В.Р. Поттер (1911-2001) — американский ученый-биохимик, многие годы проработал в Висконсинском университете г. Мадисон сначала профессором, а затем — помощником директора лаборатории МакАрдла, занимаясь исследованием биохимических механизмов развития онкозаболеваний. В 50-е годы он одним из первых продемонстрировал положительный терапевтический эффект комбинации ингибиторов клеточного роста и химиотерапии при лечении рака. Он — автор более 300 научных работ в области биохимии, этики науки и биоэтики, включая две фундаментальные монографии: «Биоэтика — мост в будущее» (1971) и «Глобальная биоэтика, основанная на наследии Олдо Леопольда» (1988).
В конце 60-х – начале 70-х годов Поттер предлагает концепцию биоэтики -этики выживания человечества, призывающей к принятию ответственных решений в сферах охраны здоровья человека и сохранения естественной природной среды. Биоэтика видится Поттером как «мост в будущее», объединяющий объективные научные знания и общечеловеческие ценности, естественные и гуманитарные науки, теорию и практику, знание и мудрость с целью создания необходимых условий для выживания человечества.
Постепенно ученый приходит к идее глобальной биоэтики, в качестве предпосылок и оснований которой он предлагает рассматривать медицинскую и экологическую этику. Став еще при жизни признанным лидером биоэтического движения, Поттер до конца своих дней не прекращает работу по совершенствованию концепции глобальной биоэтики: пишет статьи, дает интервью, ведет активную переписку с коллегами, возглавляет Международную организацию «Глобальная сеть биоэтики» (Global bioethics net).
Его идеи, на наш взгляд, сыграли определяющую роль в становлении биоэтики, создали необходимые метаэтические и мировоззренческие предпосылки для артикуляции ее принципов и норм, подготовили теоретическую и методологическую почву для практической реализации ее принципов и идей, способствовали формированию социального института биоэтической экспертизы научных проектов.
Биоэтика — мост в будущее
В 1970 году в статье «Биоэтика — наука выживания» В.Р. Поттер предлагает понятие «биоэтика» для обозначения комплексного междисциплинарного знания, цель которого — выживание человечества[430]. В следующем году выходит в свет его фундаментальная для понимания истоков и природы биоэтики монография «Биоэтика — мост в будущее», в которой им обозначаются основные положения, предмет, цели и задачи биоэтики[431].
В основании поттеровской концепции лежит идея о том, что выживание человеческой цивилизации невозможно без нового междисциплинарного подхода к оценке науки и технологий, который смог бы интегрировать разъединенные научные миры, прежде всего, естественнонаучное и гуманитарное знание.
Эта концепция основывается на представлениях о современном знании как синкретическом, которое, с одной стороны, не может и далее рассматриваться изолированно от существующих биологических фактов, свидетельствующих о природном происхождении человека и его потребностей, с другой — должно быть трансформировано таким образом, чтобы объединить познавательные цели и задачи науки с общечеловеческими ценностями.
Этические ценностине должны рассматриваться вне биологических фактов, считает Поттер. Человек находится в большой зависимости от витальных биологических потребностей, он легко уязвим в мире «инженеров, технологов и политиков», забывших простую истину: «если растения высохнут и погибнут, а животные не смогут размножаться, то и человек вскоре заболеет и умрет, не сможет продолжать свой род»[432].
Поттер перечисляет разнообразные контексты, в которых реализуются витальные потребности человека. Мы испытываем большую потребность в «этике земли, этике живой природы, популяционной этике, этике потребления, урбанистической этике, интернациональной этике, гериатрической этике и т.д. Проблемы, которые ими рассматриваются, призывают к действиям, основанным на знании ценностей и биологических фактов»[433].Все эти этики, подчеркивает он, включают биоэтику, ибо она предлагает некоторый архетип, схему, систему фундаментальных этических принципов и ценностей, выполняя функции метаэтики для интеграции многочисленных предметных областей.
Сегодня общая сумма природных инстинктов человека уже недостаточна для того, чтобы гарантировать выживание человеческого рода в той форме, которую бы одобрил и принял каждый из живущих на земле людей. Если ранее на страже сохранения человека как биологического вида стояли естественные инстинкты и законы выживания, то сегодня им на смену приходят законы и этические механизмы культурной адаптации и социального отбора. В условиях минимизации действия естественных законов природы человеку необходимы новые подходы и методы сохранения и развития индивидуальной жизни, а ученым, врачам, психологам, философам — новые концепции популяционного и индивидуального выживания.
Поттер, как и многие его современники, констатирует, что политические и социальные решения в ХХ веке часто принимались без учета не только философских, но и биологических знаний (биологии, медицины, экологии). В 60-е годы ХХ века приобрели популярность представления о приоритете экономического роста над всеми остальными сферами жизни человека (frontier economics), согласно которым природные ресурсы считались практически неограниченными, а потенциал социального и экономического прогресса достаточным для получения «больше и лучше» всего того, в чем нуждается человечество. Однако вскоре эти взгляды были подвергнуты критике как несостоятельные с точки зрения их научной обоснованности и эффективности в предотвращении экологических и социально-экономических кризисов.
По мнению Поттера, неудача подхода, основанного исключительно на прогнозах какой-либо одной науки (в данном случае экономики), закономерна, ибо истинные знания о природе человека и общества должны учитывать данные о природе человека, предоставляемые различными науками.
Решения, принимаемые человечеством на основе редукционистского подхода, а также прогнозов, имеющих исключительно научное обоснование, зачастую имеют краткосрочный характер и практически не учитывают интересы и потребности будущих поколений. В качестве примера Поттер приводит историю широкомасштабной борьбы с малярией, предотвратившей многочисленные эпидемии и способствовавшей впечатляющему снижению детской смертности в Африке в 60-е годы ХХ столетия. «Спасенные» дети выросли, создали собственные семьи. В условиях экономической отсталости африканских стран это привело к возникновению нового круга социальных проблем — необходимости обеспечения «спасенного» поколения работой, жильем, одеждой, продовольствием. Другим примером может служить история с талидомидом — препаратом, обладающим седативным эффектом, применение которого беременными женщинами стало причиной рождения 10 000 детей с тяжелыми нарушением физического развития и последующей инвалидностью[434]. Обнаруженный тератогенный эффект талидомида стал неожиданностью для ученых-разработчиков, не подозревавших, какие опасности для человеческого здоровья могут таить в себе подобные соединения.
Вывод очевиден: знания могут представлять опасность, а наука и технологии могут иметь последствия, которые трудно предвидеть, если не изменить присущий ученым и всему обществу (в лице его институтов) традиционный способ мышления.
Для выхода из кризиса человечество нуждается в экологическом и этическом холизме, в возрождении утраченного когда-то холистического взгляда на мир природы и общества, ему срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась «знанием о том, как использовать уже имеющееся знание»: «Целью биоэтики — науки выживания — должно стать улучшение качества жизни индивида и общества в целом, она должна предложить соответствующие модели образа жизни людей в социуме, способствовать формированию новой общественной политики. Эта наука должна строиться на междисциплинарном подходе: включать в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы биологии, а также социальных и гуманитарных наук, среди которых особое значение принадлежит философии, понимаемой как «любовь к мудрости»[435].
Начало ХХ века совпало с «кризисом метафизики», а вторая его половина — с кризисом естественных наук. Если философию и этику упрекали в их метафизичности, оторванности от жизни, то естественные науки и технологии — в их нежелании считаться с «ненаучными» ценностями и идеалами человека, такими как счастье, любовь, свобода, справедливость, религиозная вера.
По мнению Поттера, этика может быть более действенной, а наука — более нравственной благодаря объединению двух областей теории и практики — естественнонаучной и гуманитарной: «Если… существуют «две культуры», которые, по-видимому, не способны к диалогу, — естественные науки и гуманитарное знание, и если это является одной из причин того, что будущее представляется скорее сомнительным, то возможно, при помощи этой новой дисциплины (биоэтики — прим. Пустовит С.В.) нам удастся построить мост, соединяющий две культуры, — «мост в будущее»[436].
Представления о том, как бороться с «опасным знанием», указывает Поттер, традиционно отражают сциентистскую позицию, согласно которой необходим постоянный прирост знаний и международная кооперация. Чтобы выйти из порочного круга, когда все новые и новые знания служат очередными источниками многочисленных опасностей, следует разделить такие понятия как опасность и непредсказуемость.
Опасность новых знаний возникает в процессе их применения, и может быть устранена при помощи более точных научных прогнозов; тогда как непредсказуемость имеет тотальное измерение и связана с определенным образом мышления, рационализацией теории и практики, а также бездействием, отсутствием каких-либо особенных шагов для того, чтобы изменить эту ситуацию.
В основании непредсказуемости лежит фактор случайности, являющийся важным моментом не только биологической, но и культурной эволюции. Соединение порядка и случайности происходит ежедневно в жизни каждого человека, создающего свой образ жизни, свой собственный порядок и правила, что очень ценно для вида в целом, ввиду уникальности каждой человеческой личности. В силу непохожести людей и индивидуально приобретенных привычек, человеческий род хорошо адаптируется к окружающей среде. Однако такие же закономерности присущи и различным видам коллективной деятельности человека, обществу и универсуму. Универсум может существовать только как чередование повторяемости, случайности и упорядоченности (порядка и беспорядка). В целом человеческое поведение характеризуется упорядоченным беспорядком, необходимым для эволюции культуры[437].
Борьба с непредсказуемостью, случайностью и беспорядком возможна, и состоит она в том, чтобы закладывать определенные механизмы, которые могли бы направлять в необходимое русло, «канализировать», упорядочивать случайное, непредсказуемое, часто деструктивное поведение человека. Одним из таких механизмов выступают этические принципы и ценности, возможность общения и обсуждения этических проблем с другими людьми.
Эффективными механизмами решения глобальных проблем человечества, предотвращение нежелательных для человека последствий глобальных технологий, становятся публичное обсуждение этих проблем на основе имеющихся всесторонних знаний о характере технологий и биоэтическая экспертиза научных проектов (от дизайна до конечных результатов). Поттер предлагает создание специального органа, особого социального института для этих целей — междисциплинарного Совета по вопросам будущего: «Я предлагаю создать организацию, которая бы занималась предсказанием возможных последствий, возникающих в результате практического применения новых знаний. Эта организация должна быть вне политики, быть междисциплинарной и состоять «не из посторонних», а из заинтересованных людей, представляющих различные объединения, организации и учреждения в области естественных и гуманитарных наук»[438].ТакойСовет, созданный для рассмотрения последствий главных исследовательских программ и выработки необходимых рекомендаций в соответствии с национальными нуждами, может стать четвертой ветвью власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Его целью станет разработка предложений и рекомендаций законодательным органам и правительству, помощь в формировании политики государства и общества в отношении новейших технологий.
Через три года после опубликования В.Р. Поттером книги «Биоэтика – мост в будущее» в США была создана первая Национальная комиссия по защите человека, субъекта биомедицинских и поведенческих исследований (National commission for the protection of human subjects of biomedical and behavioral research). В 70-80-х годах ХХ века в Америке и Западной Европе были созданы многочисленные экспертные советы, национальные и локальные комитеты по этике, которые стали практическим воплощением поттеровской идеи о «мультидисциплинарных советах по вопросам будущего».
Холистический, биоэтический, взгляд на мир предполагает включение в краткосрочные планы человечества также и «долгосрочных целей», среди которых: доступность образования, нравственное совершенствование человека, улучшение качества индивидуальной жизни, сохранение и развитие окружающей среды и собственно человеческой природы, совершенствование коммуникации между людьми в решении глобальных проблем человечества.
Развивая идеи Просвещения, в частности политической философии Т. Джефферсона, Поттер делает вывод о необходимости как можно более широкой доступности для населения естественнонаучных и гуманитарных знаний, ибо без знаний человек не может осуществлять свободный выбор жизненно важных для себя целей, предполагающих налаживание устойчивых, стабильных отношений с окружающей средой. Судьба мира во многом зависит от распространения знаний, которыми обладает относительно небольшое число людей. Знания не должны принадлежать только узкой группе специалистов и иметь исключительно информационные, «количественные» характеристики. Рост компетентности индивидов и общества в целом, их инициатива и ответственность должны способствовать увеличению жизнеспособности и стабильности цивилизации.
Однако естественные и гуманитарные науки не выражают всего спектра человеческих ценностей, за бортом остается еще достаточно большой пласт человеческой культуры, имеющей вненаучное происхождение и измерение, — это религия.
Через все работы Поттера красной нитью проходит тема диалога науки и религии. Так, в книге «Биоэтика — мост в будущее» он отводит целую главу анализу взглядов П.Тейяра де Шардена —теолога-эволюциониста, попытавшегося синтезировать науку и христианский гуманизм. «Тейяр де Шарден смог реализовать нашу общую цель, — пишет Поттер, — соединить биологическое знание и традиционные человеческие ценности таким образом, чтобы на этой основе стремиться к осознанному будущему человечества»[439].
Идее пантеизма П. Тейяр де Шарден противопоставляет идеи дифференцированного единства и системы духовных монад. Человеческий индивид — это часть целого, поэтому его постоянно влечет внутренняя необъяснимая сила к творческому единению с такими же, как и он. Вместе с тем, становясь частью общего универсума, каждое отдельное сознание не утрачивает своей индивидуальности а, напротив, посредством конвергенции и универсализации возвеличивается до Точки Омега, выступающей вершиной духовного и нравственного совершенства как человечества, так и каждого отдельного индивида: «…венец нашей оригинальности — не наша индивидуальность, а наша личность, а эту последнюю мы можем найти в соответствии с эволюционной структурой мира, лишь объединяясь между собой. Нет духа без синтеза»[440]. Культурный прогресс, согласно Тейяру де Шардену, осуществляется исходя из принципов персонализма и монадности.
Поттера и Тейяра де Шардена объединяет вера в поступательное развертывание культурной эволюции. Человек — единственный, кто может знать ее направление и цель. Путем соединения христианской веры и научного гуманизма он может (и должен) сделать нравственный выбор в пользу лучшего будущего.
На взгляды Поттера большое влияние оказали идеи таких биологов как О. Леопольд, Ф.Г. Добжанский, К. Уаддингтон.
Творчество выдающегося генетика Добжанского, который в 1927 году покинул Россию и впоследствии стал профессором ряда престижных американских университетов, способствовало популяризации в Америке ряда идей, высказанных русскими учеными-биологами: В.И. Вернадским, Н.В. Тимофеевым-Ресовским, С.С. Четвериковым, С.М. Гершензоном.
Влияние Добжанского на американскую науку и интеллектуальную жизнь было достаточно значимо, так как его взгляды не ограничивались генетикой, а затрагивали более глобальные проблемы науки как социального института, природы и существования человека и человечества. В середине 50-х годов он пришел к выводу о том, что: 1) ни один биологический закон не дает надежных гарантий, что человеческий род будет существовать и процветать; 2) человечество — единственный продукт эволюции, который продолжает эволюционировать; 3) цель коллективной человеческой мудрости — предложить программу для дальнейшего «эволюционного развития» человечества[441].
Именно знакомством Поттера с работами Добжанского можно объяснить факт созвучия его взглядов идеям ноосферного единства В.И. Вернадского: «Я убежден, что людские души являются продуктом культуры, а культурная эволюция — отчасти аналогом биологической эволюции. Роль одной единственной идеи в концепции культурной эволюции может быть подобна значению молекулы ДНК в биологической эволюции. Разум человека находит общий язык с научным гуманизмом, объединяется с ним, подобно тому «как когда-то гены человека были объединены в общий генофонд человеческого рода»[442].
Идеи Поттера во многом близки идеям В.И. Вернадского: человечество вошло в качественно новую стадию своего развития (ноосферу, по В.И. Вернадскому), в которой перестают работать классические законы биологической эволюции и вступают в силу ноосферные законы контроля и саморегуляции, основным компонентом которых выступает человеческая культура и научная мысль. Но в отличие от В.И. Вернадского и Ф.Г. Добжанского, которые сосредоточили свои усилия на естественнонаучных доказательствах существования «научной мысли как планетарного явления», Поттер, признавая величайшую роль естественнонаучных открытий, фактов и технологий в эволюции биосферы и ноосферы, обратился за помощью к гуманитарному знанию, к этическим механизмам и принципам. Он одним из первых «увидел» универсальную направляющую и движущую силу этики в ноосферной эволюции.
Термин «биоэтика», по мнению исследователей наследия Поттера, был предложен им под влиянием Конрада Уаддингтона — известного шотландского эмбриолога и зоолога, считавшего, что каждое новое поколение человечества нуждается не в этике, как теории или особом роде философского дискурса, а в «биологической мудрости», которая определяла бы наш выбор этических правил. Он полагал, что сам по себе процесс поиска мудрости также является этическим.
Концепция биоэтики как «биологической мудрости» в последующих работах Поттера была трансформирована в концепцию глобальной биоэтики, объединяющей медицинскую и экологическую сферы человеческой деятельности.
Глобальная биоэтика и приемлемое выживание
В конце 80-х годов ХХ века В.Р. Поттер предлагает повернуть «биоэтику на 180 градусов». Он разрабатывает концепцию глобальной биоэтики как всеохватывающей и всеобъемлющей этики, цель которой — приемлемое выживание (acceptable survival) человечества[443]. Приемлемое выживание — это не только биологическое выживание, но и социальная стабильность, устойчивое развитие общества (sustainable society), сохранение и развитие здоровой экосистемы (healthy ecosystem). В основании поттеровской глобальной биоэтики лежат концепция индивидуального здоровья и экоцентрическая этика земли О. Леопольда.
Поттер вводит термин глобальная биоэтика не только для того, чтобы избежать путаницы, так как биоэтика в США стала синонимом медицинской этики, но и для того, чтобы подчеркнуть ее тотальный, всеохватывающий характер. Он призывает ученых обратить внимание на глобальные задачи, стоящие перед этикой, в которой нуждается человечество; на то, что биоэтика не должна ограничиваться исключительно сферой человеческих отношений, ее следует распространить на всю биосферу как целое с целью регуляции и контроля вмешательства человека в область разнообразных проявлений жизни [444].
Глобальная биоэтика должна объединить две этики: медицинскую и экологическую (Рис. 2). «Ясно, — указывает В.Р. Поттер, — что биоэтика должна строиться на междисциплинарной и мультидисциплинарной основе. Я предлагаю две области, интересы которых, казалось бы, различны, но которые нуждаются друг в друге: медицинская и экологическая биоэтика» [445].
С одной стороны, медицинская и экологическая этики могут выступать как самостоятельные сферы теории и практики, с другой — как дополняющие друг друга. Они не пересекаются в том смысле, что первая заинтересована, главным образом, в краткосрочных решениях: обеспечении свободы выбора индивидов в вопросах улучшения качества их здоровья, тогда как вторая преследует долгосрочные цели, ее интерес состоит в сохранении экосистемы, необходимой для длительного существования человеческого рода.
Рис. 2. Становление глобальной биоэтики.
Медицинская этика Инвайронментальная этика
Медицинская биоэтика Инвайронментальная биоэтика
Биомедицинская этика Экологическая биоэтика
Глобальная биоэтика
В то же время, становясь частью глобальной биоэтики, медицинская и экологическая этики приобретают новые качества, так как формируется общая область проблематики и, соответственно, новые методологические подходы и механизмы решения.
По мнению Поттера, их начинает объединять принципиально иной взгляд на, казалось бы, привычные вещи. Оказывается, что главная цель медицинской этики (здоровье и качество жизни) не может быть достигнута без учета экологических факторов, разнообразных влияний окружающей среды. В то же время, многие экологически важные вопросы решаются при помощи биомедицинских технологий. Одним словом, существуют однозначные параллели между защитой человеческого здоровья и защитой экосистемы. Например, контроль за выращиванием и использованием генетически модифицированных сельскохозяйственных видов имеет не только экологические цели, но и медицинские, — он направлен на снижение риска неблагоприятного воздействия на здоровье человека продуктов питания, содержащих генетически модифицированные организмы. Другим примером может служить ограничение экспоненциального роста человеческой популяции при помощи медицинских технологий, ограничивающих репродукцию человека, включая использование гормональных и других противозачаточных средств[446].
Цель глобальной биоэтики — приемлемое выживание. Его нежелательными альтернативами являются: элементарное (mere), минимальное (miserable), идеалистическое (idealistic), безответственное (irresponsible) выживание.
«Приемлемость» характеризует качественную новизну предлагаемой Поттером концепции, которая, преодолевая недостатки вышеперечисленных подходов, предлагает холистический взгляд и содержательную оценку жизнедеятельности человека как существа, не только живого, разумного, чувствующего, но и ответственного за реализацию разнообразных планов бытия. Это не просто выживание человека как биологического вида, страдающего от бесконечных болезней, голода, неустроенности и бедности. Это такая форма его бытия, которая включает в себя создание условий не только для обеспечения элементарной жизнедеятельности (наличие пищи, жилища), но и нравственного, духовного роста личности. Современный человек испытывает потребность в библиотеках, больницах, средствах коммуникации, идеалах и ценностях религии и других достижениях науки и культуры[447].
Иными словами, приемлемое выживание — это выживание на уровне, достойном устремлений и интеллектуального потенциала современного человека, который ощущает свою неразрывную связь с окружающим миром, природой, представляющей для него не только инструментальную, но и духовную ценность. Для достижения и сохранения достойного уровня жизнедеятельности люди должны не только осознать опасность глобальной экологической катастрофы и перенаселения планеты, но и взять на себя обязательства: по изменению своего образа жизни, мыслей, улучшению качества своего здоровья, воспитанию молодого поколения, развитию экономики и политики, реализации всего того, что отвечает целям глобальной биоэтики.
Как видим, в своей концепции В.Р. Поттер стремится гармонизировать позиции антропоцентризма и экоцентризма. Но в отличие от эколога О. Леопольда, природа рассматривается им шире: не только как биот а, биологическое сообщество, куда входит и человек как ее равноправный член, но и как собственно человеческая «вторая» природа, которой также, как и «первой природе», угрожает опасность. И вместе с тем, он не противопоставляет человеческое природному; напротив, в его концепции понимание биологических фактов и биологической природы человека становится необходимой частью культуры и приемлемого выживания. Многочисленные биологические факты, данные физиологии, биохимии, экологии, эволюционной теории, генетики указывают на тесную связь человека с природой и жизнью планеты Земля. Однако, прогресс человечества и культурная эволюция не являются само собой разумеющимися процессами, для их воспроизводства необходимы постоянные нравственные усилия. Призыв глобальной биоэтики можно выразить следующими словами, принадлежащими Г. Йонасу: «Действуй так, чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинно человеческой жизни на Земле»[448].
Глобальная биоэтика — это реалистическая этика, способная «смотреть в глаза биологическим фактам». «Главное, что нам необходимо, — указывает Поттер, — это не консерватизм или либерализм, а реализм взглядов на природу человека и того мира, в котором мы живем»[449]. Вслед за И. Кантом, Поттер считает, что мудрость в большей степени состоит в образе действий, чем в знании, роль же последнего заключается в обосновании предписаний морали. Мудрость биоэтики состоит в том, что, избегая чистой, оторванной от жизни, умозрительности, она стремиться стать «руководством к действию», предложить этические нормы для регуляции всех сфер деятельности человека[450].
Глобальная биоэтика Поттера строится на объединении прав и ответственности, на соединении маскулинного и феминного образов мира[451]. Поттер высоко оценил вклад в биоэтику психолога Кэрол Джиллиган, показавшей, что распространенные в обществе модели понимания и оценки женского поведения обусловлены стигматизацией феминного[452].Эта стигматизация связана с тем, что женщины не похожи на мужчин; они другие, имприсущ другой, отличный от мужского, тип мировосприятия, носящий в большей степени контекстуальный и нарративный характер, в отличие от формального и абстрактного маскулинного типа восприятия.
В современном обществе мачо-моральность, мораль мужской автономии и соперничества, мораль доминирования силы над слабостью, мужчины над женщиной, человека над природой, по-прежнему выступает барьером для реализации многих идей глобальной биоэтики. И если «мужской голос» — это голос привилегированного в социальном отношении пола, голос в защиту своих социальных прав и свобод, то «женский голос» — это голос ответственности и заботы об окружающих. Женщина не только формирует и оценивает себя как личность в контексте человеческих взаимоотношений, но также, исходя из способности помочь другим. Иными словами, женщинам присущ особый, отличный от мужского, другой « моральный язык». Для них, в большей степени, характерна концентрация на нарративах[453], контекстах и взаимоотношениях, нежели на связанности моральными принципами, отражающими иерархические социальные порядки[454].
Женщины, занимая все более высокое положение в социальной иерархии, получают таким образом все больше возможностей оказывать влияние на управление производством товаров, услуг, моральных и духовных ценностей, все больше шансов «быть услышанными», отдавая «свой голос» в защиту уязвимых, слабых, социально неадаптированных, в защиту объектов природного мира. Женщины, получившие право распоряжаться своим собственным телом и репродуктивными функциями, могут своими решениями способствовать укреплению индивидуальной ответственности за демографические процессы и сохранение здоровой экосистемы. Поэтому достижение главных приоритетов глобальной биоэтики — здоровья человека, сохранение экосистем и ограничение прироста населения невозможно, в частности, без гарантий обеспечения прав женщины.
Глобальная биоэтика рождается из тревоги и критической озабоченности, связанных с беспрецедентным научно-технологическим прогрессом. Она, в первую очередь, выполняет функции этики предостережения, так как в ее основе лежит страх человека перед безобразным, потерей собственного образа, разрушением самих основ жизни. Ее основная задача — контроль за использованием знаний, тем джинном, которого взрастило и освободило естествознание ХХ века. Чувство страха способствует переоценке имеющихся ценностей, а имманентная ответственность индивида за будущее делает это чувство источником долженствования, моральным актом.
Но может ли быть страх ценностью и основанием всех других ценностей? По мнению немецкого социолога Ульриха Бека, безраздельному господству страха как социально-культурного и психологического феномена, пронизывающего всю историю человечества, приходит конец. Мы являемся свидетелями зарождения нового общества эпохи постмодерна — общества риска [455].
Желание рисковать не просто дополняет чувство страха, но и является способностью, сопоставимой с такими базовыми для человека характеристиками как, например, свобода или рациональность. По-видимому, жизнь, лишенная риска, была бы невозможна: страх и риск позволяли человеку, преодолевая многие опасности, выполнять свое предназначение. Однако в современном контексте риск приобретает еще и другой, дополнительный смысл — глобальный риск утраты биологических основ существования Homo cultura. «Разумеется, — пишет У. Бек, — риски не изобретение нового времени. Кто, как Колумб, пускался в путь, чтобы открывать новые страны и части света, тот мирился с неизбежностью риска. Но это был личный риск, а не глобальная угроза для всего человечества, которая возникает при расщеплении атомного ядра или складировании ядерных отходов. Слово «риск» в те времена имело оттенок мужества, приключения, а не возможное самоуничтожение жизни на Земле»[456].
Нам представляется, что в современном мире на смену чувству страха должно приходить чувство предосторожности, чувство осознанного риска, основанное не на своеволии и своевластии индивидов или сообществ, а на изучении рисков, на понимании природы ошибок и случайностей, наполняющих нашу жизнь, и умении предвидеть и минимизировать их неблагоприятное воздействие на нас.
Глубинная и экуменическая биоэтика
Многие американские ученые — биологи и экологи, такие как Дж. Платт, Р. Карсон, Л. Мумфорд, Е. Одум, П. Эрлих, Б. Калликот и другие, подобно Поттеру, в своих трудах разрабатывали идеи этики выживания человечества и сохранения окружающей среды. Однако, в отличие от них, Поттер не рассматривал природу как ноумен[457], обладающий внутренней ценностью, безотносительно к целям развития человеческой цивилизации. Критикуя взгляды одного из них — Б. Калликота[458]и его идею метафизической внутренней ценности природы, он пишет: «Вопрос не в том, обладают ли прерии Айовы внутренней ценностью, а в том, что дает эта вера для длительной устойчивости и устойчивого сельского хозяйства»[459].
В конце 90-х годов Поттер, воодушевленный исследованиями «глубинных экологов»[460], расширяет концепцию глобальной биоэтики, включая в нее идеи глубинной экоэтики[461]. Он обнаруживает, что их идеи достаточно близки его собственным. «Попытка, предпринятая авторами, — подчеркивает он, — прекрасное дополнение к существующему сегодня стремлению развивать идеи глобальной биоэтики, имеющей дело и с медицинскими дилеммами в том числе»[462]. В свою очередь, по мнению Поттера, глобальная биоэтика, отвечающая на вопрос: «Какого рода общество «лучше» для поддержания отдельных экосистем?», должна стать важным и необходимым компонентом глубинной экологии.
Глубинная и глобальная биоэтика (deep and global bioethics) центрирована на индивидуальном образе жизни. Ее задача — разработать и предложить современному человеку такие его модели, которые были бы «приемлемы для демократических обществ» третьего тысячелетия и совместимы с «устойчивой биосферой»[463].
«Глубинный» подход к решению биоэтических проблем заключается в синтезе секулярных идей, эволюционизма и религиозного экуменизма, интуитивистски ориентированной моральной философии и практических усилий по созданию необходимых условий для длительного выживания человеческих индивидов в цивилизованном обществе.
Глубинная биоэтика достаточно «социальна» и базируется на таких приоритетах социального развития как здоровье, образование и трудовая занятость членов общества.
В то же время, она расширяется от задачи простого создания картин объективного мира (прикладная этика) до исследования структур сознания, ментальных конструкций самого субъекта, которые и обеспечивают возможность создания самих картин (мировоззрение). Ее идеи свидетельствуют о существовании коррелятов разнообразных уровней нашего сознания и наших нравственных императивов и целей, которые проявляются в ежедневном поведении, культуре, социуме. Это означает, что выполнение наших чувств и мыслей происходит постоянно в материи особого рода. Изменяя себя, свое сознание, мы изменяем реальность, и, напротив, неизвлеченные смыслы, предложенные нам жизнью, и недоделанные дела неизбежно повторяются и порождают зло.
Высокую оценку Поттера получает книга немецкого теолога Ганса Кюнга «Глобальная ответственность: в поисках новой всемирной этики»[464] (1991). В качестве предпосылки и основания международного мира и гармонии, глобального выживания, Кюнг рассматривает межрелигиозный экуменизм и «базовую этику», основанную на «минимальном базовом консенсусе»[465].
Позднее в 1993 году Парламентом религий мира принимается «Декларация о глобальной этике», во многом основанная на идеях Кюнга. Главное требование Декларации состоит в том, чтобы «с каждым человеческим существом обращаться по-человечески, в согласии с неотчуждаемым и неприкосновенным достоинством всех человеческих существ». В Декларации данный принцип дополняется рядом других требований: ненасилия и уважения жизни, солидарности и справедливого экономического порядка, терпимости и правдивости, равных прав и сотрудничества между мужчинами и женщинами.
Идея Кюнга о необходимости разработки всемирной этики, основанной на межрелигиозном экуменизме, находит поддержку у Поттера[466]. Согласно Кюнгу, стратегия морального возрождения должна быть нацелена на формулировку глобально значимых и глобально приемлемых нормативных стандартов. Единый мир имеет шанс выжить только в том случае, если в нем не останется места для антагонизма различных этических систем. Поэтому межрелигиозный экуменизм выступает важнейшей предпосылкой мира и выживания человечества: мир во всем мире невозможен без мира между религиями. Единый мир нуждается в единой «базовой этике». Если этика по своей природе имеет глобальное, универсальное измерение, то она призвана служить всем и не может делиться на отдельные этики тех или иных религий.
Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с неклассической постановкой проблем гуманизма, нравственности и свободы[467]. В этой связи Надежда Маньковская указывает: «Быть может, наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое — человечество, природу, космос, вселенную…».
В то же время, по мнению ученика и соратника Поттера американского биолога Джеральда Лойера[468], мировоззренческая позиция самого Поттера может быть охарактеризована как деистическая [469]. Истоками американского деизма являются протестантизм и политическая философия основателей американской демократии Томаса Пейна и Томаса Джефферсона, которая легла в основу концепции «гражданской религии» и Декларации о независимости США (1776). Эта концепция базируется на признании естественных прав и свобод человека и идее гражданского общества, выступающих воплощением «законов природы и ее Творца»[470]. В деизме происходит синтез, соединение понятий «природы» и «Бога», природного и сакрального, естественного и божественного.
Обращаясь к Декларации о независимости США, Поттер указывает: «Так, ее первый параграф декларирует стремление тринадцати британских колоний образовать новое государство и «занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он (народ) имеет право по законам природы и ее Творца» [471]. Видные американские политические деятели, основатели США[472], приравняли природного Бога к Творцу, что в дальнейшем позволило рассматривать его в качестве источника власти. Они провозгласили тезис, не требующий доказательств: «все люди (sic) созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью»[473].
По мнению Поттера, Бог-Творец, о котором идет речь в Декларации, представляет собой своеобразный вариант естественной религии и не должен отождествляться с христианским Богом или Богом Авраама.
Деизм не является религией в традиционном понимании этого слова, так как он не признает сверхъестественного объяснения происхождения мира и могущества Бога. В данном случае Бог — не высший авторитет, он — воплощение того, что человек знает и о чем заботится, а Иисус — не богочеловек, а историческая личность (человек, который когда-то жил, был философом и учителем и умер в борьбе за истину, как Сократ). Деизм принимает тот факт, что жизнь имеет каузальные, трансцендентные и духовные измерения, однако эти атрибуты могут быть познаны каждым: чтобы познать себя в Боге, необходимы лишь творческая мысль и усилие. Моральность основана на человеческих знаниях: Бог не на небесах, а на Земле.
Деистическая позиция позволила Поттеру соединить научные идеи и веру в лучшее будущее, концепцию природного и божественного происхождения человека, секулярные и религиозные взгляды на содержание и цели глобальной биоэтики.
Анализируя дилеммы медицинской биоэтики, связанные с подростковой беременностью, неврологическими патологиями новорожденных, трансплантацией органов и тканей, эвтаназией, абортами, Поттер одним из первых в научном сообществе подвергает критике взгляды, пропагандирующие приоритет индивидуальных прав и автономии личности над ее обязательствами перед обществом. Он приходит к выводу, что идеалы правового индивидуализма, хотя и подразумевают социальный порядок и ценности, к которым стремится глобальная биоэтика, но все же недостаточны для того, чтобы их реализовать. Во многих странах так называемой «развитой демократии», основанной на приоритете автономии и индивидуализма, самодостаточности и правового позитивизма, эти идеи привели к ряду антисоциальных результатов, среди которых — рост мирового капитала за счет ухудшения качества окружающей среды, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, перенаселение, истощение природных ресурсов.
Вывод очевиден: демократические идеалы «автономии» и «прав личности» не являются единственными и достаточными в качестве ценностных ориентиров для глубинной и глобальной биоэтики и должны быть дополнены «ответственностью» врачей, пациентов, родителей, отдельных индивидов перед обществом не только за медицинские решения, но и за тотальную биологическую реальность[474].
Построение приемлемого общества, согласно Поттеру, возможно только в соответствии с «коммунитаристской повесткой дня», требующей восстановления приоритета социальных добродетелей и интересов и, более того, — социальной ответственности, способствующей международному сотрудничеству. В то же время, оценка социального блага должна исходить из принципов уважения человеческого достоинства, справедливости и толерантности.
Проведенный нами философский анализ позволяет выделить несколько ключевых идей глобальной биоэтики Поттера:
- будущее человечества нельзя полагать как само собой разумеющееся — прогресс человечества не гарантирован дарвиновской эволюцией, для него необходимы сознательные усилия личности по изменению морального сознания и образа жизни; ее непрерывное нравственное и духовное развитие;
- биоэтика должна стать наукой выживания человечества, руководством к действию, новой мудростью о том, как использовать уже имеющиеся знания и о том, как сделать их доступными для общественности;
- биоэтика, будучи междисциплинарным знанием, призвана объединить естественные и гуманитарные науки, медицинскую и экологическую этику, биологические факты и человеческие ценности;
- счастливая и продуктивная жизнь каждого отдельного человека и человечества в целом невозможна без выполнения обязательств личности перед обществом;
- опасные тенденции и результаты применения современных технологий должны оцениваться с точки зрения биоэтики мультидисциплинарными экспертными группами, куда должны входить специалисты естественных, социальных и гуманитарных наук.
И все же взгляды Поттера на природу биоэтики достаточно противоречивы. Главное противоречие состоит в том, что, признавая и развивая идеи американских природоохранников и экологов, предлагая в качестве предмета глобальной биоэтики достаточно широкий круг проблем и взаимоотношений человека с обществом и природным миром, он, по сути, остается на позициях антропоцентризма.
Кроме того, Поттер так и не смог предложить удовлетворительного методологического основания для: соединения партикулярного и универсального, практического и теоретического подходов, объединения медицинской и экологической этики. Может быть поэтому, в своих последних статьях Поттер рассматривает биоэтику как определенного рода утопию [475].
Поттеровская биоэтика, с одной стороны, ориентирована на практические цели — решение проблем перенаселения планеты, улучшения здоровья человеческой популяции. C другой — она недостаточно структурирована для того, чтобы выполнять прикладные функции, ее этические принципы недостаточно артикулированы и систематизированы. Она представляет собой скорее метаэтику и мировоззренческую позицию, чем структурированную нормативную этику.
***
В самой Америке поттеровская идея объединения медицинской и экологической этики в виде глобальной биоэтики оказалась невостребованной, а термин «биоэтика» стал употребляться как синоним медицинской этики. Этот факт можно объяснить, во-первых, существованием достаточно влиятельной и богатой традициями американской школы инвайронментальной этики[476] как самостоятельного и самодостаточного направления; во-вторых, господством прагматизма, присущего американской культуре. В результате инвайронментальная этика «пошла своим путем», не прибегая к наработкам специалистов по медицинской этике. А прагматически ориентированная медицинская этика сосредоточилась на собственных проблемах. Как следствие, в американском социокультурном пространстве нашла свое развитие преимущественно прагматическая версия биоэтики — биомедицинская этика, ставшая предметом и направлением работы целого ряда крупных научных центров: Центра биоэтики при Джорджтаунском университете, Института Кеннеди и др.