Особенности средневекового и возрожденческого этапов развития преднаучного знания

С формированием христианства связана трансформация античной системы взглядов. Человек, мир и бытие в целом стали рассматриваться как творение, созданное по совершенному божественному замыслу. Античное научное наследие оказалось радикальным образом пересмотрено. Однако полного забвения творчества предшествующих мыслителей не произошло. Средневековый период развития науки по-своему воспринял идеи Платона, Аристотеля и других мыслителей, которые стали научной платформой христианского мировоззрения.

Через творчество видного представителя патристики – блаженного Аврелия Августина (354–430 н.э.) произошло новоехристианское осмысление основ учения Платона об объективных идеях. Августин воспринял и христиански переосмыслил платоновскую научно-философскую позицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма, оказавшего колоссальное влияние на средневековую культуру. Августин создал ряд работ в самых различных сферах – теоло­гии, психологии, этике, эстетике, социальной жизни, философии и политике. В своих трудах он исследует множество тем, где с позиций христианского мировоззрения и платоновского научно-философского подхода происходит приращение раннесредневекового научного знания.

Универсальный рацио­нально-теологический синтез осуществляет Фома Аквинский (1225–1274). Его усилиями вопросы католической догматики на том этапе оказались согласованными с вопросами научного объяснения устройства мира, теорией познания, антропологией, этикой, социальными учениями Средневековья. Однако критерии истины и главные ориентиры в развитии науки принадлежали теологии. Философия и иные «науки» данного периода, по образному выражению, являлись «служанками богословия».

Существенная активизация средневековой науки связана со временем образования университетов как формы организации науки Западной Европы. Явившись родоначальником эмпирической науки, Р. Бэкон обладал внушительным объемом знаний. Он выступал против определенного засилья натурфилософской магической практики. В работе «О ничтожестве магии» автор выступал против самой идеи сведения законов природы к комплексу оккультных знаний. А практика мистических ритуалов, используемых в то время многими исследователями, подверглась в данной работе серьезной критике. По мнению Р. Бэкона, задачи, стоящие перед научным сообществом, необходимо решать иными, эмпирическими методами. Вопрос конструирования этих методов и их внедрения в науку средневековый мыслитель считал приоритетной задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: