Понятие охраны труда. Понятие охраны труда необходимо различать в широком и узком смысле. В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Лишь охрана труда в широком смысле способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский и т. д.) обеспечивается плохо, то не обеспечивается и охрана труда в целом. Таким образом, всесторонняя охрана труда может быть обеспечена только при одновременном действии всех ее составляющих.
В узком смысле охрана труда — это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Институт охраны труда является одним из основополагающих институтов трудового права и включает следующие группы норм трудового права: нормы-принципы государственной политики в области охраны труда; правила государственного управления охраной труда; право работника на охрану труда и его гарантии; нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.
|
|
Правовое регулирование охраны труда. Конституционные основы охраны труда сформулированы в ст. 7 и 37 Конституции РФ. В данных статьях закреплены право работника на охрану труда, т. е. на безопасные и здоровые условия труда, и обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности. Свою обязанность государство выполняет, в частности, путем принятия нормативных актов о правилах и нормах охраны труда, а также контроля и надзора за их исполнением.
Значительное число норм об охране труда содержится в международных правовых актах — конвенциях и рекомендациях, принятых МОТ. Часть таких конвенций МОТ ратифицирована бывшим СССР и Российской Федерацией, например Конвенция № 148 1977 г. «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах»1 и Конвенция № 155 1981 г. «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».
Основным законодательным актом об охране труда является Трудовой кодекс РФ. Нормы об охране труда содержатся также в ряде других законов, например в Основах законодательства Рф об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) и Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 (ст. 24—27).
|
|
Существует также большое число подзаконных нормативных актов об охране труда, принятых в основном Правительством России и федеральным органом исполнительной власти по труду (Министерством труда РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ).
Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты об охране труда, которые не должны противоречить федеральным требованиям и действующим стандартам в этой области.
Необходимо отметить, что законодательство об охране труда развивается и совершенствуется также посредством нормативной части социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников отдельных отраслей и организаций дополнительные гарантии охраны труда.
В России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые государственные нормативные требования по охране труда. Государственными нормативными требованиями, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Эти требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должен устанавливаться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Система, перечень видов подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, порядок их разработки и утверждения, а также сроки их пересмотра в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»1.
Соответствующая система состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Разрабатываемые нормативные правовые акты подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Они утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда, в частности, являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации об охране труда, а также целевых программ (федеральных, отраслевых и территориальных) улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; государственная экспертиза условий труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; международное сотрудничество в области охраны труда; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной зашиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
|
|
Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закрепленные в ст. 2LO ТК РФ, можно также считать принципами охраны труда и условно объединить в две группы:
принципы организации охраны труда и экономической
политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.
Реализация принципов охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда является одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»1.
Экспертиза осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
|
|
Основания для проведения государственной экспертизы условий труда, а также права и обязанности должностных лиц, ее осуществляющих, закреплены в ст. 216' ТК РФ.
Управление охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны труда возложены на Минздравсоцразвития РФ1.
С ним обязаны согласовывать принимаемые решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда.
С 1994 г. действовала Межведомственная комиссия по охране груда2, но постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. № 215 она была упразднена1.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда также могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Основным звеном в системе управления охраной труда в организациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда. От их деятельности в первую очередь зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда. Поэтому ТК РФ (ст. 217) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны груда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации1. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 142.
В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, создаются кабинеты охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголки охраны труда.
Службы охраны труда в организациях функционируют в тесном взаимодействии с комитетами (комиссиями) по охране труда, которые, согласно ст. 218 ТК РФ, создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входя г представители работодателя и выборною органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (до настоящего времени применяются Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 642).
Комитет (комиссия) организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выделять уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30!.