В период 4 страница

В Тегеране советская делегация, отстаивая интересы польского народа, считала необходимым возвращение Польше ее исконных земель на западе. Глава советской делегации подтвердил, что СССР выступает «за восстановление, за усиление Польши». Он подчеркнул, что Советский Союз не меньше, а больше других держав заинтересован в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является его соседом90. Обсуждение польского вопроса происходило на конференции главным образом в ходе двусторонних советско-английских переговоров. Черчилль согласился на установление будущих границ Польши по «линии Керзона» и «линии р. Одер». Но он рассчитывал при этом водворить в освобожденной Польше в качестве правительства реакционную эмигрантскую клику. Черчилль в принципе согласился с передачей Кенигсберга Советскому Союзу.

На конференции была принята «Декларация об Иране». Участники конференции заявляли «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

В Тегеране обсуждался также и вопрос о войне с Японией. В течение всей войны эта страна вела политику, резко враждебную СССР. Японское правительство беззастенчиво нарушило советско-японский договор о нейтралитете от 13 апреля 1941 г., предусматривавший (ст. 1) поддержание дружественных отношений. Ввиду такого нарушения Японией ее обязательств и ради сокращения сроков войны на Дальнем Востоке советская делегация пошла навстречу неоднократным просьбам США и Англии, настаивавшим на вступлении СССР в войну против Японии91. В целях дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции, ликвидации очага агрессии на Дальнем Востоке И. В. Сталин заявил, что Советский Союз объявит войну Японии после поражения фашистской Германии.

90 Тегеранская конференция..., с. 164.

91 Подробнее в советско-японских отношениях в годы войны см. ниже, с. 486—490.

Руководители трех держав обменялись мнениями и по другим вопросам мировой политики. Нельзя сказать, что обсуждение политических вопросов проходило гладко. Дело иногда доходило до горячей полемики, некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Тем не менее Тегеранская конференция и ее решения имели огромное международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции. В подписанной руководителями трех союзных стран декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время» 92. Конференция подтвердила, что расчеты фашистской дипломатии на раскол среди союзников несостоятельны.

АКТИВНАЯ РОЛЬ СОВЕТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В УСКОРЕНИИ КРИЗИСА ФАШИСТСКОГО БЛОКА

Летом 1944 г. в результате успешного наступления Красной Армии государственная граница СССР была восстановлена на значительном протяжении. Красная Армия приступила к освобождению народов Европы из фашистской неволи, чтобы затем перенести военные действия на территорию самой Германии и завершить ее разгром. Советская внешняя политика была при этом направлена на содействие освобожденным народам в воссоздании своих национальных государств на основе права наций на самоопределение и при строгом невмешательстве в их внутренние дела. Политику Советского правительства в отношении освобождаемых стран определяли освободительный характер Великой Отечественной войны и социалистическая природа Советского государства. Освобождая европейские страны от гитлеровских оккупантов, Советский Союз исходил не только из своих национальных интересов и задач обеспечения своей безопасности. Он последовательно выполнял интернациональный долг в отношении народов Европы и всего мира. К освобождению европейских стран Советский Союз приступил с ясной программой. Основы ее были провозглашены еще на первом этапе войны. 6 ноября 1941 г. в докладе И. В. Сталина, посвященном годовщине Октябрьской революции, было сказано, что «в отличие от гитлеровской Германии Советский Союз и его союзники ведут войну освободительную, справедливую, рассчитанную на освобождение порабощенных народов Европы и СССР от гитлеровской тирании». «У нас нет и не может быть таких целей войны,— говорилось далее,— как навязывание своей воли и своего режима славянским и другим порабощенным народам Европы, ждущим от нас помощи. Наша цель состоит в том, чтобы помочь этим народам в их освободительной борьбе против гитлеровской тирании и потом

92 Тегеранская конференция..., с. 175.

предоставить им вполне свободно устроиться на своей земле так, как они хотят. Никакого вмешательства во внутренние дела других народов!» 93.

В заявлении, оглашенном от имени Советского правительства на Московской конференции министров иностранных дел, снова подчеркивалось, что «Советское правительство считает одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета» 94. 13 мая 1944 г. правительства СССР, США и Англии обратились к правительствам Венгрии, Румынии, Финляндии и Болгарии с предложением прекратить войну на стороне Германии.

Весной 1944 г. советские войска вышли на государственную границу СССР с Румынией. В связи с этим Советское правительство сделало заявление, в котором указало, что «оно не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника» 95.

Наступление Красной Армии привело в 1944 г. к кризису гитлеровского блока. Тяжелые поражения, понесенные от Красной Армии войсками фашистской коалиции, вызвали резкое ослабление военного могущества Германии. Это создало для народов союзных с Германией стран реальные возможности для своего. освобождения.

Фашистская Германия угнетала своих союзников. Она свела их на положение бесправных сателлитов. Под влиянием поражений на фронте образовался раскол в странах — участницах гитлеровского блока, некоторые из них стали думать о том, как бы вовремя покинуть тонущий фашистский корабль. Местные фашистские и полуфашистские режимы вызывали все возраставшую ненависть со стороны народов Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Экономическая разруха и фашистский гнет делали положение трудящихся совершенно нестерпимым. При таких условиях в странах-сателлитах создавалась революционная ситуация. Но народы не могли рассчитывать на успех до тех пор, пока силы фашистских захватчиков не были надломлены победами Красной Армии и пока Красная Армия не подошла к границам угнетенных стран.

После вступления Красной Армии в пределы Румынии в Бухаресте 23 августа началось народное восстание. Опираясь на победы Красной Армии, румынские рабочие под руководством Коммунистической партии свергли фашистское правительство Анто-

93 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны,т. 1, с. 49.

94 Московская конференция..., с. 193.

95 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 2, о. 105.

неску. Король назначил новое правительство во главе с генералом Санатеску.

С освобождением Румынии Красная Армия вела бои с германскими войсками, сосредоточенными на территории Болгарии. Болгарское правительство формально не объявляло войны СССР, боясь взрыва возмущения со стороны своего народа, питавшего горячие симпатии к русскому народу и Советскому государству. Но фактически правители Болгарии вели против СССР войну, оказывая помощь фашистской Германии. Еще в сентябре 1942 г. и в апреле 1944 г. Советское правительство потребовало от болгарского правительства, чтобы оно запретило германским вооруженным силам использование болгарской территории, аэродромов и портов для действий против СССР и согласилось на восстановление закрытых им советских консульств в Русе и Бургасе. Царское правительство Болгарии не удовлетворило этих требований. 18 мая ему было направлено предупреждение: если оно не порвет с Германией, сохранение отношений с ним станет для Советского Союза невозможным. 12 августа Советское правительство снова потребовало от Болгарии разрыва с немцами. Болгарские союзники Гитлера уклонились от ясного ответа, а на деле продолжали сотрудничество с Германией и стали искать втайне от СССР контактов с США и Англией. Германские войска по-прежнему использовали болгарскую территорию. 5 сентября Советское правительство заявило, что «не только Болгария находится в состоянии войны с СССР, поскольку она и ранее находилась в состоянии войны с СССР, но и Советский Союз отныне будет находиться в состоянии войны с Болгарией». Едва советские войска вступили 8 сентября в Болгарию, как там (9 сентября) произошло народное восстание. В авангарде масс шли коммунисты. Создалось правительство Отечественного фронта.

25 августа новое правительство Румынии обратилось к союзникам с предложением заключить перемирие. В начале сентября то же самое сделали Болгария и Финляндия. Советское правительство еще в начале 1944 г. изъявило согласие начать переговоры о перемирии с союзниками Германии. Так же поступили правительства США и Англии. Переговоры привели 12 сентября 1944 г. к подписанию соглашения о перемирии с Румынией, 19 сентября — с Финляндией, 28 октября — с Болгарией. С Венгрией перемирие было заключено 20 января 1945 г..96

В переговорах с США и Англией об условиях перемирия Советское правительство отстаивало национальные интересы румынского, болгарского, финского и венгерского народов и их право строить свою жизнь на демократических началах. Благодаря усилиям СССР соглашения о перемирии с Румынией, Болгарией, Финляндией и Венгрией приобрели справедливый, демократический характер. Соглашения облегчали народам этих стран подавление фашистских элементов и не допускали закабаления импе-

96 История дипломатии, т. 4, с. 456—477,

риалистами США и Англии, которые особенно зарились на Румынию с ее нефтяными богатствами. В соглашениях о перемирии со всеми четырьмя странами содержались постановления, предусматривавшие демократизацию их политической и общественной жизни, включая статью, запрещающую деятельность фашистских организаций. В соглашениях имелась статья о возмещении тяжелого ущерба, нанесенного народам Советского Союза, Югославии, Польши и других стран в результате агрессии государств фашистского блока. Однако Советское правительство, всегда верное принципам интернационализма, в интересах быстрейшего восстановления экономики стран, порвавших с гитлеровской Германией, ограничилось лишь частичным возмещением ущерба, нанесенного Советскому Союзу.

Существо статей по территориальным вопросам сводилось к тому, чтобы восстановить для Румынии, Болгарии, Финляндии и Венгрии справедливые границы с их соседями. Территориальные постановления ликвидировали произвольную перекройку границ этих государств, произведенную фашистской Германией.

Румыния и Болгария тотчас же объявили войну Германии. Советский Союз с радостью принял румынский и болгарский пароды в качестве союзников и друзей. Позже войну Германии объявили также Венгрия и Финляндия 97.

Поскольку территория Финляндии для военных действий против Германии не требовалась, Советское правительство не прибегло к оккупации этой страны. «Следует помнить,— справедливо говорил выдающийся финский государственный деятель Ю. К. Паасикиви,— что Советский Союз осенью 1944 г., как и зимой 1940 г., мог бы продолжать борьбу, нанося Финляндии все новые тяжелые поражения, мог бы, если бы захотел, полностью раздавить Финляндию и уничтожить ее самостоятельность» 98. Советское правительство не сделало этого, проявив великодушие.

Повсюду Советское правительство при вступлении Красной Армии на иностранную территорию незамедлительно передавало все административные полномочия местным национальным властям. Это свидетельствовало о неизменной приверженности Советского Союза принципу невмешательства во внутренние дела освобождаемых стран.

СССР И ОСВОБОЖДЕНИЕ СТРАН, ПОРАБОЩЕННЫХ ГЕРМАНСКИМ ФАШИЗМОМ

Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, а затем и милитаристской Японии. Советский народ и его Вооруженные Силы под руководством Коммунисти-

97 4 марта 1945 г. финское правительство официально заявило, что Финляндия находится с 15 сентября 1944 г. в состоянии войны с Германией (Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1947, т. 3, с. 613).

98 Паасикиви Ю. К. Линия Паасикиви: Статьи и речи 1944—1956 гг.: Пер. с фин. М., 1958, с. 35.

ческой партии отстояли свободу и независимость социалистической Советской державы. Страна Советов с честью выполнила свой интернациональный долг. Ее доблестная Красная Армия спасла народы Европы от коричневой фашистской чумы. Дорогой ценой досталась эта победа. Свыше 20 млн. советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны, что составляет 40% всех людских потерь во второй мировой войне. Более 3 млн. воинов Советские Вооруженные Силы потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести в боях за освобождение народов Европы и Азии 99. Так, в боях за освобождение Румынии потери СССР составили 286 тысяч человек, в том числе убитыми 69 тысяч человек 100. В борьбе за освобождение Чехословакии погибло свыше 140 тысяч советских воинов 101. Еще большими были потери СССР в боях за освобождение Польши: там погибло около 600 тысяч советских воинов 102.

Значительные потери понесли Советские Вооруженные Силы и при освобождении других стран. Но сказанного достаточно, чтобы наглядно представить ту решающую роль, которую сыграла Страна Советов в освобождении народов Европы и Азии.

Вместе с тем Советский Союз, несмотря на предельное напряжение и невероятные трудности, вызванные огромными расходами на войну и потерей наиболее важных в экономическом отношении территорий, захваченных врагом, оказывал освобожденным народам большую материальную помощь. Он предоставлял безвозмездно зерно для питания населения и проведения сева и другие необходимые товары, хотя советскому народу приходилось отказывать себе во многом самом необходимом.

Опубликованные в 1975 г. документы103 содержат многочисленные факты и данные о помощи советского народа народам ряда европейских стран в формировании их собственных воинских частей и соединений на территории СССР.

В соответствии с межправительственными соглашениями и в ответ на обращения военного командования или компетентных антифашистских организаций отдельных стран уже с 1941 г. СССР стал оказывать помощь в формировании на советской территории иностранных воинских частей и соединений, которые позже приняли участие в боях. Так, в декабре 1941 г. началось формирование чехословацкого пехотного батальона, а затем и других чехословацких воинских частей и соединений. По соглашению между командованием Красной Армии и «Сражающейся Франции» в 1942 г. в СССР была создана французская авиационная эскадрилья, а в 1943 г.— авиационный полк «Нормандия».

99 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. 2-е изд. М., 1974, с. 7—8.

100 Там же, с. 174.

101 Там же, с. 358—359.

102 Там же, с. 122.

103 Коммунист, 1975, № 6, с. 39—41; № 7, с. 45—55.

В соответствии с просьбой польских патриотов весной 1943 г. Советское правительство оказало помощь в формировании польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. Позже были сформированы и другие польские воинские части. В 1943—1944 гг. по просьбе румынских военнопленных, пожелавших участвовать в борьбе против немецко-фашистского вермахта, была сформирована 1-я румынская пехотная дивизия имени Тудора Владимиреску. По просьбе югославских патриотов в конце 1943 г. началось формирование на советской территории югославских воинских частей.

Как свидетельствуют недавно опубликованные документы, Советский Союз израсходовал на содержание польских военных формирований до 1 января 1945 г. свыше 723 млн. руб.104 Общая стоимость денежных средств и материальных ценностей, отпущенных на содержание румынских военных формирований до ноября 1944 г., превысила 31 млн. руб.105, югославских формирований— свыше 52 млн. руб. (по состоянию на 1 января 1945 г.).

СССР оказал также военную помощь вооруженным силам Албании в соответствии с просьбой ее правительства. Он помог оснастить всем необходимым 3 албанские горные пехотные дивизии, поставив артвооружение, автотранспорт и другое военно-техническое имущество, а также помогал в подготовке кадров для албанской армии в советских военных учебных заведениях106.

Страна Советов оказывала самую щедрую и разнообразную помощь народным армиям Албании, Чехословакии, Польши, Югославии, Румынии, Болгарии и Венгрии. Только по линии центральных органов Министерства обороны СССР, не считая фронтов, до конца войны армиям этих стран было передано около 670 тыс. винтовок и автоматов, 16 500 орудий и минометов, около 1000 танков и самоходных артиллерийских установок, более 1600 самолетов, 12 397 грузовых автомашин и 4769 радиостанций. Французскому авиаполку «Нормандия» было передано более 100 самолетов 107. Победы Красной Армии и ее приближение к границам Югославии содействовали успехам югославской народно-освободительной армии. Без ослабления Германии, последовавшего в результате побед Красной Армии, югославской народно-освободительной армии при всем ее героизме было бы трудно, если не невозможно, освободить свою страну.

Советский Союз горячо сочувствовал югославскому партизанскому движению, руководимому коммунистами во главе с Иосипом Броз Тито, с самого зарождения этого движения. Он оказывал югославским партизанам всю возможную помощь. Принципиальное отношение СССР к освободительному движению народов

104 Коммунист, 1975, № 6, с. 47.

105 Коммунист, 1975, № 7, с. 46.

106 Там же, с. 53—54.

107 Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне, с. 455.

Югославии было официально и публично выражено, например, в сообщении Информбюро НКИД от 14 декабря 1943 г. Это сообщение было издано в связи с решениями второй сессии Антифашистского веча народного освобождения. Вече приняло постановление о создании Югославского демократического федеративного государства, образовании Национального комитета освобождения во главе с И. Б. Тито и лишении полномочий югославского королевского эмигрантского правительства. В сообщении НКИД было объявлено о том, что правительство СССР дало положительную оценку этим важным событиям. Они рассматривались как «способствующие дальнейшей успешной борьбе народов Югославии против гитлеровской Германии. Они свидетельствуют также о серьезном успехе новых лидеров Югославии в деле объединения всех национальных сил Югославии» 108. В марте 1944 г. в Югославию была направлена советская военная миссия. Она должна была содействовать координации действий югославских и советских войск и изыскивать пути оказания помощи Югославии со стороны СССР. Советская авиация доставляла народно-освободительной армии Югославии некоторые необходимые грузы. Была оказана и другая помощь. 5 июня 1944 г. маршал Тито в своем письме в НКИД СССР благодарил Советское правительство за помощь — материальную и дипломатическую.

Правительства США и Англии, напротив, долгое время поддерживали югославского короля и его правительство, находившихся в эмиграции на английском иждивении. В самой стране они делали ставку на реакционного генерала Михайловича и его «четников», которые выдавали себя за борцов против немецких захватчиков, а фактически боролись против партизан и пытались не допустить, чтобы после поражения Германии власть перешла к демократическим силам. Английское правительство, пользуясь полной поддержкой правительства США, добивалось водворения в Югославии короля и устранения народной власти. С советской стороны наряду с поддержкой партизан, народно-освободительной армии принимались меры к тому, чтобы воспрепятствовать англо-американской политике вмешательства и диктата. Советское правительство давало отпор притязаниям Англии и США, направленным на укрепление в Югославии реакции, а вместе с ней влияния британского и американского империализма. Особенно острая борьба по этому вопросу развернулась в ходе советско-английских переговоров, которые имели место в октябре 1944 г. во время приезда Черчилля в Москву.

Защищая интересы народов всех балканских стран, в том числе и народов Югославии, Советское правительство во время переговоров с Черчиллем отвергло английское предложение о «распределении влияния» между Англией и СССР в Югославии и других балканских странах. Попытка Черчилля задним числом

108 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, с. 436.

доказать в своих мемуарах обратное не соответствует истине. В коммюнике об итогах советско-английских переговоров сообщалось: «Оба правительства согласились проводить совместную политику в Югославии с целью концентрации всей энергии против отступающих немцев и с целью разрешения югославских внутренних трудностей путем объединения Королевского Югославского Правительства и Национального Освободительного движения. Право югославского народа самому решить вопрос о своем будущем государственном устройстве после войны, конечно, признается неотъемлемым» 109.

1 ноября между маршалом Тито и премьер-министром королевского правительства Шубашичем состоялось соглашение о создании объединенного правительства. Было постановлено, что вопрос о форме государственного устройства страны будет решен по окончании войны народом посредством свободного волеизъявления. До этого король лишался права возвратиться в страну. Король уволил Шубашича в отставку. При поддержке английского правительства эмигрантское правительство саботировало соглашение. Советское правительство 25 ноября 1944 г. публично заявило об одобрении им соглашения Тито — Шубашича.

В годы освободительной борьбы народов Югославии Советское правительство, несмотря на переживаемые Советским Союзом трудности, оказывало югославскому национально-освободительному движению кроме военной и политической также и экономическую помощь. Так, после освобождения Белграда СССР предоставил 3,3 млн. пудов зерна и хлебопродуктов для населения югославской столицы, страдавшей от голода. СССР продолжал помогать народно-освободительной армии Югославии оружием, боеприпасами, амуницией.

По мере наступления Красной Армии приближался и час освобождения Польши.

Советское правительство делало все возможное, чтобы помочь польскому освободительному движению. Полную противоположность представляла политика западных держав, которые через лондонское эмигрантское правительство всячески тормозили развертывание вооруженной борьбы польского народа против гитлеровских оккупантов.

В первых рядах борцов за освобождение своей родины находились польские коммунисты, Польская рабочая партия (ППР). Под ее руководством в Польше ширилась вооруженная борьба с оккупантами. Постепенно в стране создавался антифашистский национальный фронт.

По инициативе коммунистов и других демократических деятелей был создан «Союз польских патриотов», который с февраля 1943 г. развернул большую работу по объединению польской демократической эмиграции.

109 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 2, с. 272.

Советское правительство оказывало «Союзу польских патриотов» самую разностороннюю помощь и поддержку.

В заявлении Советского правительства от 11 января 1944 г. говорилось о намерении установить с Польшей тесную дружбу «на основе прочных добрососедских отношений и взаимного уважения и, если этого пожелает польский народ,— на основе союза по взаимной помощи...» 110.

В ходе борьбы польского народа против германских захватчиков в Польше возникла новая, истинно народная национальная власть — Крайова рада народова. У Рады и созданного ею 21 июля 1944 г. Польского комитета национального освобождения (ПКНО) 111. вскоре же установились самые дружественные отношения с Советским Союзом. Советское правительство считало новые органы власти представительством Польши — в том составе, как они возникли в горниле народной освободительной войны.

Совсем иной была позиция США и Англии. Они стремились изменить состав новых органов власти и притом не только в Польше, но и в других освобожденных странах (включая, например, Францию), чтобы сделать их послушными себе. США и Англия намеревались водворить в Польше зависимое от них эмигрантское реакционное правительство. В этом заключалось существо разногласий между СССР, США и Англией по польскому вопросу на последнем этапе войны. СССР признавал создавшуюся на польской земле народную власть. США и Англия намеревались вмешаться во внутренние дела польского народа, дабы изменить характер этой власти.

Правящие круги США и Англии не обращали внимания на то, что эмигрантское правительство вредило общему делу борьбы против гитлеровской Германии, препятствовало действиям Красной Армии, используя против нее свою подпольную шпионско-диверсионную агентуру, фактически содействовало гитлеровцам. Обе западные державы упорно пытались привести этих отпетых реакционеров к власти.

В июне-июле 1944 г. Красная Армия, в составе которой успешно действовали части Войска Польского, в ожесточенных сражениях вступила на территорию Польши. В опубликованном 26 июля 1944 г. заявлении НКИД СССР сообщалось, что цель Советского правительства состоит в том, чтобы «разгромить вражеские германские армии и помочь польскому народу в деле его

110 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 2, с. 60.

111 ПКНО был создан как временный исполнительный орган Крайовой радой народовой. Последняя же являлась политическим представительством польского народа и была призвана «выступать от имени народа и руководить его судьбами до освобождения Польши от оккупации» (см.: История Польши. М., 1958, т. 3, с. 608).

освобождения от ига немецких захватчиков и восстановления независимой, сильной и демократической Польши» 112.

В этот же день между правительством СССР и Польским комитетом национального освобождения было подписано соглашение об отношениях между советским Главнокомандующим и польской администрацией после вступления советских войск на территорию Польши. Советское правительство признавало власть ПКНО на всей территории Польши, освобожденной от неприятеля. Между Советским правительством и ПКНО был установлен постоянный контакт. Было учреждено представительство правительства СССР при ПКНО, который обосновался в г. Люблине.

Представители польского эмигрантского правительства во главе с его новым руководителем Миколайчиком пытались обращаться к правительству СССР по вопросам Польши. Но им было предложено адресоваться в ПКНО.

В августе и октябре 1944 г. в Москве состоялись переговоры представителей ПКНО и польского эмигрантского правительства. Октябрьские переговоры происходили при участии Сталина и Черчилля во время его пребывания в Москве. Польское эмигрантское правительство отказывалось от демократических преобразований в Польше и намеревалось восстановить там реакционную конституцию, власть помещиков и капиталистов. Оно не признавало «линии Керзона». Представители лондонской эмигрантской клики требовали возвращения под свою власть обширных украинских и белорусских территорий. Когда выяснилась полная невозможность добиться осуществления этих захватнических планов, эмигрантское правительство сократило свои претензии, но продолжало требовать столицу Литвы Вильнюс и украинский город Львов 113. Советское правительство, так же как и Комитет национального освобождения, отклонило эти притязания, противоречившие национальному принципу.

Когда ПКНО был решением Крайовой рады народовой преобразован во Временное правительство, СССР его немедленно же признал. Это произошло 4 января 1945 г.

С целью облегчения трудного экономического положения Польши Советский Союз в октябре 1944 г. согласился оказать содействие снабжению Польши основными видами сырья.

Затем Советская Армия освободила Чехословакию. И здесь СССР проводил политику невмешательства во внутренние дела и развития дружественных отношений.

Еще 12 декабря 1943 г. СССР подписал с правительством Чехословакии договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. Он содержал взаимное обязательство «оказывать друг другу военную и другую помощь» в войне против Германии и ее союзников в Европе и не заключать с ними перемирия или

112 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т 2 с 155

113 Переписка..., т, 1, с. 297, 309, 312.

мира иначе, как со взаимного согласия. Договор обязывал стороны оказывать друг другу военную и другую поддержку также и в послевоенный период в случае вовлечения одной из них в военные действия с Германией или каким-либо государством, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме в такой войне. Стороны договорились о тесном сотрудничестве после войны на началах взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела. В договоре содержалось обязательство не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против другой стороны.

В 1943 г. начал сражаться плечом к плечу с Красной Армией против фашистских захватчиков чехословацкий батальон, который вырос вскоре в бригаду, а затем в корпус. Выражением братской дружбы и боевого сотрудничества народов СССР и Чехословакии явилась помощь Советского Союза Словацкому народному восстанию в 1944 г. и участие в нем советских партизан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: