экономики (общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбор конкретных дел), Антимонопольный комитет (экспертный совет). Контролю здесь подвергаются:
- приобретения 25; 50 и 100 процентов акций фирмы;
- сделки, результатом которых является установление прямого либо косвенного контроля над фирмой;
- сделки по приобретению менее 25 % акций, если это открывает возможность оказывать влияние на поведение фирмы;
- создание холдинговых структур;
- фирмы, занимающие доминирующее положение на рынке.
При контроле слияний (поглощений) используются следующие критерии:
· доля рынка;
· финансовые показатели (прибыль, затраты, выручка);
· доступ к каналам распределения;
· связи с другими предприятиями;
· барьеры входа и выхода;
· наличие товаров-субститутов;
· возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
При этом фирмы рассматриваются как находящиеся в состоянии коллективного доминирования.
В Великобритании органами, ответственными за антимонопольную политику являются Министерство торговли и промышленности, Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган), Комитет по свободной торговле (конкурентная политика и предварительные расследования).Критерием доминирующей фирмы является доля фирмы на рынке, превышающая 25 %. При рассмотрении дел особо выделяются два фактора: влияние на платежный баланс страны и на политику в сфере занятости.
|
|
Органом проведения отраслевой политики в Италии является Комиссия по конкуренции на рынке. В компетенцию комиссии входит контроль за приобретением, слиянием и созданием общих предприятий. При этом в компетенцию комиссии не входят СМИ и банковская сфера. Основным механизмом является штраф за нарушение положений антимонопольного законодательства.
Органами регулирования во Франции являются Министерство экономики и Комиссия по конкуренции. Особенностью французской отраслевой политики является ее «промонопольность». Созданная в послевоенные годы структура экономики предусматривает 1-2 крупных предприятия в каждой отрасли и буфер из мелких фирм-поставщиков. Государственная политика также направлена на предотвращение банкротств предприятий-лидеров, стимулирование слияний, поощрение НИОКР, развитие экспорта.
Незаконными с точки зрения отраслевой политики считаются:
- коллективные ограничения торговли;
- злоупотребление доминирующим положением;
- контроль уровня розничных цен;
- дискриминация покупателей.
Органами антимонопольного регулирования в Японии являются Комиссия по свободной торговле и Министерство промышленности и торговли. Органы регулирования не принимают конкретных решений, а проводят переговоры в трудных случаях. Антимонопольное регулирование довольно либеральное, разрешено перекрестное владение акциями компаний, благодаря чему ключевое место в экономике занимают «дзайбацу» - многоотраслевые концерны (финансово-промышленные группы).
Доминирующие слияния в японской экономике разрешаются:
- в случае кризиса, угрожающего тому или иному сектору (отрасли) экономики;
- при необходимости выполнения зарубежных обязательств;
- с целью поддержания курса йены;
- для поддержания занятости;
- для спасения предприятия от банкротства.
Следует отметить, что подобная же практика имеет место в Южной Корее.
Контрольные вопросы темы: