Установление новых отношений со странами Востока

С первых дней своей деятельности Советское правительство под руководством В. И. Ленина неоднократно заявляло о готовности Советской России установить новые действительно равноправные отношения с зависимыми странами, в особенности с нашими соседями на Востоке. Оно заявило о «полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах» 1.

Советское государство не только аннулировало все неравноправные договоры и соглашения, которые имела царская Россия с этими странами, но и оказывало помощь народам Востока в их борьбе за политическую и экономическую независимость. Эта ленинская политика нашла свое предельно ясное изложение в ноте Советского правительства, направленной правительству Ирана: «Вся восточная политика России,— говорилось в ней,— останется диаметрально противоположной восточной политике империалистических держав, стремясь к самостоятельному экономическому и политическому развитию восточных народов и оказывая им в этом всяческую поддержку. Народ и Советское правительство России усматривают свою роль и свое призвание в том, чтобы быть естественными и бескорыстными друзьями и союзниками народов, борющихся за свою полную самостоятельную экономическую и политическую свободу» 2.

В своих отношениях с угнетенными народами Востока Советское государство руководствовалось ленинским принципом самоопределения наций. Осуществление этого принципа Коммунистическая партия и Советское правительство начали у себя дома сразу же после победы Великого Октября. Этот же принцип был провозглашен Советским государством и на международной арене.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 222.

2 Документы внешней политики СССР. М., 1961, т. 5, с. 80—81.

СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ДОГОВОР 1921 г.

В 1918 г. английские войска оккупировали Иран. Широко применяя силу, угрозы и подкуп3, оккупанты свергали неугодные правительства или сменяли отдельных министров и создавали покорные им кабинеты.

Проанглийское правительство Ирана прервало начавшиеся было в Петрограде переговоры между НКИД и иранским послом. Тем не менее Советское правительство не оставило своих попыток вступить в непосредственные отношения с Ираном. В июле 1918 г. в Тегеран была отправлена дипломатическая миссия во главе с И. О. Коломийцевым. Иранское правительство отказалось ее признать, несмотря на то что само Советское правительство оно признало еще в декабре 1917 г. Иранское правительство продолжало сноситься с прежним, царским посланником, хотя Советское правительство давно отстранило его от должности. В печати началась травля советских представителей. В ночь на 3 ноября советская миссия подверглась нападению белогвардейцев, среди которых были и английские офицеры. Иранское правительство не приняло никаких мер. Здание миссии было разграблено, а ее сотрудники арестованы и переданы английским властям, которые отправили арестованных в Индию. Удалось спастись только Коломийцеву. Насилиям подверглись и советские представители в Мешхеде — консул Е. А. Бабушкин, торговый представитель И. А. Калашников и секретарь консульства Афанасьев4.

Английские империалисты не только подавили национально-освободительное движение в этой стране, но и превратили ее в базу для действий против Советской России. Летом 1918 г. из Ирана началось наступление английского генерала Денстервиля на Баку и генерала Моллесона в Туркмению. С территории Ирана англичане планировали осуществить захват Закавказья, и прежде всего Баку. Из Ирана же они снабжали по Каспийскому морю через Гурьев армии Колчака, содействовали организации связи между Колчаком и Деникиным.

Уже первые победы Красной Армии над Колчаком осложнили положение интервентов в Средней Азии. В декабре 1918 г. части Красной Армии прорвали кольцо контрреволюционных сил, окружавшее Туркестан, и 22 января 1919 г. соединились с войсками Советской Туркестанской Республики. Началось изгнание английских интервентов.

Освободительный поход Красной Армии всколыхнул угнетенные народы Востока. Победы Советской России убедили их в том,

3 Помимо военной интервенции, как признает английский автор, британское правительство прибегло к широкой системе субсидирования и подкупов (Balfour ]. М. Recent Happenings in Persia. London, 1932, p. 157).

4 См.: Тузмухамедов Р. А. Советско-иранские отношения (1917—1921). M.. 1960, с. 35. И. Коломийцеву только летом 1919 г. удалось вернуться в Москву. Остальные же сотрудники миссии были расстреляны пли погибли в английских тюрьмах в Индии.

что империалистические армии можно разбить. Чем дальше продвигалась Красная Армия к южным границам Советской страны, тем сильнее развертывалось в Иране движение против империалистического гнета.

26 июня 1919 г. Советское правительство направило обращение к правительству и народу Ирана. Напомнив о своей ноте от 14 (27) января 1918 г., где были изложены принципы политики Советской России по отношению к Ирану, Советское правительство изъявляло готовность аннулировать все платежи Ирана по долговым обязательствам перед царским правительством, отказаться от всякого контроля над государственными доходами Ирана — таможенными, телеграфными, почтовыми и т. п.,— который осуществляли царское и английское правительства на основе взаимного сговора. Советское правительство объявляло Каспийское море свободным для плавания иранских кораблей, а также заявляло о прекращении действия всех русских концессионных прав, как государственных, так и частных. Оно заявило о безвозмездной передаче в собственность иранского народа русского Учетно-ссудного банка Ирана со всеми принадлежавшими ему ценностями. В собственность иранского народа передавались также безвозмездно все железные и шоссейные дороги, построенные царской Россией в Иране, портовые сооружения в Энзели, все принадлежавшие России почтовые и телеграфные линии. Вознаграждение от иранского правительства должны были получить только рабочие и служащие вышеперечисленных учреждений. Объявлялись отмененными все привилегии для русских граждан. Советская Россия отказывалась от вмешательства в организацию иранских вооруженных сил и т. д. Это был полный разрыв с политикой империализма и колониализма, которой противопоставлялась совершенно новая политика социалистического государства,, основанная на принципах интернационализма и самоопределения наций, признания равноправия всех народов. В обращении указывалось, что «настоящий шаг Российского Советского Правительства открывает новую эру в истории взаимоотношений России и Персии»5.

Политика Советского государства в отношении зависимых и угнетенных народов была вызовом колониальным державам и их грабительской политике. Английские оккупационные власти и действовавшее по их указке иранское правительство скрыли обращение Советского правительства от иранского народа.

Летом 1919 г. Советское правительство вновь направило в Иран дипломатическую миссию во главе с И. О. Коломийцевым. Однако по прибытии в Иран миссия была немедленно арестована по наущению англичан. Коломийцев был подло убит белогвардейцами при участии иранского военнослужащего и при подстрекательстве английских властей. Английские колонизаторы торопились расправиться с советской миссией, так как в это время они

5 Документы внешней политики СССР. М., 1958, т. 2, с 200,

завершали тайные переговоры с иранским правительством о заключении нового кабального договора.

9 августа 1919 г. англо-иранский договор был подписан. По этому договору Великобритания получила право назначать своих советников в государственный аппарат Ирана и английских офицеров в иранскую армию. Предоставление английского займа под залог доходов от иранских таможен, согласие иранского правительства на пересмотр таможенного тарифа в интересах Англии, равно как и другие кабальные условия англо-иранского договора,— все это свидетельствовало о том, что Иран фактически превращался в английский протекторат.

Советская Россия выступила 28 августа 1919 г. с новым обращением, которое было адресовано рабочим и крестьянам Ирана. В этом документе Советское правительство заявило, что не признает англо-иранского договора, осуществляющего порабощение иранского народа. «Персия вычеркнута из числа независимых стран,— гневно говорилось в обращении,— персидский народ исключен из числа свободных народов, его собственные деспоты и угнетатели получают деньги от Англии и окончательно превращаются в ее слуг, состоящих у нее на жалованьи...» 6 Категорически осудив это позорное соглашение, Советское правительство вновь предложило заключить с Ираном равноправный договор.

Триумф английского империализма оказался недолговременным. В России интервенты терпели поражение за поражением. Они были изгнаны из Закавказья и Средней Азии. В освобожденном Баку 28 апреля 1920 г. была провозглашена Азербайджанская Советская Республика. Части победоносной Красной Армии подошли к границам Ирана. В мае 1920 г. интервенты увели свои войска, флот, созданный ими на Каспии, и остатки белогвардейцев в иранский порт Энзели. Там они планировали создать базу для организации новой вооруженной интервенции против Советской России.

Советское правительство, конечно, не могло этого допустить. 18 мая 1920 г. советский десант высадился в порту Энзели и на побережье. Советские войска заставили капитулировать англичан, возвратить похищенное ими имущество и эвакуироваться из Энзели. Военный престиж Британской империи катастрофически падал. «Прочь из Ирана!» — требовал иранский народ от английских оккупантов.

20 мая 1920 г. иранское правительство под давлением народного движения направило ноту Советскому правительству, в которой сообщало, что согласно выслать в Баку и Москву делегации для ведения переговоров с советскими властями. Советское правительство незамедлительно ответило, что готово начать переговоры. При этом оно заявило, что и в новых условиях оно повторяет свои прежние предложения 7.

6 Там же, с. 240.

7 Там же, с. 537.

Однако английские оккупанты снова постарались не допустить развития переговоров между Советской Россией и Ираном. Под их давлением иранское правительство не послало обещанных им делегаций ни в Баку, ни в Москву. По явному наущению представителей Англии оно заявило 4 июня 1920 г. протест против высадки советского десанта в Энзели, хотя знало о приказе Советского главного командования от 26 мая 1920 г., предписывавшем советским войскам эвакуировать Энзели8, что и было фактически вскоре сделано. Тем не менее, опять-таки под давлением английских оккупантов, иранское правительство направило в июне 1920 г. жалобу в Совет Лиги наций, хотя к этому времени советских войск в Иране уже не было. Необоснованность этой жалобы была настолько очевидна, что даже Совет Лиги наций, который никогда не питал никаких дружеских чувств к Советской стране, и тот не нашел правонарушений в действиях советских войск и ограничился предложением Ирану разрешить спорные вопросы путем непосредственных переговоров с Российской республикой 9.

Английские представители организовывали свержение одного иранского правительства за другим, дважды предъявляли Ирану ультиматумы с требованием ратифицировать англо-иранский договор.

Но народное движение против оккупантов и за установление отношений с Советской страной оказалось сильнее английских интриг. Иранское правительство, наконец, должно было вступить в переговоры с РСФСР. В ноябре 1920 г. в Москву прибыл для переговоров о заключении договора чрезвычайный посол Ирана Мошавер оль-Мемалек.

Вскоре в Тегеране произошел государственный переворот. В нем большую роль сыграл Реза-хан, впоследствии ставший шахом, а в то время командовавший полком казачьей бригады, когда-то организованной по просьбе шаха русским правительством. В результате этого переворота 21 февраля 1921 г. к власти в Иране пришло правительство Сеид Зия эд-Дина, являвшегося английским агентом. Но и он не смог помешать заключению советско-иранского договора, текст которого уже был согласован. 26 февраля советско-иранский договор был подписан в Москве. В тот же день правительство Ирана заявило, что отказывается внести договор с Англией на рассмотрение меджлиса. Впоследствии меджлис одобрил это решение правительства. Политика английского империализма потерпела поражение.

В советско-иранском договоре были закреплены независимость и суверенитет Ирана. В соответствии со своими нотами от 14 (27) января 1918 г. и 26 июня 1919 г. Советское правительство заявило о полном отказе от внешней политики царизма, под-

8 Документы внешней политики СССР, т. 2, с. 559.

9 Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. М., 1929, ч. 3, вып. 2, с. 26—27.

твердило, что все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные царским правительством с Ираном и приводившие к умалению прав иранского народа, объявлены отмененными и потерявшими силу. Вместе с тем оно безоговорочно осудило преступную политику всех империалистических государств по отношению к народам Востока и отказалось от участия в каких бы то ни было мероприятиях, нарушающих суверенитет Ирана. Договор отменял все соглашения, заключенные царской Россией с третьими державами во вред Ирану, устанавливал между Россией и Ираном нормальные дипломатические отношения. Стороны согласились признать и соблюдать границу, установленную русско-персидским соглашением 1881 г. Было оговорено право обоих государств совместно использовать пограничные реки.

Договор также содержал постановления по всем экономическим предложениям, сделанным Советским правительством в ноте от 26 июня 1919 г. В договоре было записано, что «Российское Советское правительство в соответствии с провозглашенным им отрицанием колониальной политики капитализма, служившей и служащей причиной неисчислимых бедствий и кровопролитий», передает в полное владение иранского народа денежные суммы Учетно-ссудного банка Ирана и все его движимое и недвижимое имущество. Желая предоставить иранскому народу свободно распоряжаться средствами сообщения, а также в виде компенсации за ущерб, причиненный царскими войсками, Советское правительство передало в полную собственность иранскому народу построенные русскими в Иране шоссейные и железные дороги, пристани, склады, пароходы на Урмийском озере, телеграфные и телефонные линии, порт Энзели с товарными складами, электростанцией и другими постройками, отказалось от всех концессий, полученных от правительства Ирана царским правительством и русскими подданными. Стоимость имущества, перешедшего в руки иранского народа, исчислялась почти в 600 млн. руб. золотом.

Статья 13 договора обязывала иранское правительство не передавать возвращенные Ирану «концессии и имущество во владение, распоряжение или пользование никакому третьему государству и его гражданам, сохраняя все указанные права за собой на благо персидского народа».

Договор уничтожал консульскую юрисдикцию в Иране, оговаривал возможность использования Советской Россией рыбных богатств южного побережья Каспия, восстанавливал торговые связи, дипломатические и консульские отношения.

В советско-иранский договор были включены статьи, которые охраняли самостоятельность и независимость Ирана, а также обеспечивали безопасность Советской страны. Каждая из договаривающихся сторон обязывалась воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой стороны.

Согласно статье 5 (пункт 1), обе стороны обязывались «не допускать на своей территории образования или пребывания орга-

низаций или групп, как бы они ни именовались, или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, а равным образом не допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций».

В пункте 3 говорилось об обязательстве Ирана и России «не допускать всеми доступными им способами пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны».

Из этого текста явствует, что речь шла не только о русской контрреволюции, но и об империалистических государствах, которые подобно тому, как это сделала Англия в 1918—1920 гг., вновь решились бы на превращение Ирана в плацдарм для действий, враждебных Советской стране. Поскольку договор подписывался в момент, когда в Иране находилась английская оккупационная армия, в данной статье имелись в виду в первую очередь английские империалисты.

В статье 6 предусматривалось: «В случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры».

Статья 6 вовсе не составляла односторонней гарантии безопасности советских границ. Она предусматривала также обеспечение целостности и безопасности Ирана, ибо накладывала обязательство на Советскую Россию не допускать «захватной политики» третьих держав «на территории Персии», т. е. говорила о взаимной обязанности договаривающихся сторон бороться против агрессоров за обеспечение безопасности.

Советско-иранский договор 1921 г. имел величайшее значение для взаимоотношений двух соседних стран. Веками угнетавшийся иранский народ впервые вздохнул свободно. Он безвозмездно получил от Советского правительства огромное имущество и ценности. Добровольный отказ Советского правительства от всех привилегий и концессий, которыми располагала Россия в Иране,— это был акт, ранее неслыханный в практике отношений между великой державой и малым государством.

Но значение договора выходит далеко за пределы отношений двух стран. Он стал базой для укрепления позиций Ирана в его

отношениях с другими государствами. Вместе с тем этот договор явился важным фактором мира и безопасности на всем Среднем Востоке.

Советско-иранский договор 1921 г. был серьезным ударом по империализму с его колониальной системой. Народы, изнывавшие под гнетом империалистических договоров, сравнивая их с договором, подписанным между Советской Россией и Ираном, без труда могли убедиться, что двум противоположным общественным системам соответствуют и две противоположные внешние политики. Договор 1921 г. конкретно показал всем зависимым и угнетенным народам основные принципы международных отношений, которые несет с собой новое, социалистическое общество.

Опираясь на поддержку Советского государства, Иран добился вывода со своей территории английских войск. Он смог аннулировать в 1921 г. кабальный англо-иранский договор 1919 г.

СОВЕТСКО-АФГАНСКИЙ ДОГОВОР

Если не считать Германии и других участников Брестского договора, то Афганистан был первым государством, с которым Советская Россия установила дипломатические отношения.

Над Афганистаном, так же как над Ираном, тяготел гнет английского империализма. Однако народ Афганистана не мирился с засильем империалистов. Победа Октябрьской революции в России содействовала подъему национально-освободительного движения. Особенно сильное влияние на это движение оказало установление Советской власти в Туркестанском крае.

В 1919 г. Афганистан добился независимости. Сразу же афганское правительство попыталось установить связь с Советской Россией через Ташкент. 7 апреля 1919 г. только что вступивший на престол эмир Афганистана Аманулла-хан направил Председателю ВЦИК М. И. Калинину послание, в котором выражал желание установить с Советской Россией дружественные отношения. «Так как Вы,— писал эмир,—... вместе с другими своими товарищами — друзьями человечества взяли на себя почетную и благородную задачу заботиться о мире и благе людей и провозгласили принцип свободы и равноправия стран и народов всего мира, то я счастлив впервые от имени стремящегося к прогрессу афганского народа направить Вам свое настоящее дружественное послание независимого и свободного Афганистана» 10.

В сопроводительном письме афганского министра иностранных дел Махмуда Тарзи говорилось, что, направляя свое послание, Аманулла-хан имеет целью положить начало дружбе и установить дружественные отношения между Россией и Афганистаном.

Это послание было доставлено Советскому правительству 21 мая 1919 г. Вслед за официальной просьбой об установлении

10 Документы внешней политики СССР, т. 2, с 175

дипломатических отношений в Ташкент прибыла чрезвычайная афганская миссия во главе с Мухаммедом Вали-ханом.

27 мая В. И. Ленин и М. И. Калинин направили королю Афганистана ответное послание. В нем Советское правительство признавало независимость Афганистана. «Установлением постоянных дипломатических сношений между двумя великими народами,— отмечалось в послании,— откроется широкая возможность взаимной помощи против всякого посягательства со стороны иностранных хищников на чужую свободу и чужое достояние» 11. Летом 1919 г. в Афганистан прибыл назначенный чрезвычайным и полномочным представителем РСФСР в странах Центральной Азии Я. 3. Суриц.

Установление отношений между двумя государствами дало афганскому правительству возможность наладить через Россию контакты с другими европейскими странами.

Миссия Вали-хана вынуждена была задержаться в Ташкенте, поскольку Туркестан был тогда отрезан от центра колчаковскими войсками. Она прибыла в Москву лишь 10 октября 1919 г. 12 октября миссия была принята Коллегией НКИД, а 14 октября — В. И. Лениным. В. И. Ленин приветствовал в лице посла «представителя дружественного нам афганского народа, который страдает и борется против империалистического ига» 12.

Между афганским посольством и советскими властями начались длительные переговоры о заключении договора. Их продолжительность объяснялась не столько дальностью расстояния и трудностью сообщения между обеими странами, сколько вмешательством Англии. Потеряв господство в Афганистане, английский империализм упорно пытался вернуть свои старые позиции. Английские агенты вели в Афганистане пропаганду против Советской России. Они распространяли нелепые вымыслы о походе Советской власти против ислама, внушали недоверие к Советской стране. Англия использовала реакционные группировки в Кабуле, играя на их панисламистских настроениях. Под влиянием английских интриг реакционные круги Афганистана предоставляли помощь бухарскому эмиру, который вел тогда борьбу против Советского государства. Они снабжали эмира оружием и даже оказывали ему прямую военную поддержку в борьбе против восставшего народа. После победы народной власти в Бухаре там были найдены документы, подтверждающие вмешательство афганцев во внутренние дела Бухары. Советское правительство вынуждено было заявить протест в Кабуле против действий афганских представителей в Бухаре, противоречащих заявлениям о дружбе и мешающих завершению переговоров. В ответ афганское правительство признало виновником недоразумения своего посла в

11 Документы внешней политики СССР, т. 2, с. 174.

12 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 227.

Бухаре, заявило о его смещении и признало договор между Советской Россией и Бухарской Народной Республикой 13.

13 сентября 1920 г. в Кабуле был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном. В связи с этим в своем письме к Г. В. Чичерину афганский министр иностранных дел писал: «Прошу верить, что важнейшей причиной, побудившей мое Правительство заключить дружественный Договор с Правительством Российской Советской Республики, была общая политика ниспровержения империалистического деспотизма во всем мире и особенно политика освобождения всех народов Востока без различия национальностей и вероисповедания от владычества и тирании мировых хищников, на каковую политику Правительство Вашего Превосходительства обратило серьезное внимание» 14.

Английское правительство предприняло новые шаги, чтобы сорвать подписание договора. Министр иностранных дел Керзон дважды, 1 и 9 октября 1920 г., обращался к Советскому правительству с нотами, в которых обвинял его в антибританской деятельности в Афганистане. Керзон выдвинул фантастическое обвинение, будто Советское правительство «в течение многих месяцев держит ряд посланников в Афганистане, которые заняты попыткой заключить с эмиром Афганистана договор, целью которого явно является возбуждение восстания среди туземных племен на границе Индии».

В январе 1921 г. английский чрезвычайный уполномоченный в Кабуле Г. Доббс предложил заключить англо-афганское соглашение, основное требование которого сводилось к аннулированию советско-афганского договора. Англичане готовы были разрешить Афганистану с Советской Россией только торговые отношения. Однако афганское правительство проявило твердость. Вопреки противодействию Англии 28 февраля 1921 г. советско-афганский договор был подписан в Москве.

Стороны обоюдно признавали независимость друг друга и обязывались уважать ее. «Высокие договаривающиеся стороны,— говорилось в договоре,— соглашаются на свободу наций Востока на основе самостоятельности и в согласии с общим желанием каждого из его народов» 13. Участники договора обязались (ст. 2) не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое причинило бы ущерб одной из договаривающихся сторон. Россия предоставляла Афганистану право на свободный и беспошлинный транзит через ее территорию товаров, закупленных как в России, так и за границей. Советская страна согласилась также оказать Афганистану денежную и другую материальную помощь. В частности, Советское правительство обязалось предоставить Афганистану самолеты и создать авиационную школу, передать 5000 винтовок с необходимым запасом патронов,

13 Документы внешней политики СССР. М., 1959, т. 3, с. 199—200, 449.

14 Там же, с. 560.

15 Там же, с. 552.

построить завод по изготовлению бездымного пороха, поставить оборудование для телеграфной линии Кушка — Герат — Кандагар — Кабул, командировать в Афганистан технических и других специалистов, а также предоставить безвозмездную ссуду в размере 1 млн. руб. золотом.

Советско-афганский договор был первым равноправным договором, заключенным Афганистаном с великой державой. В. И. Ленин высоко оценил его значение не только для обоих участников, но и для всех стран Востока. В ответ на поздравление и выражение радости со стороны короля Афганистана по поводу договора, а также высказанную им уверенность, что основы искренних отношений между обеими странами в будущем еще более укрепятся, В. И. Ленин писал в 1921 г.: «Российское Советское правительство и Высокое Афганское государство имеют общие интересы на Востоке, оба государства ценят свою независимость и хотят видеть независимыми и свободными друг друга и все народы Востока. Оба государства сближают не только вышеуказанные обстоятельства, но и в особенности то, что между Афганистаном и Россией нет вопросов, которые могли бы вызвать разногласия и набросить хотя бы тень на русско-афганскую дружбу». Подчеркнув, что старая империалистическая Россия исчезла навсегда, а северным соседом Афганистана стала Советская Россия, протянувшая руку дружбы и братства всем народам Востока и прежде всего афганскому, В. И. Ленин особо отметил: «Высокое Афганское государство было одним из первых государств, представителей которого мы с радостью встретили в Москве, и мы счастливы отметить, что первый договор о дружбе, который заключил афганский народ, был договор с Россией» 16.

В соответствии с заключенным договором Советское правительство оказало дружественному Афганистану значительную помощь. Были приняты меры к расширению торговли и обеспечению транзита товаров, закупленных Афганистаном в Западной Европе. Силами советских специалистов и рабочих в Кабуле была построена радиостанция. 18 сентября 1920 г. она начала свою работу передачей следующей телеграммы короля Афганистана: «Первой радиограммой, посылаемой по радиостанции полученной в дар и представляющей для меня большую ценность, выражаю, наш высокоуважаемый товарищ Ленин, свою признательность» 17.

12 марта 1921 г. Советское правительство произвело первую выплату в счет помощи в размере 120 тыс. руб. золотом. Следующая выплата в сумме 500 тыс. золотых рублей состоялась в августе 1921 г., т. е. после ратификации договора афганским правительством.

7 ноября 1921 г. в Кабул прибыли из Советской России 25 специалистов. До конца 1923 г. Советское правительство пол-

16 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 52, с. 318.

17 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 140.

ностью выполнило и другие свои обязательства по оказанию помощи Афганистану, взятые при заключении договора. Советская помощь сыграла существенную роль в защите Афганистаном своей независимости.

Развивая дружественные отношения с Афганистаном и другими странами Востока на основе равноправия, Советская Россия не допускала ни малейшего вмешательства в их внутренние дела. Об этом достаточно ясно говорилось в инструкции наркома по иностранным делам Г. В. Чичерина советскому полпреду в Кабуле от 3 июня 1921 г., в которой подчеркивалось: «Вы должны всячески избегать роковой ошибки искусственных попыток насаждения коммунизма в стране. Мы говорили афганскому правительству: у нас один строй, у вас другой... Мы не вмешиваемся в ваши внутренние дела, мы не вторгаемся в самодеятельность вашего народа... Мы ни на минуту не думаем навязывать вашему народу такой программы, которая ему чужда в нынешней стадии его развития» 18.

Это запрещение вмешательства во внутренние дела распространялось на всех представителей Советского государства во всех зарубежных странах. Позже, когда началась «полоса признания», Наркоминдел счел необходимым сформулировать руководящие указания советским полпредам в особом документе, который и был принят Президиумом ЦИК СССР 21 ноября 1924 г. в качестве Постановления о руководящих указаниях полпредам: «Незачем говорить,— гласило это постановление,— что посольства назначаются как с одной, так и с другой стороны для целей, исключающих пропаганду в стране, где они аккредитованы. Советские посольства соблюдают и будут соблюдать этот принцип с безусловной строгостью».

СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР

Провозглашенные Советским государством новые принципы внешней и национальной политики нашли яркое выражение также и в политике Советского правительства в отношении Турции.

В первые месяцы после Октябрьской революции Турция воевала против России на стороне Германии. Вместе с Германией она была участницей Брестского договора. В нарушение Брестского договора правящие круги Турции развязали интервенцию на Кавказе.

Но Турция не выдержала испытаний войны и разделила судьбу других побежденных держав Четверного союза. 30 октября 1918 г. Антанта заставила Турцию подписать перемирие в Мудросе (на Эгейском море). Победители оккупировали порты на побережье проливов Дарданеллы и Босфор, заставили открыть проливы для их военных кораблей, оккупировали Стамбул (Кон-

18 Документы внешней политики СССР. М. 1960, т. 4, с. 167.

стантинополь), потребовали полной демобилизации армии, установили контроль над всеми железными дорогами, почтой и телеграфом. Мудросское перемирие фактически было началом раздела Турции. На Парижской мирной конференции президент США Вильсон выдвинул притязание на ряд турецких территорий. Обсуждался даже вопрос о предоставлении США мандата на Стамбул и район проливов. Таким образом, Турции угрожала полная потеря национальной независимости.

Под влиянием военного поражения и идей Октябрьской революции в Турции развернулось национально-освободительное движение против внутренней реакции и империализма Антанты, которое возглавлял Мустафа Кемаль-паша. На помощь турецкому народу в его тяжелой борьбе пришла Советская Россия.

13 сентября 1919 г. народный комиссар по иностранным делам РСФСР обратился к рабочим и крестьянам Турции с воззванием. «Товарищи рабочие и крестьяне Турции! — говорилось в этом документе.— Ваши братья, русские рабочие и крестьяне, переиспытав всю гнусность этих внутренних хищников-кровопийц, продававших Россию внешним хищникам — европейским разбойникам, решили взять бразды правления в свои руки.

И вот, в продолжение почти двух лет они борются за свою власть, за власть трудящихся.

И близок тот час, когда в Советской России будет достигнуто торжество труда над капиталом и враги труда прекратят на нее свои нападения.

Но этого недостаточно. Необходимо объединение трудящихся всего мира против мировых поработителей.

А потому рабоче-крестьянское правительство Советской России надеется, что вы, рабочие и крестьяне Турции, переиспытав все в такой решительный, ответственный момент, протянете братскую руку для того, чтобы совместной сплоченной силой отогнать европейских хищников и уничтожить, обессилить внутри страны тех, которые привыкли на вашем несчастье строить свое счастье» 19.

В апреле 1920 г. в Турции было создано революционное правительство во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком 20. Его резиденцией стала Анкара. Революционная Турция тотчас же столкнулась с лютой враждой империалистических держав Антанты, особенно Англии. Уже 26 апреля Кемаль-паша обратился к Советской России с. предложением установить дипломатические отношения и заключить военный союз между обеими странами. В его письме содержалась также просьба оказать помощь борющейся Турции.

3 июня 1920 г. народный комиссар по иностранным делам сообщил Кемаль-паше, что Советское правительство с удовлетворением ознакомилось с основными принципами внешней политики

19 Известия, 1919, 13 сент.

20 Ататюрком (т. е. «отцом турок») Кемаль-паша был назвав впоследствии в знак больших заслуг перед Турцией.

нового турецкого правительства. «Советское правительство,— говорилось далее в письме наркома,— принимает к сведению решимость Великого Национального собрания сообразовывать Вашу работу и ваши военные операции против империалистических правительств с возвышенным идеалом освобождения угнетенных народов» 21.

Советское правительство выразило согласие немедленно установить с Турцией дипломатические и консульские отношения и приступить к переговорам. Оно изъявило готовность выступить посредником в переговорах между Турцией, Арменией, где у власти находилась буржуазная, контрреволюционная партия дашнаков, и Ираном.

«Советское правительство,— отмечалось в заключение,— с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы» 22.

4 июля 1920 г. министр иностранных дел революционной Турции Бекир Сами-бей сообщил, что содержание письма принято турецким правительством «с живейшим удовольствием и удовлетворением». Турецкое национальное правительство одобрительно отнеслось и к предложению Советского правительства о посредничестве.

«Турецкое Великое Национальное Собрание уверено,— подчеркивал Бекир Сами-бей,— что в этой неравной борьбе, предпринятой им и от исхода которой зависит его собственное существование, равно как и общее дело всего страдающего человечества, оно найдет всемерную поддержку со стороны великой Российской Советской Республики, открыто объявившей себя освободительницей угнетенных и непримиримым врагом капиталистов и империалистов» 23.

2 июля НКИД направил Мустафе Кемалю письмо, в котором извещал его о посылке в Турцию представителя Советского правительства. В свою очередь турецкая делегация во главе с Бекир Сами-беем прибыла в Москву. Здесь был разработан проект русско-турецкого договора. Бекир Сами-бей вернулся в Турцию осенью 1920 г., взяв с собой подготовленный проект.

Между тем султанское правительство, еще продолжавшее под прикрытием англо-французских штыков сидеть в Константинополе, подписало с Антантой 20 августа 1920 г. кабальный Севрский мирный договор, по которому Турция лишалась значительной части своей территории. Правительство революционной Турции отказалось признать этот грабительский договор и выступило против предательского правительства султана.

21 Документы внешней политики СССР, т. 2, с. 555.

22 Там же.

23 Там же, с. 556.

Англия и Франция всячески старались путем угроз и обещаний удержать правительство революционной Турции от переговоров с Советской Россией. Они использовали при этом реакционные элементы турецкой буржуазии, выступавшие против установления тесных отношений с Советской Россией, за соглашение с империалистическими державами. Эти элементы мечтали о территориальных захватах в Закавказье. Под давлением реакционных сил кемалистское правительство отвергло принятое им раньше посредничество Советского правительства в переговорах с дашнакской Арменией. Оно двинуло свои войска против Армении и обратило в бегство слабую армию дашнакского правительства. Ослепленное классовой ненавистью к Советской стране, последнее 2 декабря 1920 г. пошло на подписание с Турцией кабального Александропольского договора, превращавшего почти всю территорию Армении, за исключением района Еревана и озера Гокча (Севан), фактически в турецкий протекторат. Правительство РСФСР отказалось признать Александропольский договор — к моменту его подписания дашнакская делегация уже не представляла правительства Армении. Установление Советской власти в Армении 29 ноября 1920 г. сорвало преступный заговор против армянского народа.

Авантюра реакционных кругов Турции, отвлекшая значительные военные силы для агрессии против Армении, ослабила Турцию в ее борьбе с империалистами. Положение революционной Турции резко ухудшилось в связи с начавшимся наступлением греческих войск, являвшихся орудием английского империализма. В этих условиях вопрос о помощи со стороны Советской России приобрел для Турции первостепенное, значение. Сопротивление реакционной группы в кемалистском правительстве было преодолено. Турецкая делегация в феврале 1921 г. снова выехала в Москву для завершения переговоров. Возглавлял ее Юсуф Кемаль-бей — депутат Великого национального собрания Турции. Однако в ходе переговоров с турецкой стороны снова выявились попытки сорвать заключение договора с Советской Россией и использовать переговоры с ней лишь в качестве средства побудить английский империализм к некоторой уступчивости. Когда турецкая делегация находилась в Москве, другая делегация, во главе с Бекир Сами-беем, прибыла в Лондон, где происходила конференция держав-победительниц. Английский премьер Ллойд-Джордж заявил Бекир Сами-бею о готовности Англии передать под протекторат Турции все Закавказье, включая и бакинские нефтяные промыслы. Премьер рассчитывал посредством такого предложения сорвать турецко-советские переговоры, натравить Турцию на Россию, Армению, Грузию, Азербайджан и лишить ее советской помощи. Сведения об этих секретных беседах просочились в печать. Г. В. Чичерин обратил внимание турецкой делегации на эти провокационные затеи англичан. «Я позволю себе поэтому спросить,— писал нарком по поводу переговоров турецкой делегации в Лондоне,— кого представляет Бекир Сами-бей,—

Константинополь (т. е. султана.— Ред.) или Ангору? (Анкару.— Ред.) И в этом последнем случае, не имеет ли место изменение ориентации, о чем,— если это так,— Турция заранее должна была уведомить нас в соответствии с нашими прошлогодними решениями...» 24

Турецкая делегация, действуя по инструкции из Анкары, отвечала, что там понимают провокационный характер английских маневров. Делегация заверяла в искренности стремлений кемалистского правительства заключить договор с Советской Россией.

На пленарном заседании русско-турецкой конференции в Москве 26 февраля 1921 г. председатель советской делегации Г. В. Чичерин подчеркнул в своей речи значение дружественных отношений между Советской Россией и странами Востока. Он говорил: «Дружба народов Востока является для нас основным условием нашей международной жизни и точно так же дружба с нами должна быть положена Турцией в основу ее политического положения. Наша нравственная и политическая сила неотделима от нашего союза с народами Востока, борющимися за свое освобождение. Соединяющая нас дружба должна развиваться в обоюдных наших интересах, в интересах всех народов, борющихся против идущей извне тирании. Эта дружба должна найти свое выражение в формальном и окончательном договоре, объединяющем наши народы» 25.

В ответной речи председатель турецкой делегации Юсуф Кемаль-бей полностью признал общность интересов Турции и Советской России и необходимость сотрудничества между ними. «Воздержусь от приведения здесь исторических фактов,— говорил он,— но смею уверить всех трудящихся России, крестьян, рабочих и солдат, что турецкий народ чистосердечно протягивает им свою руку» 26. Продолжая эту мысль, Юсуф Кемаль-бей говорил: «Географические, исторические, экономические и политические условия указали нам путь в Россию. Перед представителями новой России говорю со всей присущей турку искренностью: верьте в нас» 27.

Переговоры закончились 16 марта 1921 г. подписанием в Москве советско-турецкого договора о дружбе и братстве 28. В его преамбуле говорилось, что оба правительства, «разделяя принципы братства наций и право народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную

24 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 589—590.

25 Международная жизнь, 1958, № 2, с. 156.

26 Там же.

27 Там же.

28 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 597—607.

искреннюю дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили заключить договор о дружбе и братстве». По статье 1 каждая сторона обязывалась в принципе «не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою другая из договаривающихся сторон». Советское правительство соглашалось «не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием».

В договоре определялась северо-восточная граница Турции по линии, в соответствии с которой Ардаганский и Карский округа отходили к Турции. Согласно статье 2, Турция должна была освободить Батум с окружающей территорией и «уступить» его Грузии при условии свободного беспошлинного транзита через батумский порт в Турцию или из нее. Нахичеванская область была признана автономной территорией под государственным суверенитетом Советского Азербайджана. «Обе договаривающиеся стороны, констатируя соприкосновение между национальным и освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй», безоговорочно признали за этими народами право на свободу и независимость, а равно их право на избрание формы правления, согласно с их желанием. Обе стороны объявляли отмененными и не имеющими силы все старые договоры, причем Советское правительство заявляло, что считает Турцию свободной от всяких денежных и иных обязательств, принятых по прежним договорам, заключенным между Турцией и царским правительством. Правительство РСФСР признало режим капитуляций несовместимым со свободным национальным развитием Турции и потерявшим всякую силу. Договаривающиеся стороны обязались не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории. В договор была включена весьма важная статья (5), посвященная вопросу о проливах: «Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов будущей Конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю» 29.

Советская Россия взяла на себя перед Турцией обязательство (ст. 15) предпринять шаги в отношении закавказских республик, необходимые «для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся» 30.

29 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 599.

30 Там же, с. 602.

Советско-турецкий договор, заключенный в период борьбы кемалистской Турции против англо-греческой интервенции, имел для нее величайшее значение. Он укрепил ее позиции в борьбе за независимость. Он обеспечил турецкому правительству возможность добиваться столь же благоприятных условий в переговорах с другими государствами. Договор содействовал укреплению нового режима в Турции.

Выполняя свое обязательство по статье 15 договора, Советское правительство приняло активное участие в подготовке договора между Турцией и закавказскими советскими республиками — Азербайджаном, Арменией и Грузией. 13 октября 1921 г. при участии РСФСР в Карсе был заключен договор о дружбе между Турцией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией и Грузией — с другой. В нем повторялись основные положения Московского договора от 16 марта 1921 г. между Советским Союзом и Турцией.

При заключении Московского договора между представителями РСФСР и Турции имел место обмен нотами, которые существенным образом дополняли договор. В ноте турецкого посла от 16 марта 1921 г. говорилось: «В целях установления между Турцией и Россией отношений, основанных на полной искренности, и бесповоротного устранения всего, что могло бы нарушить полнейшее взаимное доверие, Турция обязуется немедленно без задержек и во всех подробностях сообщать Российскому Советскому Правительству о каждом заявлении или предложении со стороны всякой державы, ведущей в Азии политику, отличную от политики России, по вопросу о сближении или соглашении этой державы с Турцией, а равным образом обязуется в дальнейшем эвентуально осведомлять Российское Советское Правительство о всех переговорах между Турцией и одной из вышеуказанных держав.

Турция обязуется также не заключать каких-либо договоров, могущих касаться интересов России, без уведомления последней» 31.

В ответной ноте народного комиссара по иностранным делам, датированной тем же числом, Советское правительство принимало к сведению указанное обязательство Турции и со своей стороны давало аналогичное обязательство турецкому правительству 32.

В другой ноте, датированной также 16 марта 1921 г., турецкое правительство от имени Национального собрания Турции приняло обязательство, что «в случае намерения... внести в общее направление внешней политики Турции по отношению к России изменения принципиального характера или в смысле ориентации факт подобного решения будет немедленно доведен до сведения Вашего (т. е. Советского.— Ред.) Правительства» 33. В ответной

31 Там же, с. 606.

32Там же, с. 606—607.

33 Там же, с. 605.

ноте народный комиссар по иностранным делам дал аналогичное обязательство со стороны Советской России.

Одновременно с подписанием Московского договора от 16 марта 1921 г. между представителями РСФСР и Турции была достигнута договоренность о предоставлении Турции финансовой помощи в сумме 10 млн. золотых рублей. Из этой суммы 5,4 млн. руб. были переданы Турции по частям в течение апреля, мая и июня 1921 г.

Время для Советской России было очень трудное. В стране еще не была изжита хозяйственная разруха. Тем не менее Советское правительство передало турецкому правительству в конце 1921 г. еще 1,1 млн. руб. золотом34. Они были крайне необходимы для закупки вооружения и снаряжения турецкой армии, без чего последней было бы затруднительно продолжать борьбу против Греции, пользовавшейся поддержкой со стороны английского империализма.

Советская помощь Турции не ограничивалась только финансовой поддержкой. Важную роль сыграла также поездка М. В. Фрунзе в Турцию в 1921 —1922 гг. Миссия Фрунзе формально была направлена от имени Украинской ССР, где он занимал пост главкома. Ее официальной целью было заключение договора между Турцией и УССР, аналогичного Московскому. Решение о поездке Фрунзе было принято в весьма ответственный момент греко-турецкой войны, когда назревало решающее сражение. Фактически значение миссии Фрунзе вышло далеко за пределы украинско-турецких отношений.

Фрунзе отправился в Турцию в ноябре 1921 г. Поездка эта была весьма утомительной. М. В. Фрунзе и его спутникам, добираясь до Анкары, пришлось проделать значительную часть пути на арбах.

20 декабря 1921 г. М. В. Фрунзе выступил перед Национальным собранием Турции. Он публично разоблачил интриги империалистических держав Запада, направленные на подрыв советско-турецкой дружбы. «Само собою разумеется,— говорил он,— что они начнут играть роль льстивых друзей и доброжелателей и приложат все силы к тому, чтобы подорвать дружбу между Турцией и Советскими правительствами — эту единственную гарантию целостности и независимости Турции и, толкнув Турцию на выступление против Советских правительств, под маской дружбы постараются достигнуть цели, добиться которой им не удалось с помощью оружия» 35.

Приезд М. В. Фрунзе в Турцию был высоко оценен Мустафой Кемалем в его телеграмме на имя Председателя ВЦИК М. И. Калинина и Председателя ВУЦИК Г. И. Петровского:

«Тот факт,— говорилось в телеграмме,— что правительство Украинской Республики в целях заключения с нами договора о

34 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 675.

35 Документы внешней политики СССР, т. 4, с. 782.

дружбе и еще более яркого подтверждения политических, экономических и других связей, существующих между двумя народами, послало к нам господина Фрунзе, одного из самых крупных политических деятелей и главнокомандующего, а также одного из самых доблестных и геройских командиров Красной Армии, и то, что это решение было сообщено нам накануне Сакарийской битвы (в которой турки нанесли поражение грекам.— Ред.), в то время, когда враги объявили всему миру о том, что наше окончательное поражение является делом недалекого будущего, вызывает особенно глубокое чувство благодарности у членов Национального Собрания» 36.

В тяжелый период, когда Советская страна стала жертвой неурожая и голода, когда еще не были ликвидированы тяжелые последствия иностранной интервенции, Советская власть нашла возможным оказать Турции финансовую, военную и другую помощь. «В результате дружбы, установившейся с русскими,— указывал Мустафа Кемаль,— главным образом от них было получено значительное количество орудий, ружей и снарядов» 37. Так, 29 декабря 1921 г. и 29 апреля 1922 г. Советское правительство передало в Новороссийске турецкому консулу минное и артиллерийское имущество, некоторое количество винтовок и т. д. В 1922 г. Турция получила оборудование для патронного завода. 3 мая 1922 г. Советское правительство передало Турции 3,5 млн. руб. золотом — последний взнос в счет 10 млн., предоставленных турецкому правительству. М. В. Фрунзе передал также средства для организации в Турции приюта для детей, потерявших родителей на фронте. Бакинские рабочие прислали в Турцию эшелон с керосином и бензином в момент, когда в них испытывалась большая нужда.

2 января 1922 г. в Анкаре был подписан договор между Украинской ССР и Турцией. В нем повторялись основные условия советско-турецкого договора 1921 г.

«Пребывание товарища Фрунзе,— сообщал полпред РСФСР в Турции С. И. Аралов,— здесь оставило глубокий след. О нем отзываются как о замечательном, отзывчивом человеке, считают его большим другом Турции, он рассеял все недоразумения и повернул симпатии турок к РСФСР. Конечно, его считают представителем не только Украины, но и всей РСФСР, и его слова, обещания, речи, суждения считаются мнениями всей Федерации» 38.

Мустафа Кемалъ придавал большое значение дружбе новой Турции с Советской Россией. Так, в радиограмме на имя В. И. Ленина от 18 декабря 1920 г. он заявлял: «В твердом убеждении, что только наше тесное сотрудничество приведет нас к желанной цели, я приветствую всякое дальнейшее закрепление связывающих нас дружественных уз. Выражаю Вам свою глубо-

36 Там же.

37 Кемаль М. Путь новой Турции, 1919—1927. М.. 1934, т. 3, с. 310.

38 Документы внешней политики СССР, т. 4, с. 782—783.

кую признательность за ту дальнозоркую политику, которая по Вашему Высокому почину проводится Советской Республикой как на Востоке, так и во всем мире» 39.

В дальнейшем, пока у руководства Турцией находился Кемаль-паша, между нею и Советской страной сохранялись наилучшие дружественные отношения. Договор 1921 г. о дружбе и братстве служил для них неизменной и надежной основой.

В телеграмме Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совета Министров СССР главе государства и премьер-министру Турецкой Республики от 15 марта 1961 г. по случаю 40-й годовщины этого договора ему была дана весьма высокая оценка. «Этот исторический договор,— говорится в телеграмме,— заключенный между нашими странами при участии В. И. Ленина и К. Ататюрка в годы борьбы обеих стран с империалистическими силами, способствовал победе турецкого на» рода в национально-освободительной войне и установлению дружественных отношений между Советским Союзом и Турецкой Республикой» 40.

ОТНОШЕНИЯ С КИТАЕМ, КОРЕЕЙ И МОНГОЛИЕЙ

С первых же дней своего существования Советское правительство прилагало усилия к установлению контактов и дружественных отношений с великой соседней страной — Китаем. Оно заявило об отказе от всех особых прав и привилегий России в.Китае и предложило пересмотреть неравноправные договоры (речь шла о КВЖД, о концессиях и праве экстерриториальности), построить отношения между двумя странами на началах полного равенства. Уже в мае 1918 г., желая устранить препятствия на этом пути, оно обратилось к китайскому правительству с просьбой решительно пресечь использование бандами Семенова китайской территории как базы для враждебных действий против русского народа.

Пекинское реакционное правительство не только не ответило на эту просьбу, но всеми своими действиями показывало, что не заинтересовано в нормализации отношений с Советской Россией. 27 декабря 1917 г. оно запретило ввоз в Советскую Россию продовольствия, в том числе чая; 11 января 1918 г. была закрыта китайская граница и прекращена всякая отправка грузов. В конце марта того же года пекинское правительство отозвало из Петрограда своего посланника, прекратив тем самым переговоры об аннулировании империалистического договора России с Китаем 1896 г. и Пекинского протокола 1901 г. Более того, оно приняло участие в интервенции против Советской страны. Китайские войска участвовали в интервенции 14 государств против молодой Советской республики, проливали кровь мирных советских людей. 16 мая 1918 г. было заключено секретное японо-китайское воен-

39 Советско-турецкие отношения: Сборник документов. М., 1947, т. 1 (1917— 1926 гг.), с. 69.

40 Правда, 1961, 18 марта.

ное соглашение против Советской России, дополненное через три дня военно-морским соглашением. 24 августа 1918 г. пекинское правительство объявило о посылке своих войск в Сибирь для оказания помощи союзникам в их борьбе против рабоче-крестьянской власти в Сибири. Оно продолжало поддерживать сношения с миссией и консульствами царского правительства, не допускало в страну советских представителей. К маю 1918 г. действия банды Семенова привели к полному прекращению движения по Маньчжурской дороге, товарообмена и экономических отношений между Советской Россией и Китаем. В составе банды били даже отряды, полностью состоявшие из китайцев. Правительство Китая не раз давало обещания пресечь деятельность Семенова на своей территории, но не выполняло их. Оно отклонило советское предложение о ликвидации банд «советскими войсками в пределах китайской территории совместно с регулярными китайскими войсками либо самостоятельно, без их содействия» 41.

Иначе относилась к Советской России прогрессивная общественность Китая. Великий китайский демократ Сунь Ятсен направил в адрес Советского правительства послание, в котором отмечал общность целей русской и китайской революций, направленных на освобождение рабочих и установление прочного мира.

Отвечая Сунь Ятсену, Г. В. Чичерин, по поручению Совнаркома, писал: «В этот час испытания, когда империалистические правительства протягивают свои жадные руки с востока и с запада, с севера и с юга, чтобы сокрушить Русскую революцию и отнять у русских крестьян и рабочих то, что они завоевали для себя такой революцией, какую мир никогда раньше не видел, когда к этим грабителям готово присоединиться правительство Пекина, созданное там иностранными банкирами,— в этот момент русские трудящиеся классы обращаются к их китайским братьям и призывают их к совместной борьбе» 42.

Советские люди понимали, что Китай оказался втянутым в интервенцию вопреки воле китайского народа. Советское правительство продолжало последовательно проводить дружественную политику в отношении Китая. Примером такой политики является решение ВЦИК от 2 декабря 1918 г. об отказе РСФСР от русской доли так называемой «боксерской контрибуции» 43.

25 июля 1919 г. СНК РСФСР обратился к правительствам Южного и Северного Китая с декларацией, в которой выражалась готовность со стороны Советского правительства договориться с Китаем о ликвидации раз и навсегда актов насилия и несправедливости, совершенных царским правительством в отношении китайского народа. Советское правительство сообщило о

41 Документы внешней политики СССР, т. 1, с. 340.

42 АВП СССР. Письмо наркома по иностранным делам Г. В. Чичерина китайскому революционеру доктору Сунь Ятсену от 1 августа 1918 г.

43 Эта контрибуция была наложена на Китай империалистическими державами после подавления ими народного («боксерского») восстания 1900— 1901 гг.

своем отказе от причитающейся России доли «боксерской» контрибуции и предлагало установить официальные сношения. В заключение Советское правительство обращалось к народу Китая с призывом об установлении боевого союза в борьбе против империализма. «Если китайский народ хочет стать, подобно русскому народу, свободным,... пусть он поймет, что его единственны» союзник и брат в борьбе за свободу есть русский рабочий и крестьянин и его Красная Армия» 44. Пекинское (северное) правительство не ответило на обращение СНК, несмотря на то что это обращение получило живейший отклик в широких массах китайского народа. Это подтверждало в своем ответе правительство Южного Китая, которое сообщило тогда главе Советского правительства, что «обращение Рабоче-крестьянского правительства к китайскому народу уже достигло Китая, и весь китайский народ проникнут исключительной благодарностью».

Возникшая 6 апреля 1920 г. Дальневосточная республика обратилась в мае того же года к пекинскому правительству с предложением созвать конференцию РСФСР, ДВР и Китая для решения всех спорных вопросов.

В результате начавшихся в августе переговоров миссии Дальневосточной республики в Пекине и поездки в сентябре — октябре 1920 г. китайской военно-дипломатической миссии в Россию было устранено одно из серьезных препятствий на пути нормализации советско-китайских отношений: китайское правительство отказалось признавать впредь миссию и консульства царского правительства. Несмотря на то что главная цель переговоров — установление официальных отношений — не была достигнута, тем не менее переговоры положили начало отношениям де-факто.

В меморандуме от 27 сентября 1920 г. Советское правительство вновь повторило свои условия нормализации отношений между двумя странами, которые являлись развитием принципов, изложенных в декларации от 25 июля 1919 г. В ответном послании, полученном в Москве 1 марта 1921 г., правительство Китая изъявило желание начать непосредственные переговоры с правительством РСФСР по вопросам, затронутым в советских предложениях, «а также по всем тем вопросам, затрагивающим интересы обеих Великих Республик, которые будут поставлены на обсуждение Китайским правительством» 45.

В ходе переговоров в Пекине миссия ДВР предложила установить дипломатические и консульские отношения, заключить торговый договор. Китайское правительство уклонилось от обсуждения этих вопросов. Одновременно оно согласилось принять делегацию РСФСР. Поездка делегации РСФСР в Пекин в декабре 1921 г. также оказалась безрезультатной. Этой делегации тоже не удалось завязать официальные переговоры.

44 Документы внешней политики СССР, т. 2, с. 223.

45 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 584

Наряду с усилиями по нормализации отношений с Китаем Советское правительство предприняло шаги по установлению контактов с представителями народов Кореи и Монголии.

Вскоре после провозглашения 30 марта 1919 г. независимости Кореи правительство РСФСР обратилось к корейским революционным организациям и корейскому народу с призывом о совместных действиях против японских оккупантов. В обращении говорилось, что «только соединенными усилиями мы сможем прогнать японцев из Владивостока и из страны Утреннего Спокойствия» 46.

Однако из-за сложной военно-политической обстановки на Дальнем Востоке в годы гражданской войны отношения между Кореей и Советской Россией развития не получили.

Более успешно развивались советско-монгольские отношения. Еще в феврале 1918 г. Советское правительство сообщило правительству Автономной Монголии о том, что Советская Россия навсегда порвала с политикой, проводившейся в Монголии царизмом, и отказывается от грабительских кабальных договоров царского времени, аннулирует долги Монголии по займам старой России, признает за монгольским народом право на независимость. Правительство РСФСР объявляло о своей готовности установить с Монгольским государством равноправные отношения.

3 августа 1919 г. правительство Советской России вновь обратилось с воззванием к народу и правительству Монголии, в котором заявляло об отказе от всех преимуществ и привилегий, которые имела в Монголии царская Россия. «Монголия,— говорилось в воззвании,— есть свободная страна... Вся власть в стране должна принадлежать монгольскому народу. Ни один иностранец не вправе вмешиваться во внутренние дела Монголии... Советское правительство, громогласно возвещая об этом монгольскому народу, предлагает немедля вступить в дипломатические отношения с русским народом и выслать навстречу Красной Армии посланцев свободного монгольского народа» 47.

Китайские милитаристы, воспользовавшись гражданской войной в России и интервенцией империалистических держав, в октябре 1918 г. ввели войска в Монголию, пытаясь восстановить колониальное господство. Они стремились помешать контактам Монголии с Советской Россией. Революционные организации, возникшие в Монголии под влиянием Октябрьской революции, обратились за помощью к Советской России. Такая помощь становилась тем более неотложной, поскольку под ударами Красной Армии на ее территорию откатывались белогвардейские банды, а в октябре 1920 г. вторгся отряд барона Унгерна.

Монгольские революционеры сразу же после опубликования воззвания от 3 авгус


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: