Биоэтика – как современный этап развития медицинской этики

До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к медицинскому работнику в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине ХХ в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой.

Ведущую роль в формировании биоэтики в 1970-90-е годы сыграли две причины. Первая — это про­гресс медико-биологических наук, применение новейших медицин­ских технологий. Вторая же причина находится вне медицины и да­же вне науки в целом. Это все большее распространение в совре­менном мире правозащитной идеологии. Успехи движений за права национальных меньшинств, женщин, инвалидов и т.д. изменили об­щественное сознание. В настоящее время все чаще судят о соци­альном развитии, цивилизованности какой-то страны по тому, как защищены в ней права человека Распространение этих идей на ме­дицину и стало второй причиной формирования биоэтики как нау­ки. Таким образом, биоэтика отражает ситуацию с правами чело­века в условиях современной медицинской практики. Важнейшая категория биоэтики - это категория прав пациента (испытуемого, донора, реципиента, умирающего больного и т.д.). Являясь прямым продолжением профессиональной медицинской этики, биоэтика в то же время есть особое направление со­временных философских, этических исследований. В русле этих ис­следований преимущественно осмысливаются морально-этические дилеммы, порожденные развитием медико-биологических наук в по­следнюю треть XX в.

Биоэтические исследования, прежде всего, сосредоточены на тех "проблемных ситуациях", которые возникают в связи с медицин­скими вмешательствами в процессы зарождения и умирания чело­века. Основные из этих "проблемных ситуаций" — искусственное оплодотворение; искусственный аборт; применение контрацептив­ных средств, в том числе - стерилизации; клонирование человека; состояния, возникающие при реанимации и интенсивной терапии (смерть мозга, стойкое вегетативное состояние и др.); эвтаназия; отказ умирающего больного от экстраординарных (всего лишь за­тягивающих умирание и потому этически необязательных) меди­цинских мероприятий и т.д. Точность термина "биоэтика", пред­ложенного Ван Роннселлер Поттером, здесь особенно убедительна.

В настоящее время имеются нормативные документы ВМА, каса­ющиеся практически всех биоэтических "проблемных ситуаций", ос­новных биоэтических вопросов (Декларация о планировании семьи, 1967; Сиднейская декларация относительно смерти, 1968; Декла­рация Осло о медицинском аборте, 1970; Декларация об эвтаназии, 1987 и т.д.). В этих документах с учетом глубочайшей морально-этической противоречивости каждой из "проблемных ситуаций" даются рекомендации, алгоритмы их разрешения. Это и есть нормы и стандарты современной медицинской этики. Биоэтика - это, не только про­фессиональная этика медицинских работников. Категория прав че­ловека имеет общегуманитарное содержание, представляя собой, образно говоря, "ось сознания" всего современного человечества. Поскольку эта же категория является важнейшей категорией био­этики (права пациента), содержание последней выходит далеко за рамки медицины. Многие биоэтические вопросы одновременно яв­ляются вопросами права, богословия, затрагивают политические ин­тересы и т.д. В современном обществе решением биоэтических во­просов занимаются не только профессиональные ассоциации меди­ков (ВМА, Совет международных медицинских научных обществ, Международный совет медицинских сестер и др.), но и комиссии, комите­ты ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Пап­ский Совет по апостольству для работников здравоохранения и т.д. [6].

Биоэтика — это этика защиты жизни в условиях современной медицинской практи­ки (так сказать, "медицинской инженерии"), делающей возможным манипулирование человеческой жизнью, когда она только зарожда­ется, а также на самой последней стадии ее существования (верую­щие здесь скажут — "ее земного существования"). Другие направления биоэтических исследований связаны с прак­тикой биомедицинских экспериментов на людях, трансплантацией органов, применением методов медицинской генетики, оказанием психиатрической помощи и т.д.

Биоэтика рассматривается В. Р. Поттером как новая дисциплина, которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда «биоэтика».

В. Р. Поттер в своем докладе говорил: «Итак, термин «биоэтика» следует понимать следующим образом.

1. Основное значение – мост в будущее.

2. Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами.

Таким образом, сначала теория биоэтики возникла как интуитивное чувство, согласно которому долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм. Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии.

Предложенная система этики и сегодня остается краеугольным камнем теории биоэтики моста, но теория получила развитие и вошла в глобальную биоэтику, в которой функция связующего звена (моста) является необходимой для соединения медицинской этики и этики окружающей среды во всемирном масштабе, чтобы обеспечить выживание человечества.

Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практического врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: