До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к медицинскому работнику в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине ХХ в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой.
Ведущую роль в формировании биоэтики в 1970-90-е годы сыграли две причины. Первая — это прогресс медико-биологических наук, применение новейших медицинских технологий. Вторая же причина находится вне медицины и даже вне науки в целом. Это все большее распространение в современном мире правозащитной идеологии. Успехи движений за права национальных меньшинств, женщин, инвалидов и т.д. изменили общественное сознание. В настоящее время все чаще судят о социальном развитии, цивилизованности какой-то страны по тому, как защищены в ней права человека Распространение этих идей на медицину и стало второй причиной формирования биоэтики как науки. Таким образом, биоэтика отражает ситуацию с правами человека в условиях современной медицинской практики. Важнейшая категория биоэтики - это категория прав пациента (испытуемого, донора, реципиента, умирающего больного и т.д.). Являясь прямым продолжением профессиональной медицинской этики, биоэтика в то же время есть особое направление современных философских, этических исследований. В русле этих исследований преимущественно осмысливаются морально-этические дилеммы, порожденные развитием медико-биологических наук в последнюю треть XX в.
|
|
Биоэтические исследования, прежде всего, сосредоточены на тех "проблемных ситуациях", которые возникают в связи с медицинскими вмешательствами в процессы зарождения и умирания человека. Основные из этих "проблемных ситуаций" — искусственное оплодотворение; искусственный аборт; применение контрацептивных средств, в том числе - стерилизации; клонирование человека; состояния, возникающие при реанимации и интенсивной терапии (смерть мозга, стойкое вегетативное состояние и др.); эвтаназия; отказ умирающего больного от экстраординарных (всего лишь затягивающих умирание и потому этически необязательных) медицинских мероприятий и т.д. Точность термина "биоэтика", предложенного Ван Роннселлер Поттером, здесь особенно убедительна.
В настоящее время имеются нормативные документы ВМА, касающиеся практически всех биоэтических "проблемных ситуаций", основных биоэтических вопросов (Декларация о планировании семьи, 1967; Сиднейская декларация относительно смерти, 1968; Декларация Осло о медицинском аборте, 1970; Декларация об эвтаназии, 1987 и т.д.). В этих документах с учетом глубочайшей морально-этической противоречивости каждой из "проблемных ситуаций" даются рекомендации, алгоритмы их разрешения. Это и есть нормы и стандарты современной медицинской этики. Биоэтика - это, не только профессиональная этика медицинских работников. Категория прав человека имеет общегуманитарное содержание, представляя собой, образно говоря, "ось сознания" всего современного человечества. Поскольку эта же категория является важнейшей категорией биоэтики (права пациента), содержание последней выходит далеко за рамки медицины. Многие биоэтические вопросы одновременно являются вопросами права, богословия, затрагивают политические интересы и т.д. В современном обществе решением биоэтических вопросов занимаются не только профессиональные ассоциации медиков (ВМА, Совет международных медицинских научных обществ, Международный совет медицинских сестер и др.), но и комиссии, комитеты ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Папский Совет по апостольству для работников здравоохранения и т.д. [6].
|
|
Биоэтика — это этика защиты жизни в условиях современной медицинской практики (так сказать, "медицинской инженерии"), делающей возможным манипулирование человеческой жизнью, когда она только зарождается, а также на самой последней стадии ее существования (верующие здесь скажут — "ее земного существования"). Другие направления биоэтических исследований связаны с практикой биомедицинских экспериментов на людях, трансплантацией органов, применением методов медицинской генетики, оказанием психиатрической помощи и т.д.
Биоэтика рассматривается В. Р. Поттером как новая дисциплина, которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда «биоэтика».
В. Р. Поттер в своем докладе говорил: «Итак, термин «биоэтика» следует понимать следующим образом.
1. Основное значение – мост в будущее.
2. Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами.
Таким образом, сначала теория биоэтики возникла как интуитивное чувство, согласно которому долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм. Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии.
Предложенная система этики и сегодня остается краеугольным камнем теории биоэтики моста, но теория получила развитие и вошла в глобальную биоэтику, в которой функция связующего звена (моста) является необходимой для соединения медицинской этики и этики окружающей среды во всемирном масштабе, чтобы обеспечить выживание человечества.
Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практического врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью».