Вопрос 3. Возникновение науки и основные стадии ее развития

При рассмотрении третьего вопроса «Возникновение науки и основные стадии ее развития» следует охарактеризовать сущность и содержание этапов развития научного знания. Особое внимание стоит обратить на характеристику современного этапа развития науки, социальную роль науки в обществе.

Говорить о какой-то определенной исторической дате возникновения науки не представляется возможным. Сложность определения исторического возраста дополняется многоаспектностью самого понятия «наука». По принятым на сегодняшний день взглядам, подлинно научное знание, способ его получения, а также основы научной организации формируются в эпоху Нового времени. Однако было бы неверно считать, что до XVII в. человечество не обладало знаниями, явившимися основой возникновения классической науки.

Наука до приобретения ею современных признаков прошла ряд стадий, или этапов, своего развития. Эти стадии не в полной мере соотносятся с подлинной наукой, содержащей системно объединенные сведения из различных областей человеческого знания. Вплоть до начала Нового времени череда этапов развития преднауки была связана с решением отдельных познавательных задач посредством рационально-логического мышления. Данный спектр мышления, конечно, не охватывал ранее, как и не охватывает собой сейчас, всю полноту способностей человека по освоению им окружающего мира в целом и его отдельных сфер в частности. Но тем не менее именно рациональность является той нитью, что связывает древнего астронома с современным физиком-ядерщиком.

Стадии исторической эволюции науки могут классифицироваться по нескольким основаниям. Так, по отношению к классическому этапу науки определяют доклассический, классический, неклассический и постнеклассический периоды ее развития. Существует подход к периодизации развития науки, связанный с культурно-историческими эпохами человечества. По данному основанию различают науку Древнего Востока, античную, средневековую (все это – преднаука) и периоды собственно науки – Нового и Новейшего времени, современную науку. Существуют и иные попытки определения этапов развития научного знания, например, по цивилизационному, региональному и иным основаниям.

Развитие науки в Древнем Египте. Согласно разделяемой многими исследователями гипотезе колыбелью науки явился Древний Египет. Именно здесь, вероятно, и зародились первичные научные знания человечества. Изначально эти знания находились под покровом таинственности и были доступны узкому жреческому кругу посвященных. Вместе с тем тайные, оккультные учения древнеегипетских жрецов проникали в сопредельные регионы, распространяясь со временем в Месопотамии, Вавилоне, Индии, Персии, Китае, Средиземноморском и иных регионах, предоставляя основу для развития преднаучного комплекса Древнего мира.

Полные и систематизированные источники древнеегипетского комплекса знаний на сегодняшний день отсутствуют. Его можно лишь частично реконструировать, опираясь на сохранившиеся в письменных формах древние па­мятники. Особое место среди них занимают «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и др.[1] О научно-культурном наследии Древнего Египта можно судить, также опираясь на труды античных мыслителей: Геродота, Плутарха и других авторов

Античный этап становления и развития науки. В этот период наука, с одной стороны, обособилась в рамках духовной культуры. Ее стало возможным рассматривать в качестве формирующегося социального института. С другой стороны, достижения науки, полученные знания перестали быть тайной, которой владел узкий круг посвященных. Ввиду интенсивности развития, широты охвата, стремительности роста объема получаемых сведений античный период по праву называют яркой страницей в истории науки. Именно античность обладала тем культурно-историческим потенциалом, который поднял науку на очередную ступень развития. В рамках античной науки, в отличие от предшествующего научного этапа Древнего Египта, сформировался ряд ее отраслей. В этой связи следует перечислить такие отрасли античного знания, как натурфилософия (объединенные в научно-философскую систему обобщенные знания человека о природе, естествознание), геометрия, медицина, астрономия, логика, математика. При этом началось формирование междисциплинарных границ как особой формы отграничения и организации знания. В отличие от предшествующего этапа, во многом связанного с мифологическим, неразрывным и синкретическим по своей сути характером знания, в эпоху античности зародился ряд признаков современной науки. В этой связи можно говорить о начале процесса систематизации знания, его разграничения и концептуального оформления.

Античная мысль занимается активным поиском естественных начал мира. При этом единого мнения достигнуто не было. Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы – вода, воздух, земля, огонь или апейрон (нечто неопределенное, но материальное); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах – числах, соотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно не воспринимаемых, но реально существующих неделимых частицах – атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что весь мир и отдельные вещи представляют собой лишь тени идей, результат их временного воплощения[2].

Культурой античности в рамках научно-рационалистического поиска был решен вопрос развития письменности как основы фиксации, ретрансляции и накопления получаемых знаний. Лингвистические структуры античных языков способствовали рационалистическому решению задач науки того периода. Окончательное утверждение буквенно-знаковой системы письма на основе алфавита, традиция ведения записи слева направо, утвердившаяся позже в европейских языках, по-видимому, свидетельствуют об оптимальном для науки характере античной письменности.

В рамках античной науки создание методологии формально-логической аргументации и внедрение в науку понятийной системы связано с именем Аристотеля. Причем понятия, введенные Аристотелем, применялись как для рационального исследования предельно обобщенных причин сущего, так и для научно-отраслевой практической эмпирики. Можно сказать, что Аристотель положил конец научно-поэтическому стилю исследования, в котором понятия не составляли систему взаимосвязанных элементов, а выполняли «вспомогательные» функции.

Научно-теоретическое наследие Аристотеля связано с тщательной разработкой им терминологии, строгостью формулировок, основательностью аргументации. Огромное количество научных понятий, введенных Аристотелем, впоследствии вошло в арсенал ученых. Такие понятия, как «актуальность», «цель», «необходимость», «субстрат», «возможность», «форма», «вид», «следствие» и многие другие, введенные в оборот Аристотелем, и по сей день звучат в научных кругах. Однако вклад мыслителя в развитие науки и этим не ограничивается. Он по-новому подошел к процедуре получения научного знания.

Явившись отцом формальной логики, Аристотель дал четкую классификацию форм мысли. Говоря о понятиях, он делил их на группы, определял содержание и объем, критерии совместимости, способы объединения и деления. Все суждения, по Аристотелю, классифицировались на общие и част­ные, отрицательные и утвердительные. При этом выявлялась их модаль­ность и определялась процедура получения научных умозаключений. Разработкой учения о простом категорическом силлогизме Аристотель создал основу для вывода основных логических законов мышления, среди которых – закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.

Наследие Аристотеля энциклопедично. Можно сказать, что его научная система обобщает предшествующую древнегреческую мысль и является итогом развития античной науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: