Себестоимость продукции и расходы, ее формирующие

Расходы на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости. Под себестоимостью продукции (выполнения работ, оказания услуг) следует понимать стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Следует различать «себестоимость произведенной продукции», что отражает приведенное определение, и «себестоимость проданной продукции». В свою очередь, себестоимость проданной продукции — это выраженные в денежном измерении расходы предприятия на изготовление продукции, отгруженной (проданной) покупателю в данном отчетном периоде. Следовательно, себестоимость проданной продукции — это часть себестоимости изготовленной (произведенной) продукции.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий). От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, величина прибыли, а также возможности для реализации инвестиционных, социальных и иных программ. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция предприятия.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

  • цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;
  • производственную себестоимость, которая помимо затрат цехов включает общепроизводственные расходы, т.е. показывает все затраты на производство продукции;
  • полную себестоимость, отражающую затраты не только на производство, но и на реализацию продукции, которые слагаются из производственной себестоимости и расходов периода — общехозяйственных и коммерческих.

Для определения результата от обычных видов деятельности возможно формирование:

  • полной себестоимости;
  • неполной (усеченной) себестоимости.

В первом случае организация распределяет коммерческие и управленческие расходы между проданной и нереализованной продукцией. В случае с неполной себестоимостью коммерческие и управленческие расходы относятся к расходам периода и включаются в себестоимость продукции, проданной в отчетном периоде.

Для управления расходами необходима их классификация по различным признакам. Расходы (затраты) предприятия, относимые на себестоимость продукции, можно классифицировать по признакам.

При анализе и планировании расходов (затрат) и себестоимости продукции наибольшее распространение получили два классификационных признака: экономический элемент и статьи калькуляции.

Классификация затрат на производство и продажу продукции

1. Отношение к процессу производства

1. Производственные

2. Непроизводственные [коммерческие]

2. Экономический элемент

1. Материальные затраты

2. Расходы на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация

5. Прочие расходы

3. Калькуляционная статья

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы [вычитаются]

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организации

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Заработная плата производственных рабочих

6. Отчисления на социальные нужды

7. Затраты на подготовку и освоение производства

8. Общепроизводственные расходы

9. Общехозяйственные расходы

10. Потери от брака

11. Прочие производственные расходы

12. Внепроизводственные [коммерческие] расходы

4. Зависимость от объема производства [продаж]

1. Условно-переменные

2. Условно-постоянные

3. Смешанные

5. Способ отнесения на себестоимость

1. Прямые

2. косвенные

6. Место возникновения затрат

1. Затраты производств

2. Затраты цехов

3. Затраты участков

4. Затраты отделов и т.п.

7. Периодичность возникновения

1. Текущие

2. Единовременные

Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) независимо от назначения, который в пределах данного предприятия невозможно и нецелесообразно детализировать более подробно.

Классификация расходов на производство и продажу продукции по экономическим элементам представляет большой практический интерес, так как на ее основе составляется смета затрат на производство и продажу продукции. Смета затрат на производство отражает все затраты предприятия, связанные с производством товарной продукции, а также с изменением остатков незавершенного производства и выполнением работ, услуг, не включаемых в состав валовой (товарной) продукции. Она используется для расчета себестоимости валовой, товарной и проданной продукции, определения суммы прибыли, разработки баланса доходов и расходов предприятия, а также для расчета таких важных показателей, как средние издержки на единицу продукции, издержки на рубль товарной и реализованной продукции.

Пример расчетов сметы затрат на производство, формирования полной себестоимости товарной продукции представлен в таблице 1.

Таблица 1. Пример сметы затрат на производство

Элементы затрат Сумма, тыс. руб
1. Материальные затраты [за вычетом возвратных отходов] — всего 141 850
В том числе: сырье и основные материалы вспомогательные материалы топливо энергия 118900 9000 7800 6150
2. Расходы на оплату труда  
3. Отчисления на социальные нужды — всего  
4. Амортизационные отчисления  
5. Прочие затраты 10 872
6. Итого затрат на производство 206 254
7. Затраты на работы и услуги, не включаемые в валовую продукцию [списанные на непроизводственные счета] — вычитаются  
8. Прирост [-], уменьшение [+] остатков резервов предстоящих расходов и платежей -1000
9. Себестоимость валовой продукции  
10. Прирост [-], уменьшение [+] себестоимости остатков незавершенного производства -1500
11. Прирост [-], уменьшение [+] остатков по расходам будущих периодов  
12. Производственная себестоимость товарной продукции 206 524
13. Внепроизводственные [коммерческие] расходы  
14. Полная себестоимость товарной продукции 207 734
15. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия 225 680
16. Прибыль от выпуска товарной продукции 17 946
17. Затраты на рубль товарной продукции, руб. 0,92

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет:

  • определить общую потребность предприятия в затратах живого и овеществленного труда на производство запланированного объема продукции путем составления сметы затрат;
  • распределить все затраты по экономическому содержанию;
  • установить долю каждого элемента в общих затратах на производство;
  • осуществлять анализ динамики и структуры затрат на производство продукции для реализации мер финансового контроля и выявления резервов снижения затрат.

Для определения затрат по видам продукции используется классификация по калькуляционным статьям исходя из целевого назначения расходов.

Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к продаже или проданной.

По отношению к процессу производства затраты делятся на производственные и непроизводственные (коммерческие). Такое разделение затрат позволяет определить затраты на производство и сбыт продукции, работ, услуг, а также соотношение между ними.

В зависимости от изменения объема производства (продаж) затраты делятся на условно-переменные, условно-постоянные. Условно-переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства.

Условно-постоянные затраты не зависят от объемов производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства — возрастают.

Деление затрат на постоянные и переменные используется при проведении анализа безубыточности, маржинальном методе планирования финансовых показателей, а также в системе бюджетирования.

По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты — это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти затраты могут быть отнесены на объект калькуляции в момент их осуществления. К указанным затратам можно отнести затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды и т.п.

Затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретного вида изделия, относятся к косвенным затратам. Косвенные затраты включают в себя:

  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • коммерческие расходы.

Отнесение их на себестоимость конкретных изделий осуществляется пропорционально какому-либо признаку — основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости или др. Выбор способа распределения и соответствующего коэффициента распределения зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и ряда других факторов.

Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать цену и исчислить рентабельность отдельных видов продукции.

По отношению к отчетному периоду все затраты делятся на затраты текущего (отчетного) периода, прошлых и будущих периодов.

Такие затраты включаются в себестоимость продукции в определенном порядке.

Затраты предшествующих периодов представлены в незавершенном производстве. При исчислении себестоимости продукции (работ, услуг) к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного периода и из совокупной величины вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.

Затраты отчетного периода — это расходы, осуществляемые в отчетном периоде. Их основная часть включается в себестоимость продукции.

Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: