Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона




Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указы­вается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Предусмотренные законодательством и совершаемые в установ­ленном порядке действия по устранению выявленных нарушений за­конов, а также причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц являются правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например представлений, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма.

Внесение соответствующих актов прокурорского надзора — это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение закона, кем бы оно не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном законом порядке.

Акты прокурорского надзора — это индивидуальные акты, обращен­ные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рас­смотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений зако­нов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реагирования и акты прокурорского надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, при том наиболее опера­тивно — в плане устранения и предупреждения нарушения законов.




К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требования: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилактического характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.

Институт прокурорского реагирования — это не только действенное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.

Опротестование прокурором правовых актов, противоречащих законам

В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или выше­стоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незаконных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают — протест как акт реагиро­вания воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими или недействительными.



В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт; в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незакон­ный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных, а также иных органов. К тому же, не исключено, может возникнуть необходимость обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить нарушенные права и свободы граждан, а также права и законные интересы государст­венных, иных органов.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона

Представление является наиболее часто применяемым средством реа­гирования прокурора на нарушения закона. В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление вносится на основе обстоятельно проведенной проку­рорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Представление — это универсальный акт прокурорского реагирования, позволяющий ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые, если нет не­обходимости привлекать руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то пред­ставление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представ­ляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом (должностным лицом), которому адресовано, с приня­тием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления колле­гиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом заседании в обоснование внесенного представления.

Вынесение прокурором постановлений

В случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и этот вопрос не был поставлен в представлении или в другом акте реагирова­ния, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выно­ситься в отношении должностных лиц, граждан и юридических лиц.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нару­шении закона лица или нескольких лиц к административной ответствен­ности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего ор­гана или должностного лица к допущенному нарушению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий. Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении рассматривается в сроки, установленные Ко­дексом Российской Федерации об административных правонарушениях для конкретных составов административных правонарушений.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, прокурор выносит поста­новление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по прави­лам, установленным уголовно-процессуальным законодательством.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых ад­министративному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению: выносится мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.

Военные прокуроры в случаях выявления военнослужащих, незакон­но содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисципли­нарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося мотивированное постановление об освобождении из под стражи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.

Прокуроры принимают меры к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями. В этих целях они нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставят вопрос о при­влечении к материальной ответственности работников, виновными дей­ствиями которых причинен ущерб государственным и муниципальным предприятиям, иным органам.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реа­лизацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования тре­бования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимо­сти следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона

В соответствии со ст. 25' Закона о прокуратуре в целях предупреж­дения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости наруше­ния закона.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъ­яснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Предостережение — самостоятельное правовое средство реагирова­ния прокурора на нарушения закона, применяемое при осуществлении надзора за исполнением законов, Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездействие), не вле­кущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам либо государ­ственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствую­щих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходи­мость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут пре­кращены.

Предостережение правомерно рассматривать как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Основная цель предостережения о недопустимости нарушения зако­на— пресечение (прекращение) и предупреждение противоправного ан­тиобщественного деяния, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, но дополняет дру­гие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений про­куроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами по­вышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлече­но к ответственности в установленном законом порядке.

Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

Надзор за исполнением законов органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: Прокурор проверяет исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлениях регламентирован УПК, ведомственными НА органов дознания (например, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 01. 03. 2012. №140.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с принятия сообщения о преступлении, к которым закон относит заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении преступления. Регистрация сообщения о преступлении заключается во внесении уполномоченным должностным лицом в книгу учета сообщений о преступлениях, каждому сообщению присваивается регистрационный номер. Упк не устанавливает срок, в течение которого должно быть зарегистрировано поступившее сообщение о преступлении. Но в приказе о едином учете преступлений (это совместный приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН от 29. 12. 2005) предусмотрено, что должностное лицо, правомочное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений. Передача незарегистрированного сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается. Согласно приказу Генпрокурора от 06. 09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и приказу Генпрокурора от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» проверка исполнения требований УПК и других ФЗ при приеме….. должна проводиться систематически, не реже 1 раза в месяц, а при наличии сведений о нарушении закона – безотлагательно. Приказ Генпрокурора РФ от 12.09.2006 №80/725 «Об усилении прокнадзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» содержит положение о том, что уполномоченным прокурорам надлежит не реже 2 раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях (п. 4.5). ст.22 Закона о прокуратуре: прокурор вправе вызывать должностных лиц органов дознания, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, полагается ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых кампаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов РФ и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Подлежит систематическому анализу содержание информационных программ радио, телевидения и иных электронных СМИ, различных публикаций.

- Постановление о возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель выносят при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК. Копия постановления о возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, следователем и руководителем следственного органа в соответствии с ч. 4 ст. 146 Кодекса должна незамедлительно направляться прокурору. В тех случаях, когда прокурор, исходя из текста копии постановления о возбуждении уголовного дела, не может сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, следует незамедлительно истребовать материалы, обосновывающие принятое решение (п. 6 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137). Как нарушение прав участников уголовного судопроизводства следует рассматривать случаи принятия решений о возбуждении уголовного дела по факту при наличии в материалах проверки данных, указывающих на конкретное лицо, и дающих основание подозревать это лицо в совершении преступления.

Признав принятое решение о возбуждении уголовного дела незаконным либо необоснованным, прокурор в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменяет такое постановление своим мотивированным постановлением, копия которого направляется должностному лицу органа дознания, принявшему решение о возбуждении уголовного дела.

Срок дополнительной проверки по материалу, по которому прокурор отменил постановление о возбуждении уголовного дела, в УПК не регламентирован. В приказе Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 указано, что при отмене постановления о возбуждении уголовного дела и возвращении его в орган дознания прокурор устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий (п. 5).

- Осуществляя надзор за законностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурору следует помнить, что перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела четко определен в ст. 24 УПК и не подлежит расширительному толкованию. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4 ст. 148 УПК). Неисполнение данного требования должно повлечь принятие мер прокурорского реагирования (приказ Генпрокурора № 277 п. 1.5).

УПК не устанавливает срок, в течение которого прокурор должен проверить законность принятого органом дознания решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако приказ Генпрокурора РФ от 12.09.2006 N 80/725 предписывает прокурорам проводить проверку законности постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента поступления соответствующего постановления и материалов в прокуратуру (п. 4.3). При проверке принятого решения в случае возникновения сомнений в его законности и обоснованности необходимо незамедлительно истребовать обосновывающие его материалы. При наличии в материалах проверки противоречий прокурор вправе получить объяснения от заявителя, в том числе и о причинах изменения им своих первоначальных объяснений (приказы Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 и от 12.09.2006 N 80/725).

Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения, который не должен превышать сроки, указанные в ст. 144 УПК. Указание прокурора о возбуждении уголовного дела, данное дознавателю одновременно с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, носит обязательный характер и подлежит безусловному исполнению.

В случае установления фактов невыполнения данных прокурором указаний при проверке им порядка приема, регистрации и принятии решения по сообщениям о преступлениях по каждому такому факту следует принимать меры прокурорского реагирования, к которым относятся: требование об устранении нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК), дача дознавателю письменных указаний (п. 4 ч. 2 ст. 37), отмена незаконных или необоснованных постановлений дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37), внесение представлений об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона о прокуратуре), направление предостережений о недопустимости нарушений закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В пределах предоставленных прокурору полномочий необходимо сосредоточить внимание на устранении причин и условий, способствующих сокрытию органом дознания преступлений от регистрации и учета, принятию незаконных решений по сообщениям о преступлениях. По выявленным нарушениям закона нужно добиваться привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.





Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4264; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9428 - | 7321 - или читать все...

Читайте также:

 

35.170.81.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.