Рекламный текст обычно состоит из слогана — рекламного девиза; зачина — текста, раскрывающего основную мысль слогана; информационного блока — текста, в котором приводятся основные аргументы в пользу товара или услуги; справочных данных — адрес, телефон, факс и т. д.; эхо-фразы — юмористической фразы или афоризма, пословицы, поговорки, усиливающей рекламный девиз (слоган).
Слово "слоган" происходит от кельтского выражения "sluagh-ghairm", что означает военный приказ. Специалисты, занимающиеся проблемами коммуникаций, видят в слогане пример использования языка как оружия. Слоган в рекламе — это, образно говоря, провоцирующая на покупку фраза или короткое высказывание, выражающее ментальное сокращение. Слоган должен "попасть в яблочко" — в мозг потребителя и, преувеличивая достоинства рекламируемого товара, побудить совершить покупку. Слоган — это мощный эмоциональный заряд, поэтому он мгновенно запоминается. Создатели рекламных слоганов часто используют "игру слов" — каламбуры. Мы выделяем в рекламных слоганах три разновидности каламбуров.
|
|
1. Простые каламбуры (используют многозначность и игру слов): "Чихать я хотел на насморк" — капли для носа; "двигай свой двигатель" — масло для двигателя; "умывай руки, гора грязной посуды" — посудомоечная машина.
К этой группе можно отнести слоганы с элементами приказов, модификаций и дополнительных смысловых значений.
2. Фразеологические обороты (комбинации слов, которые могут обозначать новое смысловое значение): "Поможет найти выход из узких горловин" — таблетки от боли и горле, "имей свою "Правду" — реклама газеты "Правда".
3. Модифицированные фразеологические обороты: "Нашел камень на "Колгейт" — реклама зубной пасты, "идеально как в аптеке" — реклама краски.
В рекламных слоганах часто используются словесные манипуляции: непосредственно обращенные к зрителю ("Ты этого достоин — Л"Ореаль"); приказы ("Принеси мне то, что самое лучшее" — кофе "Чибо"); лишение слогана его главной части ("...само совершенство" — реклама кофе "Прима"); замена выражений ("Ничего мне не хват..." -"Хват" — это марка пива, т. е. "у меня все есть, когда я пью пиво "Хват"); контраст ("Трудно сказать, легко сделать" — водка "Кремлевская"); крылатые выражения ("Как у "Мальвы" за пазухой" — "Мальва" — марка макарон); поэзию ("Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда будет "Лех"! — "Лех" — марка пива).
Ритм — это важный элемент слогана. Ритм способствует тому, чтобы слоган легко запоминался, мог легко быть произнесен. Все это приводит к легкому подсознательному запоминанию слогана.
|
|
Примеры: "Новое поколение выбирает пепси", "Кто пьет витамины, тот долго будет жить".
Таким образом, мы видим, чтослово в рекламе облагает удивительной силой — силой внушения.
При разработке рекламного объявления надо учитывать, что предметом рекламного обращения являются: адресат рекламы и его потребности; адресат рекламы и польза, которую он может извлечь из рекламного товара; сам товар (услуга), например: оригинальная модель одежды, "супермодная" обувь. Оригинальность рекламы определяет неожиданность, живая идея, необычные (магические) слова.
Помните! Хорошая идея исключает любое навязывание товара или услуги!
Рекламные идеи, принимающие визуальную форму выражения качества товара через ассоциации и известные прототипы, являются самыми сильными, так как несут четкий, определенный, обстоятельный, давно сложившийся образ.
Запомните! В каждом товаре (услуге) заложен зародыш драмы, которая эффективнее всего раскрывает сущность товара (услуги).
В процессе создания рекламного сообщения следует учитывать следующие индикаторы внимания (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Индикаторы внимания | Что следует учитывать при создании рекламного сообщения |
1. Размер рекламного сообщения | Минимальный объем информации, достаточный для восприятия (длительность спота, размеры модуля рекламного объявления и т. п.); «Закон квадрата» — чтобы удвоить внимание, нужно и четыре раза увеличить площадь размещения |
2. Цвет | цвет в рекламе придает значение товару; эффект восприятия того или иного цвета; межкультурные особенности (важно для международных рекламных кампаний) |
3. Уровень звука и движение в рекламе | варьировать уровень звука в рамках одного рекламного ролика; мобильная реклама предпочтительнее, чем статичная |
4. Контраст | закон контраста — создать ситуацию «разрыва» внутри одного рекламного материала по отношению к тому, что предшествовало или последует (этот прием подробно описан в работе Ж.-М. Дрю (Dm J. M. Disruption. New York, 1996) использовать прием размещения черно-белой рекламы среди полноцветных рекламных материалов; использовать видеорекламу без звукового ряда среди звуковых рекламных видеороликов |
5. Позиционирование рекламы | текст, размещенный на правой стороне страницы, более читаем, чем текст на левой стороне страницы; верхняя часть страницы прежде всего привлекает внимание читателя |
Рекламное обращение может рассматриваться на двух уровнях: очевидном и скрытом. Об очевидном уровне можно говорить, когда рекламное содержание может составить предмет рационального обсуждения, когда оно написано "открытым текстом". Скрытый же уровень воспринимается подсознательно и передается посредством знаков и символов, которые формируют заданные образы и ассоциации, имеющие непосредственное отношение к рекламируемому товару. Несмотря на то что утверждение о невозможности предвидеть реакцию на ту или иную рекламу, как показывает практика, в целом невозможно, существуют стандартные процедуры, которые поэтапно приводят к созданию рекламного сообщения и составляют критерии эффективности рекламы.
Аргументация рекламы.
В рекламном сообщении следует выделить несколько элементов:
1) информация, содержащая только реальные факты о свойствах и качествах товара, способах его употребления и т. п., что в процессе выбора и совершения покупки может стать существенным.
2) обращение к разуму характерно для рационалистической рекламы, когда стремятся убедить, приводя доводы и аргументы в пользу покупки того или иного товара;
|
|
3) явное или символическое представление преимуществ, обращенное к эмоциональной сфере, глубинным мотивам.
ШЕСТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО НАПИСАНИЮ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ
Эти рекомендации составляют формулу по составлению рекламных объявлений,
разработанную легендарным рекламистом Джо Витале.[23]
1. Внимание целевой аудитории.
2. Вызовите интерес, обращаясь к эмоциям читателей.
3. Докажите выполнимость своих обещаний.
4. Гарантии.
5. Призовите читателя к действию.
6. Постскриптум (выделенная еще раз польза от приобретения рекламируемого товара, обычно пишется в виде коммерческого предложения).
Читатели обычно обращают внимание в первую очередь на заголовки рекламных объявлений. Джон Кейплс утверждал, что объявление с удачным заголовком результативнее того же объявления с невыразительным заголовком в 19 раз, а Дж. У. Янг полагал, что удачный заголовок может увеличить спрос на 50%.
Приведем советы по составлению заголовков. Заголовок должен:
1. Привлекать внимание, бросаться в глаза.
2. Быть кратким, выделять главное.
3. Говорить о достоинствах товара или услуги.
4. Приводить доводы в пользу товара (услуги).
5. Удовлетворять "скрытые" потребности потенциального покупателя.
6. Использовать стандартные клише.
7. Интриговать, подавать рекламу как новость.
8. Старайтесь разместить в заголовке название товара. Как проверить удачность заголовка? Есть один способ проверить, насколько удачный заголовок вы придумали. Подумайте, может ли ваш заголовок быть использован в рекламном объявлении вашего конкурента? Мысленно поместите свой заголовок над его рекламой. Хорошо ли он там смотрится? Если да — измените его. Ваш заголовок должен быть неповторимым. Преимущества вашего предложения не должны никаким образом совпадать с чьей-нибудь еще рекламой. Вы продаете свой товар, а не товар конкурента.[24]
Примеры удачных заголовков[25]:
Средство против облысения: Вы когда-нибудь видали лысую овцу?
Средство от геморроя: Вышлите доллар, и мы излечим ваш геморрой, или же оставьте свой доллар... вместе с геморроем.
|
|
Лозунги всемирно известных компаний:
Кодак — "Летописец Америки"
Макдональдс — "Хорошее время. Отличный вкус"
Для привлечения внимания потенциальных покупателей, кроме заголовков, используют еще в рекламных объявлениях иллюстрации и фотографии. Чарльз Бейтс в книге "Хорошая реклама" писал: "Взгляните на оформление литературного раздела любого журнала. Чтобы сделать материал захватывающим и интересным, к нему всегда подбирают иллюстрации. Этого же требует реклама".
Запомните! Используя иллюстрации и фотографии, вы должны создать уникальное объявление, выгодно отличающееся от конкурентов.
Рекламисты считают, что фотографии предпочтительнее рисунков; они более достоверны, лучше запоминаются, вызывают повышенный интерес читателя.
Как правило, потребитель запоминает из рекламного объявления что-то одно: или. оригинальную мысль, или сильный аргумент.
В рекламном объявлении должно содержаться предложение потребителю, в подтексте которого должно звучать: "Купи только этот товар, тогда получишь вот эту выгоду". Ваше предложение должно быть уникальным и настолько сильным, чтобы привлечь к рекламируемому товару огромное количество покупателей. Это и есть концепция уникального торгового предложения (УТП) Р. Ривса.
Р. Ривс, считал, что если товар не служит удовлетворению потребности или желанию потребителя, то его реклама, в конечном счете, обязательно провалится.
Примером УПТ может служить рекламный лозунг зубной пасты "Колгейт": "Очищает дыхание и зубы".
Компоновка рекламного объявления
Исследования показывают, что первым делом читатель замечает иллюстрации рекламных объявлений, затем читает заголовок, а самым последним — текст. В таком порядке необходимо компоновать рекламное объявление.
Фотографии и иллюстрации необходимо подписывать. Д. Огилви считал, что газетные и журнальные статьи читаются в шесть раз чаще, чем рекламные тексты.
Если ваша реклама будет построена по образцу статьи, то она привлечет больше читателей[26].
Шрифт рекламного объявления должен способствовать восприятию и запоминанию читателем рекламного текста, а неправильно выбранный шрифт будет отталкивать читателя. Заголовки рекламных объявлений должны быть набраны заглавными буквами и не должен заканчиваться точкой. Д. Огилви советует, что длина рекламной строки должна быть не более 40 знаков, а шрифт должен быть ни чересчур мелким, ни излишне крупным.[27] Нельзя рекламу перегружать иллюстрациями, фотографиями и товарными знаками и логотипами.
Для компоновки рекламного объявления на уличном рекламном щите надо придерживаться следующих правил: используйте не только слова, но и обязательно образность; текст объявления должен быть виден издалека, легко читаться, бросаться в глаза, и поэтому шрифт должен быть крупным и ярким; композиционно объявление должно состоять из трех элементов.
Как написать гипнотический рекламный текст?
Это текст, который подчинит будущего читателя вашему образу мыслей, потенциальных клиентов сделает реальными покупателями.
Советы от Джо Витале [28]:
1. Нужно знать, чего вы хотите.
2. Эмоциональное обращение к читателям.
3. Дайте то, о чем вас просят.
4. Задайте вопрос, подразумевая нужный ответ.
5. Красочные описания.
6. Напомните людям обих проблеме и предложите решения.
7. Предлагайте только то, что купили бы сами.
Следуйте этим правилам, думайте о своих клиентах, их эмоциональных реакциях, пытайтесь говорить с ними языком, который не оставит их равнодушными. Тогда ваша реклама получится убедительной и гипнотической. Результат не заставит долго себя ждать! Желаем удачи!
Что вам необходимо для того, чтобы научиться писать Хорошие рекламные тексты? Ответ на этот вопрос тривиален. Вы изучаете произведения классиков мировой литературы еще в школьные годы? Вы читаете произведения художественной литературы? Вот тогда мы сформулируем ответ на поставленный вопрос: развивайте свой рекламный кругозор, читайте... читайте хорошие рекламные тексты, изучайте классиков рекламы. Тогда вы научитесь писать удачные и эффективные рекламные тексты. Найдите хорошую рекламу! Проанализируйте ее, как анализируют шахматную партию! Только не спешите! Попробуйте понять, что именно в данной рекламе удачно. Пользуйтесь для анализа только рекламой, эффективность которой проверена на практике годами. Изучайте и приумножайте творческое наследие "рекламных королей".
Примеры эффективной рекламы: телереклама "Американ Экспресс" под названием "Вы меня знаете" идет в США с середины 70-х гг. XX в. по настоящее время, почти тридцать лет; рекламная кампания, разработанная Лео Бэрнеттом для сигарет "Мальборо", — почти 25 лет.
Теперь попробуем привести качества, которыми должен обладать текстовик (копирайтер): трудолюбие, способность полностью отдаваться рекламному творчеству, любознательность, инновационное мышление, честолюбие, интеллект, начитанность, чувство юмора, креативность.
Перенасыщенность сегодня информационного поля рекламными посланиями заставляет креаторов и копирайтеров искать новые формы воздействия на потребительскую аудиторию. А почему бы не вернуться к классикам мировой литературы? Вот примеры из рекламных объявлений.
"Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". — "Магазин "Богатырь" — широкий выбор для статных людей;
"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека". — "Контрацептивы Баковской фабрики резиновых изделий".
Как вы понимаете, это по мотивам творчества великого русского поэта А. С. Пушкина. А может быть, А. С. Пушкин — лучший копирайтер XXI в.?
В заключение данной главы мы хотели бы предложить вашему вниманию методику сбора материала и написания ярких рекламных текстов.
Этап 1. Изучите все раннее опубликованные материалы.
Почти по любому виду товара имеются мегабайты информации: рекламные объявления конкурентов, сценарии аудиовизуальных рекламных роликов, целые сайты в Интернете и т. д. После изучения этих материалов у вас будет уже 70% всей необходимой информации для написания рекламного текста. Остальную информацию вы получите, изучив товар.
Этап 2. Изучение рекламируемого товара.
Вопросы для изучения:
Ø В чем его отличия от уже существующих аналогов?
Ø В чем выгода для потребителя?
Ø Какие характеристики товара необходимо рекламировать?
Ø На какой сегмент потребительского рынка рассчитан товар?
Ø Гарантии по надежности и долговечности?
Ø Удачен ли дизайн?
Ø Какова цена и система скидок? и т. д.
Этап 3. Изучение потребительской аудитории.
Вопросы для изучения:
Ø Кто потенциальный покупатель товара?
Ø Какой параметр или свойства товара привлекут покупателя?
Ø Какие могут быть потребительские мотивы?
Ø Как охарактеризовать потребительскую аудиторию в общем?
Ø Как сформировать потребность в этой товарной категории?
Этап 4. Сформулируйте цель рекламного объявления.
Возможные цели:
Ø Стимулирование продажи
Ø Ответить на вопросы покупателей
Ø Информация о товаре
Ø Демонстрация преимуществ данного товара перед товарами конкурентов
Ø Повысить узнаваемость и запоминаемость марки
Ø Создать благоприятный имидж компании-товаропроизводителю
Ø Отстройка от конкурентов и т. д.
Ø Все проанализируйте еще раз и приступайте к написанию рекламного текста.
Как повысить эффективность рекламного текста:
Ø Заголовок должен отражать взгляд покупателя на товар или услугу
Ø Используйте в заголовке магические слова (новый, как, вы и т. д.)
Ø Первое предложение рекламного текста обязано усилить заголовок
Ø Читатель должен понять суть рекламного предложения как можно раньше
Ø Приводите проверенные доводы в пользу товара (результаты исследований, отзывы специалистов и т. д.)
Ø Говорите четко о гарантиях и послегарантийном обслуживании
Ø Обещайте бонусы, призы, скидки, подарки и т. д.
Ø Синтезируйте вышеперечисленные примеры
Ø Редактируйте рекламный текст.