Структура учебно-тренировочного занятия

Структура урока—это дидактически обоснованное соотноше­ние и последовательность расположения во временных рамках уро­ка элементов его содержания. Структура обеспечивает внутрен­нюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении наме­ченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообуслов­ленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние прояв­ления отражают содержательно-организационную сущность учеб­но-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъяв­ление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр. (см. Приложение 6).

В содержании урока физиче­ского воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компо­нента, каждый из которых включает в себя однородные по функ­циональной направленности более мелкие элементы этого содер­жания:

1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнении и связанных с ними знаний. Будучи объ­ ектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.

2. Организационно-управленческая и контролирующая дея­тельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных задании, покн.ч образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемеще­ ния); организация взаимоконтроля и взанмоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение до­ машнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждо­ го из элементов деятельности педагога сопровождается воспита­ тельными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.

3. Утсбно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; са­морегуляция учебно-познавательной деятельности на основе кор­ректирующих указаний учителя п самооценки выполнения учеб яых заданий. Результаты учебна-познавательной деятельности за­нимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.

Одной из отличительных черт современного урока физкульту­ры является вариативность его структуры. Она обусловлена не­обходимостью учета дидактических задач и специфики содержа­ния, возрастных возможностей и уровня готовности занимающих­ся к усвоению учебного материала.

Основными организационными формами спортивной тре­нировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.

Можно выделить два типа тренировочных уроков: урок посвященный ОФП, и специальный урок, т.е. направленный пре­имущественно на избранный вид спорта.

Тренировочное занятие состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть продолжается примерно 3 минуты. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.

Подготовительная часть (разминка) продолжается 10-15 минут в тренировке новичков, 30-35 минут - в тренировке подго­товленных спортсменов. Эта часть урока направлена на функциональное врабаты-вание организма. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения.

Основная часть продолжается от 20-30 минут до 1,5-2 ча­сов. В ней может решаться одна или несколько задач.

Заключительная часть продолжается 3-5 минут. Она предназначена для постепенного снижения двигательной актив­ности спортсмена. Лучшим средством этой части является мед­ленный бег с переходом на ходьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: