Понятие и система функций органов прокуратуры, их общая характеристика

Из лекции Ефановой: Основные направления деятельности – это функции. Выделяют следующие функции:

1) надзор; 2) уголовное преследование; 3) участие прокурора в рассмотрении дел судом; 4) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью; 5) правотворческая деятельность.

1. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

· за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

· за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

2. Уголовное преследование.

Из статьи Ефановой В.А. «О ПРОКУРОРСКОМ УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»:

Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ, «под уголовным преследованием следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления». Однако в дальнейшем тексте этого закона данное понятие наполняется разным содержанием. Так, например, ч. 2 ст. 21 УПК РФ, закрепляя обязанность по осуществлению уголовного преследования, требует от органов уголовного преследования принимать меры не только к изобличению лица, совершившего преступление, но и к установлению события преступления. А в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор, лишенный права сам возбуждать уголовные дела, может направлять материалы следователям и дознавателям для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства и т.д.

Именно такое различие в использовании законодателем понятия «уголовное преследование» позволило О. Я. Баеву сделать вывод о существовании двух видов уголовного преследования: «опосредованное и непосредственное». О непосредственном уголовном преследовании следует говорить, когда оно осуществляется в отношении конкретного лица, а об опосредованном – когда органы предварительного расследования приступают к производству следственных действий, направленных на выявление лица виновного в совершении преступления.

По субъектам осуществления следует различать следственное и прокурорское уголовное преследование.

3. Участие прокурора в рассмотрении дел судом.

Это продолжение надзорной функции.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность надзорной деятельности в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуратуры осуществляют надзор не за судами, которые, естественно, независимы при отправлении правосудия, однако они подчиняются закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.

4. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

ФЗ «О прокуратуре РФ» ст. 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью:

1. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

5. Правотворческая деятельность.

Эта функция состоит в том, что прокурор при установлении в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимости совершенствования действующих НПА вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: