Испытуемому предлагается бланк, на котором изображены перепутанные линии и предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается.
Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Испытуемый должен записать тот номер, которым заканчивается линия. Выполнять задание нужно, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах:
· без ограничения времени (экспериментатор записывает время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, что дает возможность сравнить полученное время с предыдущим);
· с ограничением времени (экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания).
Результаты обрабатываются следующим образом:
|
|
В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешности выполнения задания (У):
,
где
Т – время выполнения задания (в минутах),
Vд – данное количество линий,
Vпр – количество правильно прослеженных линий.
6. Методы исследования воображения и креативности.
Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).
Основные факторы креативности:
· оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;
· семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
· образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
· семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.