Становление и развитие социологии

Процесс становления социологии длителен. В 18-м веке социальные философы рассматривали общество как часть природы (например, гоббсово естественное право). Этим обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. Век просвещения сравнивал общество с машиной, в такой механистической модели трактуются как узлы механизма разделение труда,межличностные связи, обмен.

В 19 в. Ж.Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собст­венности, вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

Параллельно общим социально-философским теориям стали развиваться конкретные социальные исследования. Они были продиктованы практическими потребностями управления. Английскими математиками заложены основы современной демографии, методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия привели к антропологии (Ж.Л. Бюффон).

С развитием капиталистических отношений социология окончательно сформировалась к середине 19 в. Нарастание социальных конфликтов требовала «позитивно-политического» (О. Конт) объяснения социальных феноменов.

Огюст Конт (1798 – 1857) неожиданно резко противопоставил новую науку, социологию, философии. Основная идея Конта, отделение науки от ме­тафизики и теологии. По его мнению, истинная наука не должна ставить «неразрешимых» вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Необходимо исследовать взаимосвязь фактов в рамках больших, целостных систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Основной интерес французского мыслителя был направлен на социальную динамику. Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Он выделял три стадии развития общества: теологическую, метафизическую и позитивную. Конт дал современную нам классификацию наук. Конт является основателем позитивизма в социологии.

Герберт Спенсер (18201903). Основатель натуралистической, органицистской ориентации в социологии. Эволюция – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Процесс развития, «разрастания» любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем он более сложен, как только части начинают быть непохожими друг на друга, они начинают зависеть друг от друга. В сложных обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы действиями другой их части. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние и простые предшественники. Взаимозависимость элементов в сложных обществах и уязвимость делают необходимым создание некой регулирующей системы, которая контролировала бы координацию и взаимодействия составляющих систем. Строгость внутреннего управления характерна для «воинствующих» обществ, в «индустриальных» обществах контроль и централизация слабее.

Спенсер предшественник структурно-функционального анализа. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре не могут происходить без изменений функции. Увеличение социальных единиц ведет к их дифференциации. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

В социологии знания Спенсер настаивал на проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости. Кризис биолого-натуралистических теорий 19 в. привел к усилению психологической тенденции.

В развитии психологической социологии различают: «психологию народов»,связанную с этнографией; групповую психологию и интеракционизм. Интеракционизм делает первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.

«Психология народов» концептуализировала взаимодействие культуры и индивидуального сознания. Ценна была установка на сближение психологиче­ских, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований.

В конце 19 в. проявился растущий интерес к изучению группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.

По мнению Гюстава Лебона (18411937), европейское общество вступает в новый период своего развития – «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием: межличностные взаимодействия – психическое заражение, внушение и подражание.

Элементарное социальное отношение по Габриэлю Тарду (1843 – 1904) является передача верования или желания. Простейшая модель – гипнотический сон. («Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм»). Всякое нововведение есть продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего – творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества порождает волну повторений, принимающих форму подражания. Тард вышел на рамки интрапсихического к процессу межличностного взаимодействия. Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории коммуникаций и психологии общения.

Интеракционистскоенаправление развивалось в США в 19 в. – синтез психологизма и органицизма. Личность, выступающая субъектом взаимодействия, понималась не как абстракт, а как существо, принадлежащее группам, и выполняющая какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступило место идее их взаимопроникновения. Концепции психосоциологов приобретали все более аналитический характер при отказе от биологизации общества и эволюционизма. Социальная психология еще должна была обрести свой ясно очерченный предмет.

Идеи общего кризиса культуры и связанная с ней конфронтация рационалистического и исторического подходов к обществу формировалась и острее всего переживалась в Германии.

В социологии (немецкой) конца 19 в. дискуссия выразилась в творчестве Фердинанда Тённиса (18551936). Тённис поставил целью соединить преимущество рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Вслед за Спинозой он придавал воле не психологический, а социальный смысл: побуждение к совместной социальной жизни, социальному взаимодействию: образование государства идет не от освящения церковью традиции, а от разума.

Община тот тип отношения, где воля содержит в себе мышление (Gemeinschaft) – это сущностная воля, а есть мышление, в котором содержится воля, это общество (Gesellschaft), где действует избирательная воля. Если община согревает каждого человека теплом участия в его судьбе, то общество приобретает черты рационализма и отчуждения: «Огни большого города не согрели ни одного человека». Во-первых, свобода как принцип научной социологии следовала у Тённиса из принципов объективности и натурализма. Конструктивистский подход должен стать надежным заслоном от ценностных подходов в вычленении из реальности связей и отношений, положенных в основу социологических конструкций. Во-вторых, подход к социальной жизни как к природному явлению заставлял исследователя отрешиться от потребностей социальной практики, от любого рода оценочных позиций и искать в предмете его собственную логику так, как чуждой логике социальной жизни, социальной практике. Проведение этих двух принципов должно было, по мнению Тённиса, отделить социологию от этики и от политики.

Крупнейшим социологом 19 в. является Карл Маркс (1818 – 1883), вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) он разработал концепцию общественно экономической формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Общественно-экономическая формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Маркс и Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. (Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), рабовладельческой и феодальной (Маркс К. «Формы, предшествующие капиталистическому производству»; Энгельс Ф. «Крестьянская война в Германии», капиталистической (Маркс К. «Капитал»). Ими также изучены классы и социальные группы современного им общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство (Маркс К. «Гражданская война во Франции», «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта»; Энгельс Ф. «Положение рабочего класса в Англии», «К жилищному вопросу») [127, с. 23-31].

Марксова концепция общественно-экономических формаций содержит мощную критику классической политэкономии Петти, Смита, Рикардо. Его концепция каждой стадии экономической эволюции общества описывает социальные процессы в рамках широкого культурного контекста. Его социальный анализ неотделим от социальной критики. Марксова концепция общества опирается на понимание развития материального способа производства, что связано с определенными формами экономической жизни общества, этим определяется социально-классовая структура общества, политических партий, как институтов, защищающих интересы больших социальных групп – классов. Институт семьи также определяется уровнем развития отношений, что определяет положение мужчины и женщины в обществе.

Идеология как форма отражения интересов и сознания господствующих классов общества имеет превращенную форму, поскольку ее целью является увековечить существующее положение групп в обществе. Институт культуры обеспечивает необходимый для существующего способа производства и типа управления уровень развития личности. Институты-организации у Маркса – классы, партии, государство, нация, семья. Он рассматривал общество как органическое целое, в котором идеология и технология важны для развития общества в равной степени. В соответствии со взглядами интеллектуальной элиты своего времени Маркс часто становился на защиту технологического детерминизма, противопоставляя индустриализацию и модернизацию «идиотизму деревенской жизни», вместе с тем его взгляд на роль природы в процессе производства был частью его органичного восприятия реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: