В качестве исходных данных взяты технические характеристики автомобиля БМВ 750 (таблица 4.1).
Таблица 4. 1 - Техническая характеристика автомобиля БМВ 750
Параметр | Значение |
Высота, мм | |
Колесная база, мм | |
Размер шин | 245/50R18 |
Снаряженная масса, кг | |
Полная масса, кг |
Расчет нормальных реакций на колесах автомобиля при его торможении
Рисунок 4.1 – Силы, вызывающие перераспределение нормальных реакций при торможении автомобиля
Реакции дороги на передний и задний мосты автомобиля.
(1) (2)
Распределение нагрузки между мостами (передний / задний) снаряженного автомобиля принимаем равным 53/47, для груженого – 43/57.
1) Определим нагрузки на мосты:
для снаряженного состояния:
- нагрузка, приходящаяся на передний мост;
- нагрузка, приходящаяся на задний мост;
- вес автомобиля.
для груженого состояния:
- нагрузка, приходящаяся на передний мост;
- нагрузка, приходящаяся на задний мост;
- вес автомобиля.
|
|
2) Рассчитаем удельные нагрузки на задний мост:
- для снаряженного состояния;
- для груженого состояния.
3) Определим высоту центра масс автомобиля:
для снаряженного состояния:
мм - высота центра масс;
- удельная высота центра масс.
для груженого состояния:
мм - высота центра масс;
- удельная высота центра масс.
4) Рассчитаем реакции дороги на передний и задний мосты автомобиля при подстановки в (1) и (2) указанных выше зависимостей в снаряженном и груженном состоянии:
; - на переднем колесе;
; - на заднем колесе.
Результаты расчета заносим в таблицу 2.
Расчет тормозных сил и моментов:
1) Расчет идеальных тормозных сил
Идеальные тормозные силы для снаряженного и груженного состояний рассчитаны по формуле:
; - для переднего колеса;
; - для заднего колеса.
2) Расчет тормозных моментов
Идеальные тормозные моменты для снаряженного и груженного состояний рассчитаны по формуле:
; - для переднего колеса;
; - для заднего колеса.
3) Расчет удельных тормозных сил:
;
Результаты расчета заносим в таблицу 4.2
Таблица 4.2 - Реакции дороги, тормозные силы и моменты, действующие на передний и задний мосты снаряженного автомобиля.
Z | Rz1 | Rz2 | Fт1и | Fт2и | Мт1и | Мт2и | Dт1и | Dт2и |
Снаряженное состояние | ||||||||
10112,639 | 8967,812 | |||||||
0,1 | 10470,891 | 8609,559 | 1047,089 | 860,9559 | 367,633 | 302,2816 | 0,054878 | 0,04512241 |
0,2 | 10829,144 | 8251,306 | 2165,829 | 1650,261 | 760,4225 | 579,4067 | 0,11351 | 0,08648964 |
0,3 | 11187,396 | 7893,054 | 3356,219 | 2367,916 | 1178,368 | 831,3754 | 0,175898 | 0,12410169 |
0,4 | 11545,649 | 7534,801 | 4618,259 | 3013,921 | 1621,471 | 1058,187 | 0,242041 | 0,15795857 |
0,5 | 11903,901 | 7176,549 | 5951,951 | 3588,274 | 2089,73 | 1259,843 | 0,31194 | 0,18806026 |
0,6 | 12262,154 | 6818,296 | 7357,292 | 4090,978 | 2583,145 | 1436,342 | 0,385593 | 0,21440678 |
0,7 | 12620,406 | 6460,044 | 8834,284 | 4522,031 | 3101,717 | 1587,685 | 0,463002 | 0,23699811 |
0,8 | 12978,659 | 6101,791 | 10382,93 | 4881,433 | 3645,446 | 1713,871 | 0,544166 | 0,25583427 |
0,9 | 13336,911 | 5743,539 | 12003,22 | 5169,185 | 4214,331 | 1814,901 | 0,629085 | 0,27091524 |
Z | Rz1 | Rz2 | Fт1и | Fт2и | Мт1и | Мт2и | Dт1и | Dт2и |
Груженое состояние | ||||||||
11872,553 | 13388,2 | |||||||
0,1 | 12361,075 | 12899,68 | 1236,107 | 1289,968 | 433,9973 | 452,9076 | 0,048934 | 0,05106608 |
0,2 | 12849,597 | 12411,15 | 2569,919 | 2482,231 | 902,2987 | 871,5112 | 0,101736 | 0,09826433 |
0,3 | 13338,119 | 11922,63 | 4001,436 | 3576,789 | 1404,904 | 1255,811 | 0,158405 | 0,14159474 |
0,4 | 13826,641 | 11434,11 | 5530,656 | 4573,644 | 1941,813 | 1605,806 | 0,218943 | 0,18105732 |
0,5 | 14315,163 | 10945,59 | 7157,581 | 5472,794 | 2513,027 | 1921,498 | 0,283348 | 0,21665207 |
0,6 | 14803,685 | 10457,07 | 8882,211 | 6274,239 | 3118,544 | 2202,885 | 0,351621 | 0,24837898 |
0,7 | 15292,207 | 9968,543 | 10704,54 | 6977,98 | 3758,366 | 2449,969 | 0,423762 | 0,27623805 |
0,8 | 15780,729 | 9480,021 | 12624,58 | 7584,017 | 4432,491 | 2662,748 | 0,499771 | 0,3002293 |
0,9 | 16269,251 | 8991,499 | 14642,33 | 8092,35 | 5140,92 | 2841,224 | 0,579647 | 0,3203527 |
16757,773 | 8502,977 | 16757,77 | 8502,977 | 5883,654 | 2985,395 | 0,663392 | 0,33660827 |
Произведем построение графиков реакции дороги, тормозных сил и моментов в зависимости от относительного замедления автомобиля на интервале z=0…1.0. (рисунки 4.2…4.).
|
|
Рисунок 4.2 — График тормозных сил переднего и заднего мостов снаряженного и груженого состояния автомобиля в зависимости от относительного замедления автомобиля.
Рисунок 4.3 — График тормозных моментов переднего и заднего мостов снаряженного и груженого состояния автомобиля в зависимости от относительного замедления автомобиля.
Расчет удельных тормозных сил по сцеплению колеса с дорогой
Удельные тормозные силы по сцеплению в контакте колеса переднего и заднего мостов с дорогой рассчитываются по формулам:
Прямые постоянного коэффициента сцепления передней оси
;
Прямые постоянного коэффициента сцепления задней оси
;
Результаты расчета сводим в таблицу 4.3.
Таблица 4.3 - Удельные тормозные силы переднего и заднего мостов в зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой.
сост. | Снаряженное состояние | Груженое состояние | ||||||
Dтμiи | Dтμ1и | Dтμ2и | Dтμ1и | Dтμ2и | ||||
μ | Dтμ2и | Dтμ1и | Dтμ2и | Dтμ1и | ||||
0,5 | 0,5 | |||||||
0,1 | 0,0540142 | 0,063582 | 0,046134 | 0,027704 | 0,047927 | 0,057787 | 0,051994 | 0,03302221 |
0,2 | 0,1101358 | 0,129644 | 0,090598 | 0,054405 | 0,097782 | 0,117899 | 0,102053 | 0,06481473 |
0,3 | 0,1684907 | 0,198336 | 0,133481 | 0,080157 | 0,149684 | 0,18048 | 0,150281 | 0,095445 |
0,4 | 0,2292149 | 0,269816 | 0,174867 | 0,10501 | 0,203762 | 0,245684 | 0,196778 | 0,12497561 |
0,5 | 0,2924556 | 0,344259 | 0,214832 | 0,129009 | 0,260156 | 0,313679 | 0,241635 | 0,15346473 |
0,6 | 0,3583726 | 0,421852 | 0,253448 | 0,152199 | 0,319017 | 0,38465 | 0,284937 | 0,18096651 |
0,7 | 0,4271395 | 0,502799 | 0,290782 | 0,174618 | 0,380511 | 0,458796 | 0,326765 | 0,20753139 |
0,8 | 0,4989451 | 0,587324 | 0,326898 | 0,196306 | 0,44482 | 0,536335 | 0,367191 | 0,23320646 |
0,9 | 0,5739955 | 0,675668 | 0,361853 | 0,217297 | 0,512139 | 0,617505 | 0,406285 | 0,25803568 |
0,6525157 | 0,768096 | 0,395703 | 0,237625 | 0,582687 | 0,702566 | 0,444112 | 0,28206017 | |
1,1 | 0,7347519 | 0,864899 | 0,4285 | 0,25732 | 0,6567 | 0,791807 | 0,480733 | 0,30531844 |
1,2 | 0,8209743 | 0,966394 | 0,460291 | 0,276411 | 0,734442 | 0,885543 | 0,516204 | 0,32784655 |
Рисунок4.4— График удельных тормозных сил снаряженного и груженного состояния