Волынкин В.И. Педагогика в схемах. -_ Ростов на Дону, 2007
Рецензия – это текст, целью которого является разбор содержания книги или статьи с выражением своего мнения, отношения к идеям и содержанию рецензируемой статьи.
ПЛАН РЕЦЕНЗИИ:
• Автор, название статьи, ее источник.
• Почему вы выбрали данную статью? Чем она вас заинтересовала?
• Какова ее ведущая идея? Как эта идея раскрывается?
• Какие стороны профессионального труда педагога она описывает?
• Какие проблемы она поднимает?
• Ваше отношение к ним.
• Чем статья может быть полезна начинающему педагогу?
• Общее впечатление о статье с позиции будущего педагога.
Ваша рецензия должна быть представлена как связный текст, предполагающий ответы на поставленные выше вопросы.
Задание 7. Составьте картотеку диагностических методик, посвященных изучению (самодиагностике) педагогических, в том числе, творческих способностей учителя.
Цель: уметь применять диагностические методики, в том числе по самодиагностике.
|
|
Рекомендации по выполнению задания: составьте картотеку диагностических методик по изучению педагогических способностей (организаторские, коммуникативные, творческие и др.). Какие из них могут быть наиболее полезны студентам педагогических вузов? Одну из методик апробируйте; обработайте полученные данные.
При составлении каталога обратитесь к нескольким поисковым системам – Yandex, Google, Rambler. Картотеку можно оформить в виде таблицы 14 «Диагностика педагогических способностей». Список должен содержать не менее 10 источников.
Таблица 14 - Диагностика педагогических способностей
№ | Название методики, автор | Основное содержание методики | Целевая группа (для кого предназначена) |
Критерии оценки:
-умение работать с Интернет-ресурсами;
-умение анализировать и обобщать информацию;
-наличие собственной точки зрения;
-умение применять диагностическую методику и анализировать полученные данные.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание выполняется индивидуально, обсуждается в группе. Материалы оформляются в виде таблицы. Технология развития критического мышления
Задание 8.
Деловая игра: Обыграйте предложенные педагогические ситуации и варианты ее решения, используя разные стили педагогической деятельности. Сделайте общий вывод о наиболее эффективном в данной ситуации стиле педагогической деятельности и вариантах ее решения.
Ситуации:
1. Ученик 6-го класса, занимающийся с репетитором изучением английского языка, периодически отказывается работать на уроках английского языка, мотивируя это тем, что оценки его не интересуют, а знания он получит от репетитора. Каковы могут быть действия учителя?
|
|
2. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это реагировать учителю?
3. После того, как Вы провели несколько занятий, учащийся вам прямо в глаза заявил: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить». Ваша реакция.
4. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к товарищу по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Как должен и может поступить учитель?
Цель: знать стили педагогической деятельности, анализировать педагогические ситуации и уметь находить варианты их решения.
Рекомендации по выполнению задания: при выполнении задания, представьте себя в роли педагога и предположите варианты его реакции на ситуации, в зависимости от стиля педагогической деятельности. Сюжетно-ролевая игра поможет вам «погрузиться» в профессионально-педагогическую деятельность и познакомиться с возможными проблемными ситуациями, которые можно эффективно решить, руководствуясь тем или иным стилем педагогической деятельности.
Критерии оценки:
-умение применять теоретическую информацию на практике;
-умение анализировать, обобщать информацию;
-наличие собственной точки зрения;
-культура речи, грамотность.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание выполняется в группе. Технология игрового обучения (сюжетно-ролевая деловая игра).
Задание 9. Составьте список тех профессионально-педагогических умений, которые вам необходимо развить и усовершенствовать, чтобы стать настоящим профессионалом. На основе самоанализа, опроса ваших сокурсников, родителей и знакомых, выявите наличие у себя этих умений. Определите, является ли умение специальным или универсальным, в какой области оно может пригодиться и где его можно развить. Результаты оформите в виде таблицы 15 «Профессионально-педагогические умения».
Таблица 15 - Профессионально-педагогические умения
Умение | Вид | Область, в которой может пригодиться | Где можно научиться |
Умение выступать перед аудиторий, находить контакт | универсальное | В профессиональной области, повышение квалификации (конференции и пр.), дистанционное общение. | Педагогическая практика, Курсы по выбору (Профессионально-педаго-гическое общение), тренинги (самообучение). |
Общий вывод:…………… |
Цель: уметь проводить самоанализ, самодиагностику профессионально-значимых умений.
Рекомендации по выполнению задания: при выполнении задания, на основе предложенной таблицы, определите профессионально-педагогические умения, которые вам необходимо в себе развить. Обратите внимание на информационный материал к заданиям №№1 и 2, где указаны основные педагогические умения педагога-мастера. На основе опроса своих знакомых, родственников, друзей, определите умения, которые вам следует развить в себе, а также в каких областях эти умения вам могут пригодиться и где им можно научиться.
Определить педагогические умения вам поможет информация о видах педагогической деятельности: организаторская, методическая, внешкольная, преподавательская, воспитательная, самообразование, управленческая, научно-исследовательская деятельность.
Критерии оценки:
-умение самоанализа и самодиагностики;
-умение провести исследование (опрос) и обработать полученные данные;
-умение анализировать, обобщать информацию;
-наличие выводов, собственной точки зрения;
-культура оформления, грамотность.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется индивидуально, обсуждается в группе. Материалы оформляются в виде таблицы. Технология развития критического мышления.
|
|
Литература:
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007.
2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
3. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / Н.А. Дука. - Омск: Полиграфический центр, 2004
4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007.
5. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2007.