Критерии оценки знаний, компетенций курсантов в период проведения семинаров и экзамена по учебной дисциплине «Философия»

В какой бы форме ни проводился экзамен, он должен завершиться оценкой знании по четырехбалльной системе, которая объявляется курсанту сразу после ответа. Оценка знаний -это наиболее ответственный этап экзамена, вызывающий, как правило, больше всего затруднений у преподавателя. Она имеет государственное значение. Для самого курсанта -материальное и моральное значение. По оценкам судят о способностях человека, их принимают во внимание при решении кадровых вопросов. Поэтому оценки должны опираться на строго объективные критерии, быть научно обоснованными и обязательными для всех преподавателей. Принцип единства требований предписывает, чтобы один и тот же уровень знаний умений и навыков оценивался преподавателями одинаково.

Полной объективности при оценке знаний курсанта достичь, очевидно, невозможно. На объективность оценки влияет многое: уровень теоретической подготовки преподавателя, его педагогический опыт, личное отношение к курсанту, физическое самочувствие, настроение и т.д.

Чтобы свести к минимуму проявления субъективизма, целесообразной рекомендовать обучаемым и учитывать самому преподавателю требования к ответу на экзамене по дисциплине.

Это:

Ø изложение сущности той или иной научной проблемы, ее позитивный анализ с точки зрения различных школ;

Ø знание основных классических текстов по теме, умение применять их положения к анализу обсуждаемой проблемы;

Ø умение применять основные принципы, законы, категории и положения науки к анализу общественной жизни, проблем своей профессии;

Ø умение критически анализировать альтернативные концепции, извлекая при этом из них рациональные зерна.

Данные требования легли в основу действовавших многие годы критериев оценок по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам наукам. Наличие таких критериев несомненно полезно. Завышение и занижение оценок отрицательно сказываются на воспитательной функции экзамена. Незаслуженная оценка поощряет полузнание, вызывает у курсантов завышенную самооценку своих знаний и способностей, создает ложное представление об истинном положении дел в учебной группе или Вузе в целом.

Сталкиваясь же с чрезмерно высокими требованиями, придирчивостью преподавателя, слушатель теряет веру в свои силы и возможность хорошего овладения дисциплиной. Недооценка знаний вызывает равнодушие и пассивность в последующей работе.

Как показывает опыт, излишне требовательные преподаватели, равно как и "добренькие", не пользуются у курсантов истинным авторитетом и уважением. Только справедливо и заслуженно поставленная оценка вызывает у преподавателя и курсанта чувство удовлетворения, способствует установлению деловых отношений между ними, служит основой действительно прочного авторитета преподавателя.

Оценка знаний курсантов является нелегким делом. Она в значительной мере зависит от педагогической зрелости, культуры, заинтересованности преподавателя. Педагог несет персональную ответственность за объективность оценки. Выставленные курсанту оценки пересмотру не подлежат. В этих условиях особое значение приобретает единство требований преподавателей. Оно должно вырабатываться кафедрой в процессе подготовки к экзаменам, обсуждения порядка и методики проведения экзамена, разработки и утверждения билетов. Имеет смысл взаимное посещение экзаменов преподавателями, особенно желательно это для молодых педагогов, впервые принимающих экзамены.

Ход и результаты экзаменов должны быть предметом самого тщательного анализа и обсуждения на заседании кафедры. Особое внимание при этом следует уделить выводам и заключениям, нацеленным на дальнейшее совершенствование преподавания дисциплин, прочное усвоение ее основных теоретических проблем и методологического значения.

1.Оценка «отлично» выставляется если:

- курсант глубоко и всесторонне усвоил программный материал;

- уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;

- опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью военного врача;

- умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи и предложения;

- делает научно обоснованные выводы и обобщения;

- свободно владеет философским категориальным аппаратом.

2. Оценка «хорошо» выставляется если:

- курсант твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его, опираясь на знания основной литературы;

- не допускает существенных неточностей;

- увязывает усвоенные знания с практической деятельностью военного врача;

- аргументирует научные положения;

- делает выводы и обобщения;

- владеет системой философских категорий.

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется если:

- курсант усвоил только программный материал, по существу его излагает, опираясь на знания только основной литературы;

- испытывает затруднения в практическом применении философских знаний;

- слабо аргументирует научные положения;

- затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

- в основном владеет философским категориальным аппаратом.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется если:

- курсант не усвоил значительной части программного материала;

- допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении теоретических и практических профессиональных проблем;

- испытывает трудности в практическом применении знаний;

- не может аргументировать научные положения;

- не формулирует выводов и обобщений;

- не владеет системой философских категорий. Оценка выставляется по четырех балльной системе и объявляется экзаменуемым по окончании экзамена.

В основе оценки знаний сдающих экзамен по учебной дисциплине лежат следующие основные требования:

- высокий уровень знаний теоретического содержания
мировой и отечественной философии, ее главных проблем, а
также основных этапов развития философии в объеме учебной про­граммы;

- глубокое знание теоретического содержания мировоз­зренческого и методологического значения рекомендованных к изучению философских текстов выдающихся философов;

- понимание основных функций философии в их единст­ве и умение применять философские знания к анализу есте­ственно - научных, медицинских и социальных проблем;

- умение логически стройно и аргументировано излагать
содержание философских положений в органической связи с
конкретно-научным материалом, фактами истории и совре­менной общественной жизни;

- знание основных направлений современной западной
и восточной философии, умение критически анализировать альтернативные философские, религиозные и научные концепции;

- умение ориентироваться в философских проблемах
естествознания и медицины, творческое применение к ним содержания философии в качестве методологии научного воен­но-медицинского познания.

Определяющими критериальными факторами оценки ответов являются: полнота знаний предмета в целом, в том числе рекомендованных философских текстов; глубина знаний и аргументированность ответов; ориентация в философской проблематике медицинской теории и практики, проявление творческого подхода.

К влияющим факторам оценки ответов относятся: отношение курсанта к учебным обязанностям (посещение лекций, семинаров и т. д.); практическое применение философских знаний в научно-исследовательской работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: