Основной тенденцией развития розничной торговли за последние годы явилось создание крупных предприятий. В результате значительная часть продаваемых продовольственных товаров стала приобретаться в супермаркетах и гипермаркетах.
Изменения, произошедшие в структуре торговой сети в последние десятилетия, характеризуются:
• увеличением числа торговых точек, имеющих более высокий объем товарооборота;
• увеличением числа таких типов торговых предприятий, как супермаркеты, и появлением их сетевых объединений (торговых сетей);
• увеличением стоимости разовой покупки при сокращении числа посещений торговых точек;
• улучшением качества торгового обслуживания покупателей.
В основу формирования его ассортимента положены следующие принципы:
• товар не должен быть слишком дорогим
• товар должен быть действительно качественным по
своим основным потребительским свойствам,
• потребитель желает не просто приобрести набор определенных свойств, но и своеобразную гарантию их качестваи факт подтверждения своего социального положения
Особенности организации оптовой торговли
Среди оптовых фирм с ограниченным обслуживанием
обычно выделяют:
• предприятия, работающие по методу самообслуживания ≪кэш-энд-керри≫ (cash-and-carry), предполагающему выбор покупателем товара на складе, его оплату наличными и доставку по месту назначения;
• предприятия так называемой полочной торговли (rack jobber), обслуживающие в основном розничную торговлю, поставляя ей некоторый ограниченный ассорти мент и оговаривая порядок совместной работы, включая соглашения о риске предпринимательской деятельности;
• предприятия прямой поставки, осуществляющие закупкутовара у изготовителя и поставляющие непосредственно потребителю на основе заказов предприятий оптовой и розничной торговли;
• мелко-оптовые предприятия, осуществляющие перепродажу товаров мелкими партиями и ограниченного ассортимента.
Основными функциями управления каналами распределения являются:
• исследование и выбор наиболее приемлемых посредников;
• контроль за деятельностью каналов распределения;
• анализ деятельности каналов распределения;
• мотивация эффективной деятельности каналов распределения;
• регулирование деятельности каналов распределения.