Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001.
Тест «Профессиональное мастерство»
Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов – природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).
1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?
1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?
1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?
1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?
1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?
1.6 В Ваших руках любая работа спорится?
1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?
1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?
1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?
1.10Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?
Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 – средний, 1-3 – уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.
|
|
Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально-психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.
2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?
2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?
2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?
2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?
2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?
2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?
2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?
2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?
2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?
2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?
Обработка результатов. Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 – высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 – достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 – уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.
Блок третий (определяются качества личности высокопрофессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.
|
|
3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?
3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?
3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?
3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?
3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?
3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?
3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?
3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?
3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе?
3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?
3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?
3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?
3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?
3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?
3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?
3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?
3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?
3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?
3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?
3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?
Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – уровень достаточно высокий; до 19 – уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой.