Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 3.Основные этапы развития медицинской этики. Медицинская этика, деонтология, биомедицинская этика, биоэтика




Казалось бы, мораль и нравственность должны быть едиными для всех членов данного общества независимо от какой-либо профессиональной, национальной, религиозной и другой при­надлежности человека. С такой точки зрения медики также не должны иметь своей, особой нравственности, своей корпоративной этики. На самом деле это не так. Не зря еще Ф. Энгельс писал, что "каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль". Правота этого положения видна и из того, что у врачебного сословия такая мораль культивировалась еще с древних времен.

Взаимоотношения врача и больного в процессе обследования и лечения порождают целый ряд моральных проблем. Своеобразие этих взаимоотношений возникло на основе свода правил, традиций, положений, регулирующих их. Надо признать, что различные моральные проблемы возникают и в любой другой профессиональной деятельности, где человек имеет дело с себе подобными. Это положение эмпирически было известно давно, но четко его сформулировал в 1834 г. в труде "Деонтология, или наука о морали" один из основоположников утилитаризма Иеремия Бентам. Общество рассматривалось им как сумма индивидуумов, а общественный интерес — как совокупность личных интересов. Согласно этому положению, Бентам считал, что целью моральной жизни является "наибольшее счастье наибольшего числа людей". Он назвал это учение деон­тологией, от слов "деон" — должный и "логус" — учение — учение о должном поведении при профессиональном или ином обще­нии человека с человеком.

К. Маркс считал представления Бен-тама о таком достижении всеобщего благоденствия наивными и называл его "гением буржуазной глупости" (К. Маркс, Ф. Эн­гельс. Собрание сочинений, 2-е издание, т. 23, С. 624).

Спустя несколько десятилетий после этого учение о должном вошло в обиход врачей ряда стран. Примерно в середине XIX в. во Франции вышла книга Молля "Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности". В России книга стала известна с 1903 г., когда был осуществлен перевод на русский язык под редакцией Я. Левенсона (СПб., 1903). Пионер отечественного монографического исследования по деонтологии Н.Н. Петров подверг резкой критике Молля. Он считал, что тот просто перенес утилитарную деонтологию Бентама в медицину. "Взамен истинно деонтологических широких общественных интересов ... выдвигались на первый план сословные и личные интересы самих врачей, иногда чисто мате­риальные, иногда — научно-карьерные, лишь отчасти скрашенные требованиями общечеловеческой морали...", — писал Н.Н. Петров.

Следует отметить, что моральные проблемы, связанные с врачеванием, возникли вовсе не в XIX столетии и начинались вовсе не с Молля. Они были известны врачам задолго до нашей эры. Об этом свидетельствует большой свод этических правил, имевшихся в сочинениях древнекитайских, древнегреческих и других врачей. Извлечением из этих трудов и является "Клятва врача", не очень объективно названная в поздние времена именем Гиппократа.




В России вопросами деонтологии занимались ряд врачей, в частности В.А. Манассеин, который уделял им много внимания в журнале "Врач". Тем не менее деонтологи не были широко известны во врачебной среде. Об этом свидетельствует высказывание Н.Н. Петрова, который в 1948 г. писал, что термин «деонтология» неизвестен большинству наших врачей и даже в нашей Большой медицинской энциклопедии вовсе нет такого слова.

Одним из самых известных основоположников^ учения об этике врача в России следует считать замечательного отечес­твенного врача и писателя Викентия Викентьевича Вересаева (Смидовича). В своей уникальной, знаменитой книге "Записки врача", первое издание которой увидело свет в 1901 г., а в по­следующем она выходила в нашей стране более 28 раз громад­ными тиражами и была переведена на множество языков мира, автор непревзойденно изложил основные вопросы этики и де­онтологии врача. Эта блестящая книга не потеряла своей акту­альности и сегодня и должна быть настольной книгой каждого студента и врача. В этой книге В.В. Вересаев высокопрофесси­онально осветил практически все стороны этоса медицины, многие из которых сегодня вошли в биомедицинскую этику. Прекрасное изложение всех этических вопросов, поднятых В.В. Вересаевым в "Записках врача", дано Б.Г. Юдиным в книге "Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия" (М., 2004).



С тех пор в СССР и России вышло огромное число книг и статей по вопросам этики и деонтологии врача, в том числе и автора этого учебника.

Круг проблем деонтологии очерчивался примерно следующими вопросами: взаимоотношения врача и больного, ятрогении, или болезни, связанные с врачеванием, этика ведения тяжелых и безнадежных больных, в том числе и вопросы эйтана­зии, врачевание в век научно-технической революции, врачебная тайна, самосовершенствование и коллегиальность врачей и ряд других.

Вопросы этики врачевания до середины XX столетия разрабатывались медиками каждой страны для себя. Начиная с 1946 г., после создания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в рамках ООН, эти вопросы стали разрабатываться ее подразделениями (Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), ЮНЕСКО и ее подструктуры - КОМЕНТ, Международный комитет по биоэтике, Межправительственный комитет по биоэтике и др.]) как рекомендательные для всех стран мира. В целом уже к 60—70-м годам XX столетия был сформирован целый ряд сводов по этике врачевания. Они были отражены в документах медицинских организаций мира и во многом сблизили позиции различных стран по данному вопросу.

Мораль взаимоотношений врача и больного — не догма, а динамично развивающееся понятие. По мере прогресса медицины возникают новые этические и правовые проблемы, затрагивающие интересы этих двоих. Кроме того, их содержание также не всегда является единым для различных социумов. Они будут толковаться по-разному в зависимости о традиций, При­нятых в данном обществе этических и правовых норм, конфессиональных взглядов, Системы здравоохранения и т. д. В соответствии с таким законом естественного развития различных наук и учений примерно во второй половине XX столетия в медицине постепенно сложилось новое учение, названное биомедицинской этикой,которое включает многие прежние пробле­мы этики врачевания, но в то же время несет в себе не меньшее число новых проблем.

В литературе называется множество причин перехода этики и деонтологии врача в биомедицинскую этику. В частности, к ним относятся: 1. Кардинальные изменения представлений о правах человека и, в частности, о правах больного, что породило необходимость пересмотра или дополнения сложившихся ранее сводов этики и деонтологии.

2. Всплеск всеобщей веры в Бога и агрессия религии.

3. Увеличение числа пожилых людей, тяжелой патологии, ухудшение социального обеспечения, нехватка социальных ресурсов для здравоохранения и отсюда — тяга к эвтаназии. Новая ступень развития трансплантологии и возможности злоупотребления как со стороны медиков, так и лиц, имеющих влияние на медиков; давление капитала на мораль.

5. Внедрение высоких репродуктивных технологий в медицину — экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), суррогатное материнство, клонирование.6.Расшифровка генома человека и связанные с этим фантастические возможности вмешательства во все сферы его жизни.

6. Несомненное ослабление моральных устоев общества и его составляющих индивидуумов, возникновение условий для кор­поративного злоупотребления, попрания прав человека, зло употреблений со стороны общества, региональный эгоизм и пр., а также необходимость в связи с этим перевода моральных норм в правовые.

Что же такое биомедицинская этика? Нередко биомедицинскую этику сокращенно называют биоэтикой, что на самом деле неверно. Термин "биоэтика" значительно шире, чем "биомедицинская этика".

Термин "биоэтика" трактуется следующим образом: "биоэтика — свод требований и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в интересах охраны и обеспечения физического и психического здоровья человека и общества, устанавливающих меру ответственности тех, кто принимает решения в этой области, а также регулирующих возникающие в связи с этим отношения".

ГТоттер, считающийся автором термина "биоэтика", вкладывает в него такой смысл: "наука выживания, объединяющая биологические знания и общечеловеческие ценности".Следовательно, в понятие "биоэтика" входят моральные ценности, имеющие отношение ко всему мировому сообществу и не только человеку, но и всему живому на Земле, космосу и пр. Поэтому в печати на различных форумах часто говорят о "глобальной биоэтике". В Киеве в 2004 г. прошли 3-й Международный симпозиум "Глобальная биоэтика" и 2-й Национальный конгресс по биоэтике. На этих форумах целый ряд ав­торов выступали с докладами о "правах" животных как биоэтической проблеме. Эта тема чуть ли не стала центральной темой форумов. В ряде стран функционируют общественные движе­ния, борющиеся за права животных. Разработана классифика­ция "прав" животных, раздаются призывы к принятию законов об их правах. Большое внимание правам животных уделяется также в книге А. Кемпбелл "Медицинская этика" (2004). Более того, на указанных форумах в Киеве прозвучал целый ряд выступлений, посвященных теме "прав" растений тоже как биоэтической проблеме. В пределах биоэтики рассматриваются также мораль конфессиональная, региональная (американская, европейская) и т. д.

В январе 2005 г. в Москве проходило Региональное совещание ЮНЕСКО по преподаванию биоэтики в странах Восточной Европы и по выработке Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, в котором как эксперт ЮНЕСКО по биоэтике принимал участие и автор данного учебника. В до­кументах этого форума и по ходу совещания все время под­черкивалось, что биоэтика охватывает очень широкий круг вопросов— медицинскую этику, этику науки и технологии, этику космических исследований, этику экологических исследований и многое другое. Было принято следующее определение биоэтики.Термин "биоэтика" относится к систематической, плюралистической и междисциплинарной области исследований, касающейся теоретических и практических моральных проблем, возникающих в медицине и других науках о жизни в их применении к человеку и отношениям человечества с биосферой».

Из сказанного можно видеть, что "биоэтика" имеет отношение к медицине, но вовсе не исчерпывается ею и никак не является синонимом медицинской этики.Поэтой причине более правильным для обозначения медицинской этики представляется термин "биомедицинская этика", хотя до сих пор многие ученые в России применяют термины "биоэтика" и "биомедицинская этика" как синонимы. Биомедицинская этика — часть биоэтики, такая же, как, например, этика юриста, этика менеджера, этика бизнесмена и пр.Таким образом, биомедицинская этика — это учение, отражающее современное развитие биологии и медицины, новых направлений, достижений технологий, и появляющийся в связи с этим совооокупность морально-правовых проблем.

Круг вопросов, которые включает в себя биомедицинская этика, ныне также очень широк и не полностью очерчен. Он во многом зависит и от того, кто пытается его очертить — клиницист или теоретик, юрист или представители разных конфессий.

В США курс биомедицинской этики, который читается всем студентам медицинских колледжей или факультетов университетов, включает следующие вопросы: врачебная тайна, охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (в том числе эвтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорожденных.

В Великобритании: в содержание биомедицинской этики входят следующие проблемы: 1. Моральная аргументация, медицинская этика и информированное согласие. 2. Информированное согласие и дискуссия о "праве умереть". 3. Моральное и правовое значение сообщения пациентам правды. 4. Конфиденциальность и хорошая клиническая практика. 5. Этика медицинского исследования. 6. Репродуктивная этика — оплодотворение, суррогатное материнство, генетическое исследование и скрининг. 7. Медицина и права детей. 8. Медицина и права психических больных. 9. Проблема распределения ресурсов в медицине. 10. Моральная ответственность пациентов за свое собственное здоровье. 11. Биомедицинская этика и медицинское образование.

В современных российских изданиях в определении содержания биомедицинской этики повторяются проблемы западных курсов биомедицинской этики : врачебная тайна и охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, прекращение лечения, смерть и умирание (ассистирование при самоубийстве — эвтаназия), проблема репродуктивных технологий, забота о новорожденных. Кроме того, приводятся множество других составляющих биомедицинской этики. К ним можно отнести "эвтаназию, право на смерть, право на реанимацию, право больного получить точную информацию о своем заболевании, аборты, пренатальная диагностика, генетическое консультирование, стерилизация лиц с высоким риском наслед­ственных заболеваний, эксперименты на людях, искусственное осеменение, имплантация эмбриона, банки спермы, эксперименты на генах, вопросы трансплантации, контрацепция, демографический контроль. К ним также относятся информированное согласие больного на проведение диагностических и лечебных процедур, экспериментальное лечение, точное определение критериев смерти, точное определение показаний к реанимации, отбор больных для трансплантации, независимость больных от окружающих и медперсонала в принятии решения относительно лечения Проблемами биомедицинской этики XXI в. объявляются фетальная жизнеспособность, аборт, контрацепция, бесплодие, генетическая инженерия, агрессивное и неагрессивное лечение пожилых женщин, нехватка средств в медицине, менопауза, трансплантация органов, проблемы пола, фертиль-ость у женщин в постменопаузальном возрасте, родильные центры, фетальная хирургия и фетальная терапия

Русская православная церковь видит в данном предмете следующий круг проблем: с какого времени статус человеческого эмбриона должен считаться собственно человеком? Оценка с православной точки зрения репродуктивных технологий, в том числе избыточные эмбрионы. Определение смерти. Вопросы трансплантации. Донорство половых клеток. Пренатальная диа­гностика. Генетическая паспортизация. Клонирование чело­века. Генная терапия. Проблема транссексуализма.

Ю.М. Лопухин оправданно считает, что биоэтика должна отражать: геномику (генетическая паспортизация людей, генный трансфер), протеомику (синтез принципиально новых лекарств), клеточную биологию, породившую терапевтическое клонирование и так называемую фетальную терапию, опасности генной фармакотерапии, генетическую (ПЦР) диагностику, пренатальную диагностику, исследования на эмбрионах, экстракорпоральное оплодотворение (евгеника), обоснование организации справедливой медицинской помощи, защиты человечества от генетически модифицированных продуктов, пути выхода из проблемы нехватки пищевых ресурсов с позиций Мальтуса, проблема генетического оружия. Представления Ю.М. Лопухина о содержании биомедицинской этике видны из круга проблем, излагаемых им в опубликованных трудах по биоэтике : взаимосвязь морали и этики, морали и права, медицинское право; взаимоотношения врача и больного, информированное согласие в вопросах диагностики, лечения; медицинский эксперимент, в том числе этика клинических испытаний лекарственных средств; эвтаназия и паллиативная терапия; аборт и репродуктивные технологии (ЭКО, клонирование); фетальная и клеточная терапия; генетика и биоэтика (геномика, протеомика, генетическая паспортизация, генетический скрининг); трансплантация органов человека и животных; ВИЧ-инфекция и СПИД; справедливое распределение ресурсов в медицине; права ребенка; права психически больных; милосердие для бедствующих; проблемы реконструкции тела и изменения пола (последняя проблема в учебнике не затрагивается).

Проблемой биомедицинской этики, кроме медиков, активно занимаются представители многих отраслей научного знания- философы, биологи, генетики, юристы, другие специалисты и религиозные деятели. Важнейшим объектом биомедицинской этики прежде всего должен остаться человек, особенно больной человек, его защита от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его здоровье.

Тесты для самоконтроля

1. Медицину и этику объединяют:

1) Методы исследования;

2) Стремление к знаниям механизмов человеческого поведения и к управлению им;

3) Человека как предмет изучения;

4) Владения приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях;

5) Ориентация на достижение целостного (духовно-душевного и соматического) благополучия человека.

2. Правильным определением этики как науки является:

1) Этика- наука об отношениях живых существ между собой;

2) Этика- наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов;

3) Этика- наука об уменьшении зла в человеческих отношениях;

4) Этика- наука об умении правильно вести себя в обществе;

5) Этика- наука о всеобщих законах развития общества.

3.Мораль- это:

1) Система внутренних установок человека, основанных на основополагающих жизненных ценностях;

2) Философское учение;

3) Совокупность научных фактов;

4) Наука о всеобщих законах развития общества;

5) Совокупность способностей и склонностей человека.

4. К формам социальной регуляции поведения человека относятся:

1) Мораль;

2) Право;

3) Этикет;

4) Религия;

5) Все перечисленное.

5. Этикет- это:

1) Обычай

2) Нормы, обеспечивающие внешнее соблюдение приличий;

3) Религиозные правила отношения человека к человеку;

4) Элемент системы государственной власти;

5) Форма принуждения и наказания человека человеком.

6. Свобода- это:

1) Возможность человека делать все, что он хочет;

2) Закон природы;

3) Закон общественной жизни;

4) Осознанная необходимость;

5) Освобождение от всех моральных ограничений.

7. Автор термина «Этика»:

1) Геродот;

2) Аристотель;

3) Хилон;

4) П. Г. Дробницкий;

5) Цицерон.

8. Свое наименование этическая наука получила:

1) В IV до н.э.;

2) В IV веке;

3) В VI веке;

4) В XIX веке;

5) В XX веке.

9. Эмпирическая тенденция в этике нашла свое отражение в школах:

1) Софистов;

2) Натуралистических;

3) Идеалистических;

4) Социологических;

5) Космологических.





Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 3284; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8467 - | 7305 - или читать все...

Читайте также:

  1. A)общий; b)альтернативный; c)разделительный; d)специальный (к выделенным словам); e)вопрос к подлежащему
  2. Exercise 1. Переведите следующие предложения на русский язык. Составьте вопросы к подчеркнутым словам
  3. Exercise 8. Дайте краткие и полные положительные и отрицательные ответы на вопросы
  4. FПодсказка. Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию
  5. H – количество направлений развития пожара
  6. I Вопросы (общие для всех)
  7. I. Общая часть. На должность операционной медицинской сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку по работе в операционно-перевязочном
  8. I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос
  9. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материал по теме «Туристские формальности», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  10. I. Подготовительный этап. 1. Изучите материалы темы «Особенности организации внутреннего туризма», включая вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
  11. I.1.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ
  12. II. 2. Пример записи активного посещения в «Истории развития ребёнка» (форма 112/у)


 

3.208.22.127 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.