Информационный материал. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого –М.,2009

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гу­манность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выпол­нению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накоплен­ный социальный опыт. Иногда это называют "тран­сляцией" культуры.

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Этот вид деятельности, на­правленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педа­гогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретиче­ского статуса. Если признается наличие у педагогики тео­ретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидакти­ки, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения. С нашей точки зрения, если все это принять во вни­мание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагоги­ческой науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образо­вания. Но педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образова­ние в единстве всех составляющих его частей, и для кото­рой оно и только оно является ее собственным объектом изучения.

Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. –М, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: