Традиции и их подобие

В наше время настоящая традиция является большой редкостью, так как развитие человечества привело к формированию общества потребления, где всех интересуют только деньги и связанные с ними блага. Человек просто не задумывается над смыслом собственной жизни, довольствуясь какими-то примитивными объяснялками и сказочками по этой теме. Вследствие чего получили большое распространение искусственные пути, которые организуются энтузиастами, профанами, недоучками, а часто просто шарлотанами и жуликами. Используя тот факт, что самостоятельное движение в области эзотерики практически невозможно, такие люди организуют семинарное обучение, школы, ашрамы, секты, фонды и даже псевдо традиции. Обычный человек не может отличить реального учителя от энтузиаста, красиво употребляющего эзотерические термины и демонстрирующего какие-нибудь чудеса. Даже если исключить из рассмотрения банальных жуликов, прикрывающихся эзотерикой чтобы обогатиться и получить власть над людьми, заведения с такого рода псевдо учителями (мастерами, гуру) способны вывести человека в лучшем случае лишь на бытовую эзотерику, связанную с нетрадиционными формами укрепления его здоровья и психики. Обычно же все заканчивается продвинутыми формами книжной эзотерики, когда сказочные теории подкрепляются воображением от выполняемых практик. Например, если у человека получается осознанные сновидения в рамках занятий в кастанедовских группах, то он думает что получил подтверждение и со всеми связанными с этим сказочками, такими как третье внимание, дубль и прочее. Искусственными такие пути называются потому, что они оторваны от естественной реальности. В некоторых случаях на таком пути возможны стабильные постоянные результаты, но это будут лишь отдельные кусочки, связанные с конкретными приложениями силы и построенными в воображении объяснялками.

Настоящие законные традиции сохраняются исторически и имеют весьма разнообразные формы. Гурджиев, например, выделил 3 типа законных традиций. Это путь факира, монаха и йогина. Факиры работают через тело, монахи через веру и чувства, через знания. Все эти пути начинают с самой трудной вещи, с полного изменения жизни через отречение от всего мирского. Человек должен оставить семью, дом, отказаться от всех удовольствий, привязанностей и обязанностей жизни, и уйти в пустыню, в монастырь, в школу йоги. С первого шага на своём пути он должен умереть для мира, только таким образом он надеется достичь чего-нибудь на одном из трех путей. Такой подход был нормальным лишь в средние века, когда жизнь человека не стоила ни чего. Уже во времена Гурджиева в цивилизованных странах количество желающих идти таким образом было очень мало. Повышение уровня жизни человечества привело к пониманию того, что подобные пути развития сверхспособностей противоестественны, это путь против природы, против законов мира, в котором живет и быстро развивается основная масса людей, безо всяких сверхспособностей. Эти пути противоположны повседневной жизни, они основаны на других принципах, подчинены другим законам. Их сила в том, что они идут против мира, в пользу Реальности.

Гурджиев попробовал соединить путь и законы мира в своем учении четвертого пути. В начале человека нужно подготовить, и хотя подготовка нужна серьезная, охватывающая самые разные стороны, но проводиться она должна в условиях обычной жизни. В отличие от всех исторических путей, полигон для работы представляет сама жизнь. Человек должен работать, пребывая в своих обычных условиях, сохраняя обычные отношения с людьми, ни от чего не отказываясь и никого не покидая. Условия жизни, в которых его застала работа, являются для него наиболее благоприятными, так как они возникли в ходе естественного хода его жизни. Любые условия, отличные от созданных самой жизнью, будут для него искусственными, а значит, не смогут помочь раскрыть все аспекты проявления его естественной осознанности. Все это составляет базу четвертого пути. Однако дальше Гурджиев начал эксперементировать с инструментами и методиками, чтобы охватить развитием все Центры человека. Он предлагал человеку жить в условиях, благоприятных для работы на четвертом пути, то есть работать в группах, которые занимались танцами, чтением книг, самонаблюдением и загрузкой практиками Эмоционального Центра. Четвертый путь не имеет определенной формы, его нужно найти, но как именно это сделать Гурджиев не сказал, оставив после себя лишь определенные формы деланий, а так же очень глубокую фразу «человек ничего не может делать».

Отдельный интерес вызывает вопрос взаимодействия учитель ученик в рамках школьной работы в настоящей Традиции. Основное правило состоит в том, что Учитель сам находит ученика. Это может быть как индивидуальный поиск, описанный у Кастанеды, так и целая развесистая структура, существующая в социуме и состоящая из убежища, учения и школы. Иногда учитель сам находит ученика из тех людей, которым вообще не нужна эзотерика, иногда из тех, кто ищет постижения себя и занимается школьной работой. Но в реальных традициях не бывает так, что ты заплатил денег, и тебя обучили эзотерике. Успенский в своей книге «В поисках чудесного» приводил слова Гурджиева, когда тот описывал взаимодействие ученик-учитель в исторических традиция:

- На пути факира у человека нет учителя в полном смысле слова. В этом случае учитель не учит, а служит образцом для подражания. Работа ученика состоит в копировании учителя.

- На пути монаха у человека есть учитель; и часть долга монаха, часть его работы состоит в том, чтобы испытывать полнейшую веру в учителя, чтобы безусловно подчиняться ему, проявлять послушание. Но главное на пути монаха – это вера в Бога, любовь к Богу, постоянное желание служить и повиноваться Богу; хотя в его понимании идеи Бога и служения Богу может содержаться много субъективного и противоречивого.

- На пути йогина человек не может и не должен ничего делать без учителя. Вначале он обязан подражать учителю, как это делает факир, и верить в него, подобно монаху. Позднее человек, идущий путём йогина, становится собственным учителем. Он усваивает методы своего наставника и постепенно приучается применять их к самому себе.

Совершенно очевидно, что никакое самостоятельное движение на исторических путях невозможно в принципе. Попытка выйти на эти пути по книжкам просто нелепа. Однако четвертый путь Гурджиева так же не оставил возможности для самостоятельного движения. Гурджиев видел, что все его группы двигаются не туда, даже под руководством его основных учеников, таких как Успенский или Беннет. Гурджиев не понимал почему так происходит потому, что начисто отказался от системы обучения исторических путей, тогда как система учительствования там была отработана веками.

Дело в том, что в эзотерической традиции должно быть несколько учителей. На начальном этапе освоения учения должны быть одни учителя, при школьной работе другие, а для выхода на путь в обязательном порядке должен быть живой носитель Традиции. Даже учителя, занимающиеся школьной работой, не могут уверенно поставить хорошего ученика на путь. У них это может случиться, но сделать это (именно как делание) может только живой носитель Традиции. Задача обычных учителей лишь подготовить ученика для выхода на Путь. Живой носитель является ключевой фигурой в традиции, он нужен и для учеников, и для самих учителей, так как их Путь непосредственно с ним связан. Если в Традиции нет живого носителя, то традиция является мертвой. После смерти живого носителя, несколько хороших учителей школьной работы могут случайно вывести на путь ученика, но не более того. В результате новых учителей для организации школьной работы практически не поступает, сама работа становится не гармоничной, и традиция окончательно умирает. Тем не менее, она остается протяженной во времени благодаря стараниям учителей, обучающих учению, которые могут подготавливать сами себя и поддерживать мертвое существование традиции до тех пор, пока не родится и не выйдет на эту традицию её очередной живой носитель. В принципе, такому человеку вообще не нужно вербальное учение Традиции, но иногда ему нужна среда для продолжения своего системного движения. Если это случается, то живой носитель привлекает своих декодеров для того, чтобы вникнуть в текущую вербальную терминологию его традиции, к нему подтягиваются учителя для школьной работы, а вот нерадивых учителей учения, искажавших учение своей тупостью или корыстью, пинком под зад выгоняют из процесса обучения учению. Поэтому при появлении живого носителя среди учителей учения поднимается паника, и зачастую они делают все, чтобы учение не перестало быть мертвым и удобным для них самих, так как с его помощью они десятками лет оболванивали людей, следуя исключительно догмам, а иногда и просто в своих интересах. Обычные учителя учения не могут распознать живого носителя даже своей собственной традиции, это могут сделать лишь учителя, стоящие на высшей ступени своего уровня. И если таковых не осталось, то живому носителю приходится основывать свою собственную Традицию, на базе существующего учения. Все это так сложно потому, что современное общество не ориентировано на духовное развитие человека.

Теперь немного про Путь. Я вкладываю в это слово очень глубокий смысл. Путь это очень высокий уровень единения с Миром и с Реальностью. Даже человек, изучающий учение и занимающийся школьной работой в реальной Традиции, не считается вставшим на путь. Это всего лишь лестница к Пути, но даже эта лестница настолько сложна, что книжным эзотерикам она практически не доступна. В конце лестницы человек выходит на полноту своего проживания через осознанность, но обычно со слабым уровнем самоосознанности. Там же появляются и «цветы на обочине Пути», которые манят своей силой, крутизной, красотой, счастьем, пользой другим людям. В итоге даже очень продвинутый в постижении себя человек не видит конца лестницы, не видит сам Путь, и, соответственно, не может на него встать самостоятельно. Таким людям нужен живой носитель Традиции, который может одним своим присутствием совместить потоки жизни с проявленным в процессе школьной работы запросом ученика. Замечу, что далеко не все ученики, которые обучались учению, выходят на настоящую школьную работу. Та имитация школьной работы, которой обычно занимаются все кому не лень в псевдо школах, никакого отношения к реальной школьной работе не имеет. Точнее по внешней форме народ делает всё то же самое, что и в реальной традиции, но практически никто из них не выходит на реальную школьную работу. Даже в школе реальной традиции лишь немногие проходят лестницу, но и среди этих немногих лишь единицы могут проявить свой реальный запрос на Путь. Индийские учителя йоги говорят, что только один из тысячи человек способен получить какие-то результаты, а один из тысячи способных может выйти на Путь. Кастанеда описал другой подход к набору учеников, при котором не нужно держать социальные институты, в которых учатся тысячи людей. Тем не менее, даже при таком индивидуальном отборе, когда Учитель сам ищет учеников и за всю жизнь находит всего несколько человек, тоже случаются накладки и, например, тот же Кастанеда так и не стал настоящим магом.

В принципе среди живых носителей традиции есть такие люди, которым не нужно не только какое-то там вербальное учение, но и сама традиция как социальный институт. Таким людям нужны живые люди, а не какие-то там традиционные формы и школьная работа. Следуя законам Реальности через свое Бытие, они сами выходят на тех, кто им нужен и при этом трудно даже сказать кто кого нашел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: