При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить две группы — социально-экономические и научно-теоретические.
В социально-экономическом плане предпосылки возникновения социологии необходимо связывать прежде всего с развитием капитализма в первой трети XIX в., которое поставило проблемы общественных отношений, взаимодействия общества и человека в центр социального знания. Определенной формой рефлексии социально-экономического и политического развития капитализма стало возникновение новой науки об обществе-социологии, которая должна была объяснить естественность и закономерность этого процесса и всего того, что могло быть с ним связано.
Существенное значение в плане естественно-научном и идейно-теоретическом приобретают достижения естествознания, которые, с одной стороны, можно рассматривать автономно, как самодостаточные, с другой же — как необходимые естественно-научные предпосылки возникновения социологии. Речь идет в первую очередь об открытиях в области математики, астрономии, физики, механики, совершенных к середине XIX в., а чуть позднее — в области биологии (имеется в виду создание клеточной теории немецкими учеными Т. Шванном и Я. Шлсйденом, а затем — эволюционной теории английским естествоиспытателем Ч. Дарвином).
|
|
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя 2 наиболее выраженные ориентации - консервативную (Ж.де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, т.к. общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов, оно оказывалось значимее, выше и важнее, чем человек) и либеральную (И. Бентам, Дж. Миль, Англия (хотя общество так же рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Сформировалась идеология индивидуализма, основной смысл которой – что лучше для человека, то лучше для общества. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникновении и последующем развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.
Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших представителей этого течения социальной мысли французскою мыслителя Сен-Симона. Одна из центральных линий этого не только личного, но и идейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсального закона природы. Идея как возможности как общественного, так и научного прогресса (вера и убежденность в возможности характерны для многих мыслителей Просвещения Франции (Монтескье, Кондорсе) сыграла значительную роль в становлении социологии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание поступательного и прогрессивного развития общества.
|
|
Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала. Особое значение имели взгляды на проблему неравенства и классовых различий. С конца 18 века стало входить в употребление понятие класс, затем у французских историков периода Реставрации (Тьерри, Гизо, Минье) появляется понятие классовой борьбы.
Приобретает важное значение характеристика гражданского общества, связанного прежде всего с демократической формой его существования. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель рассматривал гражданское общество и как единое, и как раздираемое противоречиями.
Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объективный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.
Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине 18 века антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение, и др.
Итак, к 1830-1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения новой социальной науки. Требовалось иное осмысление общественных процессов и явлений, которое можно было бы обеспечить с помощью особой науки – социологи.