Нагрузки от крана передаются на подкрановую балку через колеса крана. Число колес с каждой стороны крана, в том числе тормозных, указано в ГОСТе и ТУ на краны. Вертикальные и горизонтальные Т нагрузки от мостовых кранов грузоподъемностью 10 – 125 т показаны на рис. 8.1. Расчет балок обычно выполняют на нагрузку от двух сближенных кранов (рис. 8.1, б). Так как вероятность появления одновременно наибольших нагрузок на двух кранах мала, то при подсчете усилий вводится понижающий коэффициент сочетания φ c (согласно СНиП 2.01.07-85
φ c = 0,85 – при кранах легкого и среднего режимов работы; φ c = 0,95 – при кранах тяжелого и весьма тяжелого режимов работы; φ c =l – при учете нагрузки только от одного крана).
Расчетные значения вертикальных и горизонтальных сил, приходящиеся на одно колесо крана, определяют по формулам:
(8.1)
(8.2)
где kd1 kd2 – коэффициенты динамичности, kd1 принимается равным: 1 – для кранов легкого и среднего режимов работы независимо от шага колонн и 1,1–1,2 – для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы в зависимости от шага колонн; γf = 1,1 – коэффициент надежности по нагрузке; Fcn – максимальное нормативное давление на каток крана (по ГОСТ или ТУ на краны); kd2 = 1— для легкого, среднего и тяжелого режимов (1K—6K) и kd2= 1,1 – для весьма тяжелого режима (7К—8К) (табл. 8.1).
Нормативную поперечную горизонтальную силу от торможения тележки крана, передаваемую на колесо мостового крана, определяют по формуле:
(8.3)
где f – коэффициент течения при торможении тележки, равный 0,1 – для кранов с гибким подвесом груза и 0,2 – с жестким подвесом груза;
Q – грузоподъемность крана; G1 – масса тележки крана, принимаемая по ГОСТу на краны (при отсутствии данных о массе тележки кранов с гибким подвесом приближенно можно принимать Gt =0,3 G c, где Gc – масса крана); nk – число всех колес тележки, пR – число тормозных колес тележки.
Краны, как правило, имеют четырехколесную тележку с двумя тормозными колесами, следовательно, при и для кранов с гибким подвесом груза формула (8.3) примет вид:
(8.4)
Примечание. При учете в расчетах нагрузки от одного крана коэффициенты динамичности kd 1= kd 2=1.
С жестким (8.4,а)
где nо – число колес на одной стороне мостового крана; nо =2 – для кранов грузоподъемностью Q=5…50 т; п0 – 4 – грузоподъемностью 80...125 т и nо =8 грузоподъемностью 160...320 т.
Для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы значения допускается определять по формуле:
(8.5)
Нагрузка от кранов является подвижной, поэтому для определения изгибающих моментов Мтах и поперечных сил Qmax необходимо краны располагать в определенном положении. В разрезных подкрановых балках для вычисления наибольшего момента Мтах крановую нагрузку необходимо располагать так, чтобы середина балки была (по правилу Винклера) между равнодействующей усилий на балке и ближайшей силой от действия колеса крана (рис. 7.4. А, а,в). Наибольшую поперечную силу Qmax в разрезной балке определяют при расположении одной силы непосредственно на опоре, а остальных - вблизи к этой же опоре (рис. 7.4. б,г).
Расчетные значения изгибающего момента и поперечных сил от действия вертикальных усилий с учетом влияния собственного веса подкрановых конструкций и возможной временной нагрузкина тормозной балке определяют по формулам:
(8.6)
(8.6, а)
где α 1=1,03 – при пролете балок б м; α 1=1,05 - при пролете 12 м и α 1 =1,08 – при пролете 18 м.
Расчетный изгибающий момент МТ и поперечную силу QТ от действия горизонтальной нагрузки вычисляют при том же расположении крановой нагрузки, что и для Мтах и Qmax, поэтому МТ и QT можно определить из соотношения горизонтальных Тп и вертикальных Fn сил от одного колеса крана заданной грузоподъемности:
(8.7)
(8.7а)
По расчетным значениям М и Q рассчитывают балку по прочности; затем подобранное сечение проверяют на прогиб, общую и местную устойчивость, а также в необходимых случаях и на выносливость и выполняют расчет опорного ребра и соединений поясов со стенкой.