В результате проведения эффективной социальной политики:
1) увеличиваются возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть госбюджета;
2) сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;
3) увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций;
4) возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
5) повышается образовательный и квалификационный уровень рабочей силы, что является главным фактором современного экономического роста.
Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через функции:
- Распределительная - предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом;
|
|
- Идеологическая - состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе социального мира и партнерства;
- Защитная – прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения.
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских их услуг и пособий семьям с детьми.
Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид-государство и семья-государство, возникающая по поводу:
1) обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев;
2) сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств - наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);
3) обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).
Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Перераспределение является единственной сферой экономических отношений, где основанием для государственного вмешательства может служить не аргумент повышения эффективности, а аргумент социальной справедливости. Первенство критерия справедливости над критерием эффективности в области перераспределения доходов, вопреки общераспространенному мнению, не всегда сопровождается падением экономической эффективности.
|
|
Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить различия в уровне потребления и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.
Чрезмерно активное вмешательство государства в распределительные процессы, выравнивание доходов ведет, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. В этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов. Движущей силой перераспределительных процессов являются не соображения экономического роста, а требования большей социальной справедливости в распределении. Рыночное распределение доходов, основанное на критерии эффективности, не тождественно справедливому распределению доходов, базирующемуся на этических нормах и правилах, принятых в данном обществе.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими: трансфертные платежи, т.е. пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным; регулирование цен на социально значимую продукцию; индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции; обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях; прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.
16. Мировая экономика: сущность, характеристика
Мировая экономика: определение, сущность. Субъекты и объекты мировой экономики. Формы международных экономических отношений: международная торговля, миграция рабочей силы, интеграционные процессы, кредитные отношения, валютные и платежно-расчетные отношения, движение капитала (инвестиции), деятельность международных экономических организаций, научно-техническое и производственное сотрудничество, развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. Внешнеэкономическая политика государства. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Понятие, сущность валюты, международных валютных отношений. Валютный курс. Виды валютных курсов.
Мировая экономика - совокупность национальных экономик всех стран мира в их постоянном взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости посредством сочетания мобильных факторов производства в рамках системы международных экономических отношений.
|
|
Формы международных экономических отношений: внешняя и мировая торговля; кредитные отношения; валютные и платежно-расчетные отношения; движение (миграция) рабочей силы; движение капитала (инвестиции); международные интеграционные процессы; развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов; межгосударственное регулирование международных экономических отношений; деятельность международных экономических организаций; научно-техническое и производственное сотрудничество.
Субъекты мировой экономики – физические и юридические (государство, компании, международные организации, интеграционные объединения.
Объекты мировой экономики - товары и услуги, капитал, рабочая сила на мировых рынках, а также другие факторы производства, мирохозяйственные связи и их формы.
Государственное регулирование внешней торговли - совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.
Методы регулирования международной торговли:
1) Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). В их основу положены Таможенный Кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I “О таможенном тарифе” и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Владелец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.
2) Нетарифные методам: налог на добавленную стоимость, акцизы, различные сборы (на охрану окружающей среды, при ввозе в страну пластиковых контейнеров, налог на защиту растений, на борьбу с мусором и др.); действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры); обязательная продажа части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций; установление количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз товаров; наличие лицензии.
|
|
Валюта - денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров и услуг. В более широком смысле к категории валюты относятся: различные средства обращении - монеты, банкноты, казначейские билеты; платежные документы - чеки, векселя; ценные бумаги - акции, облигации и другие.
По статусу, т.е., в зависимости от того, какую страну представляет валюта, различают понятия национальной, иностранной и коллективной валют. Национальная валюта - денежная единица какой-либо страны. Иностранная валюта - денежные знаки других государств, кредитные средства обращения и платежа, выраженные в иностранных денежных единицах. Коллективная валюта (международная, региональная) - искусственно созданная интернациональная валюта, используемая для расчетов среди определенного круга государств и организаций (СПЗ, ЭКЮ, евро).
Соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом. Отсюда следует очевидный факт, что курсов той или иной национальной валюты может быть ровно столько, сколько существует денежных единиц других стран. Основная функция валютного курса - служить критерием эффективности внешнеэкономического обмена. Валютный курс показывает, какие товары выгодно производить самим, какие экспортировать, какие товары заменить импортными.
Валютные курсы могут быть фиксированными и плавающими. Если органы валютного управления государства жестко устанавливают курсовое соотношение своей национальной денежной единицы с иностранными, то ее валютный курс называется фиксированным. В основе фиксированного валютного курса лежит рассчитанное определенным образом отношение покупательных способностей денежных единиц (в современных условиях). Покупательная сила валюты выражает средние национальные уровни цен на товары и услуги.