Структура урока—это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр. (см. Приложение 6).
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
|
|
1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнении и связанных с ними знаний. Будучи объ ектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных задании, покн.ч образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемеще ния); организация взаимоконтроля и взанмоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение до машнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждо го из элементов деятельности педагога сопровождается воспита тельными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.
3. Утсбно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя п самооценки выполнения учеб яых заданий. Результаты учебна-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока.
|
|
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.
Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.
Можно выделить два типа тренировочных уроков: урок посвященный ОФП, и специальный урок, т.е. направленный преимущественно на избранный вид спорта.
Тренировочное занятие состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть продолжается примерно 3 минуты. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.
Подготовительная часть (разминка) продолжается 10-15 минут в тренировке новичков, 30-35 минут - в тренировке подготовленных спортсменов. Эта часть урока направлена на функциональное врабаты-вание организма. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения.
Основная часть продолжается от 20-30 минут до 1,5-2 часов. В ней может решаться одна или несколько задач.
Заключительная часть продолжается 3-5 минут. Она предназначена для постепенного снижения двигательной активности спортсмена. Лучшим средством этой части является медленный бег с переходом на ходьбу.