Первые российские социологи: развитие позитивизма, поиски факторов общественного прогресса

Российские социологи 19 в. видели свою задачу в выявлении ценностных связей и отношений между явлениями, решая вопросы изучения институтов общества, социальных слоев, групп, их взаимодействия, исследования преемственности и судеб мировой цивилизации. Отсюда широкий спектр направлений и школ:

Географическое направление представляли Л.И. Мечников, С.М. Соловьев. Мечников, в частности, пытался найти и обосновать законы, объясняющие неравномерность общественного развития водных ресурсов и путей сообщения, выделяя в человеческой истории три периода – речной, средиземноморский и океанический.

Историческое направление – Н.И. Кареев, В.О. Ключевский. Ключевский занимался изучением развития общества, его структур, пытался дать типологию социальных процессов, а также проявлял интерес к роли личности в истории. Им был обоснован историко-социологический методологический подход.

Субъективистская школа – П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. По мнению Лаврова, индивиды, интерпретируя субъективно исторический процесс, становятся единственной реально движущей силой развития общества.

Психологическая школа – Л.И. Петражицкий и его последователи. Акцент сделан на социальном процессе через призму психологических законов, которые обосновывали природу мотивов и эмоций людей, видя в них доминирующий фактор поведения.

Одним из первых, кто пришел к мысли о необходимости учета совокупности факторов, воздействующих на характер социальных явлений, был М.М. Ковалевский, который предложил многофакторный подход к изучению общества и обосновал плюралистическую школу.

Российские социологи рассматривали создаваемую ими науку в рамках позитивистской традиции. Они исходили из постулата, что законы социального мира так же объективны, как и законы природы. Для российских социологов характерна идейная и политическая пристрастность. Их оппозиционность к существовавшему в России социальному строю очевидна. Это выражалось в принятии идей народничества, либерализма, а затем революционного марксизма. Вместе с тем М.М. Ковалевский и П.А. Кропоткин отстаивали принципы социальной замирённости и взаимопомощи, рассматривая их как важнейшие факторы социального прогресса. По существу, ими были сформулированы подходы к изучению социальных практик толерантности [127, с. 59-60].

Георг Зиммель (1858 – 1918). Социология должна конституироваться не традиционным путем – путем выбора не занятого другими науками предмета, а как метод науки, не обладающий собственным содержанием. С этой точки зрения, все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагал Зиммель, имело своей задачей изучение закономерностей, недоступных для каждой из этих наук.

Цель социологического метода – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения – интеракций, за которым должны следовать их систематизация, психологическое основание и описание в историческом развитии.

Диада и триада – повторяющиеся социальные интеракции и отношения людей, организаций или национальных государств. Принцип «разделяй и властвуй!» возможен внутри триады. Триадой является посредничество. «Специфическая плотность» двух сравнима с тремя. Анализ диад и триад дает особенно наглядный пример характера «формальной социологии».

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Согласно Дюркгейму социология занимает центральное место среди общественных наук, она вооружает их методом и теорией. Социология должна изучать социальную реальность, элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых является общество. Социальным фактом является всякий образ действия, имеющий собственное существование и способный оказывать внешнее давление на индивида. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

При анализе разделения труда в современном обществе Дюркгейм выделял акт солидарности. Разделение труда это – тот механизм, это механизм, создающий всеобщую социальную связь. Теория механической и органической солидарности выступают как характеристики традиционного и цивилизованного общества. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший социальный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Поскольку потребности в общественном порядке, гармонии, солидарности «всеми считается за моральную», постольку морально и само разделение труда.

Личность и общество находятся в отношениях взаимозависимости, каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой.

В специализации Дюркгейм усматривал моральное зло и замещение уни­версального труда образованием рабочего, приобщением к литературе, искус­ству делает еще более нетерпимыми границы специализации. Как же устранить противоречие между разделением труда и потребностями развития личности рабочего? Важным условием солидарной, согласованной деятельности рабо­тающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям. Дифференциация общества покоится не на социальных привилегиях, а на преимуществах, обусловленных индивидуальными способностями каждого. Равенство, справедливость и свобода – основы общественного устройства высшего типа организации, к которому приблизилось современное промышленное общество [127, с. 59-60].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: