Цель работы: наблюдение и описание эффекта Струппа для зрительной в слуховой модальности.
Экспериментальное оборудование. Стимульный материал представляет собой 4 карточки, на которых крупно написаны слова «красный» и «синий» красным и синим цветом каждое слово и секундомер.
Порядок выполнения работы:
Студенты работают в группах по 3 человека. До начала проведения эксперимента экспериментатор составляет случайную последовательность предъявления стимулов таким образом, чтобы не было последовательного предъявления несколько раз одного и того же стимула и повторного предъявления одной и той же комбинации и очередности предъявляемых стимулов. Работа состоит из двух частей.
Часть 1. Наблюдение эффекта Струппа для зрительной модальности. Экспериментатор предъявляет испытуемому на короткое время (меньше 1 секунды) по заранее приготовленной последовательности 4 карточки стимульного материала (каждая карточка предъявляется по 5 раз). Инструкция испытуемому: «После каждого предъявления карточки Вы должны назвать тот цвет, которым написано слово. Отвечать следует сразу, не задумываясь». Ассистент записывает ответы испытуемого, время ответа, заминки при назывании, повторы и замены.
|
|
Часть 2. Наблюдение эффекта Струппа для слуховой модальности. Та же схема реализуется для слуховой модальности. В качестве стимулов используются слова «тихий» и «громкий» (либо «высокий» и «низкий»), произносимые тихим и громким голосом каждое слово (произносимые аналогично высоким и низким голосом каждое слово). Экспериментатор и ассистент по очереди согласно заранее приготовленной последовательности предъявления стимулов произносят слова «тихий» и «громкий» (тихим и громким голосом каждое слово). Испытуемый, как и в первой части работы, должен назвать, каким голосом было произнесено слово – тихим или громким. Ассистент фиксирует ответы испытуемого, время, ошибки и заминки при названии.
Представление результатов. При анализе полученных результатов оценивается количество совершенных ошибок, время ответов и зафиксированные заминки при ответах.
3. Методы исследования мышления и речи.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление – высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания – психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.