Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям затрат Номенклатуры расходов

На третьем этапе анализа определим структуру расходов по разделам Номенклатуры расходов в таблице 2.19. (Приложение Ж)

Таблица 2.19 - Состав и структура и динамика расходов по разделом номенклатура

Показатель   Доля, %   Доля, %   Доля, % Абсолютное отклонение, (+,-) Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста,% Темп роста,%
Расходы, возмещаемые за счет провозной платы за перевозки грузов и пассажиров (эксплуатационные расходы)   78,2   72,7   74,4     152,7 217,8
Расходы по иным видам деятельности   2,0   1,7   1,7     140,0 206,6
Расходы основные, общие для всех отраслей хозяйство железной дороги (общепроизводственные) отнесенные на деятельность ж/д транспорта   12,6   12,9   17,5     167,5 289,7
Общехозяйственные расходы, отнесенные на деятельность ж/д транспорта   7,2   12,7   6,4     291,1 106,6
Итого                 164,2 212,8

Наиболее наглядно структура расходов по основным показателям производственно-финансовой деятельности организаций Белорусской железной дороги (по видам деятельности) представлена на рисунке 2.8.


Рисунок 2.8 – Структура расходов по основным показателям производственно-финансовой деятельности организаций Белорусской железной дороги (по видам деятельности) с 2010 по 2012 годы

В структуре расходов наибольший удельный вес в 2010 году приходится на расходы, возмещаемые за счет провозной платы за перевозки грузов и пассажиров (эксплуатационные расходы) 78,2%, общепроизводственные расходы 12,6%, общехозяйственные расходы 7,2 % и расходы по ИВД 2%.

По сравнению с предшествующим годом 2011 году увеличился удельный вес расходов по общепроизводственному расходу на 0,2% и по общехозяйственным расходу на 5,5%. При этом сократилось расходы эксплуатационные на 5,5% и расходы по ИВД на 0,3%.

На следующем этапе проанализируем эксплуатационные расходы по деятельности железнодорожного транспорта по статьям Номенклатуры расходов (таблица 2.6). если анализ текущего содержания пути показывает экономию, что характеризует хорошую работу пути. Экономия возможна за счет недовыполнения объема снижения качества, то есть ухудшения состояния пути по бальности, ограничений скоростей движения, поэтому необходимо сверить этот показатель с плановым объемом заданных работ и их качеством.


Таблица 2.20Состав, структура и динамика эксплуатационных расход, возмещаемых за счет провозной платы, за перевозки грузов и пассажиров.

Наименование статей затрат   Доля   Доля   Доля Абсолютное отклонение Абсолютное отклонение Темп роста,% Темп роста,%
Текущее содержание пути и путевых обустройств ст.322   0,5   19,7   18,2     7018,8 195,5
Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта ст. 323   0,8   0,1   0,1 -287   27,0 152,8
Содержание искусственных сооружений ст. 325   1,0   0,8   0,5     143,9 134,1
Расходы по снего-, водо-, пескоборьбе ст. 327   0,2   0,0   0,7 -72   36,3 3263,4
Все виды ремонта искусственных сооружений ст. 330   8,6   8,9   0,3   -7766 191,8 6,4
Все виды ремонтных работ верхнего строения пути ст.331   5,6   5,6   14,1     182,2 537,1
Амортизация земляного полотна и искусственных сооружений ст. 334   6,5   3,5   4,5 -19   99,4 270,5
Амортизация верхнего строения пути ст. 335   3,3   0,2   4,1 -1481   11,7 4110,2
Итого основных производственных расходов по хозяйству пути (дистанции пути)   54,9   39,6   0,1   -36547 132,5 0,6
Расходы, основные общие для всех отраслей хозяйства железной дороги   11,9   10,8   42,6     167,5 834,8
Общехозяйственные расходы   6,7   10,7   14,8     291,1 294,2
Итого расходов по хозяйству пути (дистанции пути)                 183,7 211,9

Рисунок 2.9 - Структура эксплуатационных расходов возмещаемые за счет провозной платы, за перевозки грузов и пассажиров с 2010 по 2012 годы


Общепроизводственные расходы – представляют собой затраты связанные с содержанием, организацией и управлением основным, вспомогательным и обслуживающим производствами. К данным расходам относятся:

•Содержание и эксплуатация машин, оборудования;

•Амортизация;

•Средства, затраченные на ремонт имущества, которое использовалось в производстве;

•Затраты на отопление, освещение и прочее содержание помещений;

•Расходы на аренду помещения;

•Расходы на оплату труда работников, которые заняты обслуживанием производства;

•Прочие расходы, аналогичные по назначению.

В структуре расходов наибольший удельный вес в 2010 и 2011 году приходиться на основные производственные расходы 54,9% (39,6%). В 2011 году по сравнению с предшествующим годом текущее содержание пути резко возросло на 19,2%, общехозяйственные расходы на 4,7%, снизились следующие показатели:

- расходы на одиночную смену материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта на 0,7%;

- амортизация земляного полотна и искусственных сооружений на 3,0%;

- амортизация верхнего строения пути на 2,1%;

- итого основных производственных расходов по хозяйству пути (дистанции пути) на 15,3%.

В 2012 году в структуре расходов произошло изменение, увеличился удельный вес общих расходов для всех отраслей хозяйства равные 42,6%.

По сравнению с 2011 годом увеличились расходы по снего-, водо-, пескоборьбе на 0,7%, расходы на одиночную смену материалов верхнего строения пути на 8,5%, амортизация земляного полотна и искусственных сооружений на 1,0%, амортизация верхнего строения пути на 3,9%; общие расходы для всех отраслей хозяйства на 31,8%, общехозяйственные на 4,1%; снизились все виды ремонтных работ верхнего строения пути на 8,6%, итого основных производственных расходов по хозяйству пути (дистанции пути) на 39,5%.

Изменение текущего содержания пути показывает экономию за счет снижения затрат на оплату труда на 14231млн руб, затраты на материалы на 10797млн.руб, отчисления на социальные нужды 987млн.руб, топливо 90млн руб и электроэнергия на 55млн.руб.(см. Приложение Ж)

Снижение затрат на материалы произошли за счет внедрения новых технологий. Такая экономия не ухудшит состояние пути. Рассмотрев структуру основных производственных расходов по хозяйству пути (дистанции пути), можно сделать вывод о том, что все его составляющие элементы снизились, из-за чего и произошло резкое снижение этого показателя, так же и общих расходов для всех отраслей хозяйства железной дороги


На следующем этапе проанализируем расходы по иным видам деятельности в разрезе статей затрат (таблица 2.5) (Приложение А).

Таблица 2.21 – Состав, структура и динамика эксплуатационных расходы по иным видом деятельности в разрезе статей затрат

Показатель   Доля, %   Доля, %   Доля, % Абсолютное oтклонение Абсолютное отклонение Темп роста, % Темп роста, %
Строительство (45000) текущее содержание пути   65,5   74,5   79,1     159,3 219,2
Деятельность сухопутного транспорта (60000)   0,6   0,5   0,3     116,7 128,6
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (63000)   7,3   4,4   2,7 -10   85,5 123,7
Операции с недвижимым имуществом (70000)   9,4   7,8   4,4     115,7 117,5
Прочие виды деятельности   17,2   12,7   13,5     103,7 218,9
Итого расходов по иным видам деятельности                   206,6

Рисунок 2.10 - Состав, эксплуатационных расходов по иным видом деятельности в разрезе статей затрат

В структуре расходов наибольший удельный вес занимает строительство (45000) текущее содержание пути, а именно 65,5% -621 млн руб(2010год), 74,5% - 989 млн руб(2011год), 79,1% - 2168 млн руб.

Текущее содержание железнодорожного пути — один из наиболее важных видов путевых работ, осуществляемых непрерывно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути.

Текущее содержание железнодорожного пути остается наиболее сложным процессом в организации труда, так как значительная часть путевых работ выполняется без перерыва в движении поездов,а часть обнаруженных неисправностей пути устраняется незамедлительно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: