В период 7 страница

Стремление во что бы то ни стало ослабить позиции СССР, приручить германский милитаризм и вновь попытаться использовать его против сил мира, социализма и демократии стало отчетливо проявляться после того, как вторая мировая война была доведена до победного конца и США, Англия и Франция перестали нуждаться в военном сотрудничестве с Советским Союзом. Черчилль в своих мемуарах заявляет, что «уничтожение военной мощи Германии повлекло за собой коренное изменение отношений» с Советской Россией. По словам английского премьера, он требовал «немедленно создать новый фронт против стремительного продвижения СССР» 161.

Такова была тайная программа действий империалистических держав по германскому вопросу. К ее осуществлению пытались приступить еще до того, как над Европой рассеялся пороховой дым. Достаточно вспомнить беспримерный по вероломству и ци-

159 АВП СССР. Запись беседы Председателя Совета Министров СССР Сталина с Черчиллем 17 октября 1944 г.

160 Morgenthau H. Germany is our Problem. New York; London, 1945, p. 89.

161 Churchill W. S. The Second World War, vol. 6, p. 400.

низму приказ Черчилля, отданный им в начале 1945 г. в разгар наступления советских войск в Германии фельдмаршалу Монтгомери: «Старательно собирать германское оружие и складывать его, чтобы его легче можно было снова раздать германским солдатам, с которыми нам пришлось бы сотрудничать, если бы советское наступление продолжалось» 162.

Известно, что Черчилль вел тайные переговоры с американцами, чтобы подготовить отход Англии и США от сотрудничества с Советским Союзом и уклониться от выполнения союзнических соглашений по Германии. Со смертью Рузвельта и приходом на президентский пост Трумэна такой поворот был уже предрешен. Но летом 1945 г. правительство США все же не было готово совершить его практически. Пока шла война с Японией, оно было вынуждено определенное время сохранять преемственность прежней политики.

В результате твердой и последовательной политики Советского Союза и роста его авторитета правительство США, а с ним и правительство Англии оказались вынужденными пойти на заключение Потсдамского соглашения. Оно отвечало справедливому характеру войны против гитлеровской Германии и принципам демократического мирного урегулирования. Представители США, Англии и Франции участвовали вместе с советскими представителями в работе Международного военного трибунала в Нюрнберге, осудившего главных немецких военных преступников (20 ноября 1945 г.— 1 октября 1946 г.).

ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ВОЙНУ С ЯПОНИЕЙ

В Потсдаме Советское правительство подтвердило свое обязательство, взятое на Крымской конференции, о вступлении в войну против Японии на стороне союзников. При этом оно руководствовалось чувством союзнического долга, а также исходило из того, что Япония на всем протяжении войны вела в отношении СССР явно враждебную политику, систематически нарушала принятые на себя обязательства по договору о нейтралитете с Советским Союзом.

Вследствие этого Советское правительство 5 апреля 1945 г. заявило о денонсации советско-японского договора 1941 г. о нейтралитете.

Этот договор в статье 1 предусматривал, что обе стороны будут «поддерживать мирные и дружественные отношения между собой». Статья 2 обязывала стороны соблюдать нейтралитет в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких держав. Вскоре после заключения советско-японского пакта фашистская Германия напала на Советский Союз, а Япония как союзница Германии стала активно помогать последней в войне против

162 Daily Herald, 1954, Nov. 24.

СССР. Более того, как свидетельствуют опубликованные в Англии дипломатические документы гитлеровской Германии, в конце августа 1941 г. японское правительство сообщило Германии, что Япония готова к нападению на СССР. В связи с разгромом немцев под Москвой это нападение было отсрочено до весны 1942 г. и в конце концов окончательно отменено 163. Хотя Япония и не напала на Советский Союз, тем не менее она в нарушение пакта, предусматривавшего поддержание мирных и дружественных отношений, сосредоточила на границах с СССР Квантунскую армию, насчитывавшую около миллиона человек, 1000 танков, 1500 самолетов. Она постоянно нарушала государственные границы Советского Союза и, сковывая на Дальнем Востоке значительные силы Красной Армии, тем самым оказывала неоценимую помощь фашистской Германии. СССР был вынужден держать там 30—40 дивизий в готовности отразить возможное японское нападение. Только в 1942 г. было совершено 96 нарушений советской границы.

В самом начале советско-германской войны японский министр иностранных дел Мацуока открыто заявил о возможности отказа Японии от пакта о нейтралитете. 25 июня 1941 г. на вопрос советского полпреда о позиции Японии в отношении советско-германской войны Мацуока заявил, что «основой внешней политики Японии является Тройственный пакт, и если настоящая война и пакт о нейтралитете будут находиться в противоречии с этой основой и с Тройственным пактом, то пакт о нейтралитете не будет иметь силы» 164.

Вопреки своим обязательствам по пакту японские власти препятствовали советскому судоходству на Дальнем Востоке. За 1941 — 1945 гг. японцы захватили и потопили 18 советских судов. Общие убытки судоходства СССР составили за это время 636 993 750 руб.165

В течение всей войны Япония снабжала гитлеровское правительство секретной информацией о хозяйственном, политическом и военном положении СССР, полученной через дипломатический аппарат и военную разведку.

«При таком положении,— отмечалось в заявлении Советского правительства,— Пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого Пакта стало невозможным» 166.

Единственным достойным ответом на враждебную японскую политику было официальное присоединение СССР к Потсдамской декларации США, Англии и Китая о Японии 8 августа 1945 г.

163 История дипломатии, т. 4, с. 304—307.

164 АВП СССР. Запись беседы полпреда СССР в Японии с японским министром иностранных дел Мацуока 25 июня 1941 г.

165 АВП СССР. Справка об убытках, понесенных судоходством СССР за период 1941—1945 гг. в результате военных и иных действий Японии на Тихом океане.

166 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, с. 166.

и объявление состояния войны между СССР и Японией с 9 августа. Таким образом, Советский Союз, стремясь ускорить наступление всеобщего мира, точно в срок выполнил обязательство, принятое на Крымской конференции.

В дни наступления советских войск против японских захватчиков 14 августа 1945 г. в Москве был подписан договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем и ряд связанных с ним соглашений.

Согласно статье 1 договора, обе стороны обязались «вести войну против Японии до окончательной победы» и «взаимно оказывать друг другу всю необходимую военную и другую помощь и поддержку в этой войне». СССР и Китай обязались также после окончания войны против Японии «совместно предпринимать все находящиеся в их власти меры для того, чтобы сделать невозможным повторение агрессии и нарушение мира Японией» 167.

Подписанные вместе с договором соглашения предусматривали, что основные магистрали Китайской Чанчуньской железной дороги (КВЖД и ЮМЖД) после изгнания японских вооруженных сил из трех восточных провинций Китая перейдут в общую собственность СССР и Китайской Республики и будут эксплуатироваться ими совместно. Предусматривалось также совместное использование Порт-Артура в качестве военно-морской базы, объявление порта Далянь (Дальний) свободным портом с выделением для передачи СССР в аренду пристани и складских помещений.

При заключении договора с Китаем от 14 августа 1945 г. состоялся обмен нотами между СССР и Китаем о независимости МНР, о суверенитете Китая над Маньчжурией и по некоторым другим вопросам.

Отдельным соглашением определялись отношения между советским главнокомандующим и китайской администрацией после вступления советских войск на территорию трех восточных провинций в связи с совместной войной против Японии.

Под мощным напором Красной Армии части японской Квантунской армии капитулировали. 2 сентября 1945 г. японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции.

Поражение Японии означало сильнейший удар по империалистическому лагерю в целом. В результате победы советских войск над милитаристской Японией Советский Союз вернул себе исконные русские земли — Южный Сахалин, захваченный японцами после русско-японской войны 1904—1905 гг., и Курильские острова. Эти территории были возвращены СССР в соответствии с Ялтинским соглашением об условиях вступления Советского Союза в войну с Японией.

Вступление Советского Союза в войну против Японии имело большое историческое значение. Восемь лет, начиная с 1937 г.,

167 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 8, с, 459.

китайский народ вел героическую борьбу против японских империалистов. Если же считать с захвата Маньчжурии, то эта борьба продолжалась 14 лет. США в течение четырех с половиной лет войны подрывали морскую и воздушную мощь Японии. Но ее наземные силы сохранили свою мощь. Именно эти силы, а не флот вели войну против Китая. Удар советских войск по Квантунской армии сразу же сокрушил наземную мощь Японии. Он отрезал японским империалистам возможность, спасаясь от атомных бомбардировок, перенести центр своего сопротивления с японских островов на территорию Китая, что принесло бы новые страдания китайскому народу.

Подобно тому как победы советских войск на германском фронте привели к росту массовой борьбы против гитлеровской тирании, так и вступление Советского Союза в войну против Японии вызвало дальнейший подъем национально-освободительного движения на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Советский Союз, разгромив японских империалистов, оказал китайскому народу всестороннюю помощь в его революционно-освободительной борьбе. Народно-освободительные армии Китая в борьбе против реакционных гоминьдановских войск воспользовались оружием и боеприпасами бывшей Квантунской армии и армии Маньчжоу-Го, разгромленных Вооруженными Силами Советского Союза. Немалое значение для успешной борьбы китайского народа против сил реакции и особенно для освобождения Северного Китая имел договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем, заключенный 14 августа 1945 г. Характеризуя этот договор, китайский историк Пын Мин пишет: «Хотя китайско-советский договор о дружбе и союзе был подписан Советским Союзом с гоминьдановским правительством, но в обстановке того времени он явился выражением дружбы между народами Китая и СССР и соответствовал интересам китайского народа» 168. Широкие массы китайского народа одобряли этот договор, так как видели в нем, как и в других соглашениях с Советским Союзом, реальную поддержку своей борьбы против японских оккупантов и иностранного империализма, за свободу и независимость. Присутствие на основе этого соглашения советских войск и административных представителей СССР в Порт-Артуре и Даляне (Дальнем), советский контроль над железными дорогами в Северо-Восточном Китае затруднили использование гоминьдановцами портов Северо-Восточного Китая в качестве базы для действий против народно-освободительной армии.

Разгром Японии принес порабощенным ею народам Азии освобождение от ига японских захватчиков и означал долгожданное окончание второй мировой войны.

168 Пын Мин. Краткая история дружбы народов Китая и Советского Союза. М., 1957, с. 111—112.

СССР И СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

КОНФЕРЕНЦИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ И САН-ФРАНЦИСКО

Еще в годы войны Советское правительство занималось вопросом организации обеспечения прочного мира в послевоенной Европе. Советская программа послевоенного устройства мира была разработана Политбюро ЦК ВКП (б) и изложена в речи И. В. Сталина 6 ноября 1943 г. Первым практическим шагом в ее осуществлении было образование в начале сентября 1943 г. решением Политбюро ЦК партии комиссии по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства, а также комиссии по вопросам перемирия 169.

В соответствии с декларацией Московской конференции 1943 г. 21 августа 1944 г. в Думбартон-Оксе (пригород Вашингтона) была созвана конференция представителей СССР, США и Англии, а затем представителей США, Англии и Китая. Советскую делегацию на конференции возглавлял посол СССР в США А. А. Громыко. При самом активном участии СССР конференция подготовила предложения о создании международной организации по сохранению мира и безопасности: проект устава и другие материалы, связанные с ее учреждением. В дальнейшем эта организация получила название Организации Объединенных Наций.

В Думбартон-Оксе собрались представители государств, интересы и политические устремления которых в вопросах послевоенного устройства имели большие различия.

СССР ставил перед собой задачу организации свободного от вооруженных конфликтов мира. Советская делегация исходила из того, что учреждаемая международная организация должна основываться на принципах суверенного равенства ее членов, служить интересам всеобщего мира и безопасности.

Интересы же монополий США и Великобритании требовали обеспечения гегемонии своих государств в послевоенном мире. Об этом откровенно говорится в мемуарах государственного секретаря США К. Хэлла, который в мае 1944 г. в беседе с группой американских сенаторов прямо заявил, что «в случае отказа от создания Международной организации безопасности или от участия в ней США лишатся своего руководящего положения» 170.

Наибольшие трудности при выработке Устава ООН представлял вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности. Важнейшей задачей советской дипломатии было обеспечение такого порядка деятельности будущей Организации, при котором она действительно послужила бы делу мира и не могла бы быть использована какой-либо державой или группой держав в своекорыстных интересах в качестве орудия борьбы против других го-

169 История Коммунистической партии Советского Союза, т. 5, кн. 1, с. 549.

170 The Memoirs of Cordell Hull. N. Y., 1948, vol. 2, p. 1661.

сударств. Организация должна была стать средством сотрудничества государств, и прежде всего тех, которые могли в наибольшей степени содействовать обеспечению мира,— великих держав. Организация не должна была превратиться в средство господства одной группировки государств над другими государствами. Для этого необходимо было установить в Организации порядок принятия решений, не допускающий ее использования вопреки интересам мира и народов или в ущерб законным интересам тех или иных государств. Органом, на который возлагалась главная ответственность за обеспечение международного мира, должен был стать Совет Безопасности. Пять великих держав должны были стать постоянными членами Совета. Кроме того, шесть членов Совета избирались бы всеми членами Организации на определенный срок. Порядок голосования в Совете Безопасности как органе, которому поручалось предпринимать действия по сохранению мира, приобретал особо важное значение.

На конференции в Думбартон-Оксе Соединенные Штаты предложили, чтобы решения Совета Безопасности имели силу лишь при единогласии всех его постоянных членов — СССР, США, Англии, Китая и Франции. Именно США явились инициатором так называемого права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав.

При этом США предлагали сделать одно исключение. Это исключение предусматривало, что в тех случаях, когда кто-либо из членов Совета сам замешан в споре, при вынесении Советом решения по этому спору голос данного члена Совета не должен учитываться. Принятие этого американского предложения легко могло бы противопоставить великие державы друг другу и, следовательно, подорвать их сотрудничество, без которого ООН как универсальная организация вообще не могла бы существовать. Предложенный Соединенными Штатами порядок голосования в Совете Безопасности не создавал должных гарантий против злоупотреблений в использовании Организации Объединенных Наций. При таком порядке голосования западные державы могли бы принимать решения о применении военных и экономических санкций, о разрыве дипломатических отношений с каким-либо государством или группой государств, исходя не из задачи обеспечения мира, а из своих узких, корыстных интересов. Американский проект создавал опасность, что державы, располагающие большинством в Совете, вместо терпеливых поисков взаимно приемлемых решений, обратятся к силе и вызовут войну.

Советский Союз отказался принять предложенный Соединенными Штатами порядок голосования в Совете Безопасности; вопрос этот на конференции в Думбартон-Оксе остался нерешенным.

14 сентября 1944 г. Советское правительство, стараясь найти приемлемый компромисс, заявило, что оно не возражало бы против попыток разработки специальной формулировки о порядке голосования по вопросам, касающимся споров, в которых великие

державы являются стороной, но для тех случаев, когда не требуется мер принуждения. В этом случае принцип единогласия мог бы и не применяться.

В декабре 1944 г. президент США Рузвельт, уступая требованиям СССР, предложил новую, измененную формулу, определяющую порядок голосования в Совете Безопасности, а именно: «1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. 2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета». Следовательно, при определении процедуры работы этого органа единогласия постоянных членов (иначе говоря, великих держав) не требовалось. Наибольшее значение имел пункт 3 американского предложения: «3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам», т. е. кроме процедурных, «считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решений» согласно разделам Устава, предусматривающим мирное урегулирование споров. Таким образом, согласно этому предложению принцип единогласия не применялся в двух случаях: при определении процедуры работы Совета Безопасности и при решении вопросов по таким спорам, в которых член Совета (включая и постоянных членов) является участником, при условии, что решение принимается о мирных средствах разрешения спора. Если же дело идет о применении средств принуждения — о прекращении экономических, железнодорожных, морских и иных связей, наконец, применении вооруженных сил, то решение требовало единогласия постоянных членов Совета, хотя бы они сами были участниками спора или конфликта.

Предложенный Рузвельтом порядок голосования в Совете Безопасности был одобрен на Крымской конференции. Этот порядок, требуя единогласия пяти постоянных членов Совета Безопасности, предполагал достижение ими посредством переговоров взаимно согласованных решений. Другими словами, он обязывал великие державы сотрудничать, а не навязывать решения путем диктата. В этом и нашел свое практическое признание принцип мирного сосуществования в отношениях государств с различным социально-экономическим строем.

На Крымской конференции главы трех правительств договорились о созыве в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, чтобы окончательно подготовить Устав Организации «соответственно положениям, выработанным во время неофициальных переговоров в Думбартон-Оксе». США и Англия обязались поддержать в Сан-Франциско заявление Советского правительства о том, что Украинская и Белорусская советские социалистические республики станут государствами — учредителями ООН.

В исторический день, 25 апреля 1945 года, когда войска 1-го Украинского фронта соединились в Германии в районе г. Тор-

гау с союзными американскими и английскими войсками, в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций, для того чтобы учредить международную организацию, призванную объединить усилия миролюбивых государств ради сохранения мира и обеспечения международной безопасности. Созыв этой конференции стал возможным только в результате победы над Германией.

Опустошительная мировая война, ослабившая большинство государств Европы, зависимость большей части буржуазных государств от американского империализма, господство в Африке и в значительной части Азии колониального режима привели, однако, к тому, что на конференции в Сан-Франциско преобладало влияние США. В конференции участвовали и подписали Устав ООН представители 50 стран, которые считаются государствами — учредителями ООН.

В целом конференция прошла под знаком единства союзных держав — СССР, США и Англии. Однако уже тогда наметился отход западных держав от сотрудничества с Советским Союзом. Этот отход проявился, в частности, в отказе США, Англии и Франции пригласить к участию в конференции представителей в то время еще не признанного ими Временного правительства Польши, на чем настаивал СССР. Конференция все же постановила считать Польшу государством-учредителем и оставить в подлинном экземпляре Устава место для подписания его представителями Польши.

В итоге работы конференции в Сан-Франциско фундамент новой международной организации, на которую народы мира возлагали столь большие надежды в деле сохранения мира и безопасности, был успешно заложен. Хотя в ходе обсуждения Устава ООН обнаружился целый ряд серьезных расхождений между участниками конференции в Сан-Франциско, тяга к миру была столь велика, что все правительства, представленные на конференции, пошли на принятие Устава. «Нельзя сказать, что в ходе работы конференции не было трудностей и не имелось расхождений точек зрения отдельных делегаций по тем или иным вопросам,— заявил в своем заключительном выступлении на конференции глава советской делегации А. А. Громыко.— Однако нужно удивляться не наличию таких трудностей и не наличию различий во взглядах между отдельными делегациями по тем или иным вопросам, а тому, что в результате работы конференции все основные трудности удалось преодолеть и удалось прийти к успешному завершению поставленных перед конференцией задач». Глава советской делегации выразил уверенность, что конференция в Сан-Франциско войдет в историю человечества, как одно из наиболее знаменательных событий и что усилия Объединенных Наций принесут положительные результаты для всех миролюбивых народов мира, перенесших столько лишений и страданий в результате военного пожара, зажженного гитлеровским фашизмом. Он выразил надежду, что новая организация будет иметь действенный

характер для осуществления сотрудничества, единства и согласованности действий всех ее членов 171.

Для вступления Устава в силу требовалась его ратификация СССР, США, Англией, Францией и Китаем — постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств, которые его подписали. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г.

*

В годы Великой Отечественной войны внешняя политика Советского Союза всемерно служила делу победы над врагом. Она была направлена на укрепление боевого союза свободолюбивых народов, которые вели войну против блока фашистских государств, на освобождение от захватчиков оккупированных ими областей СССР, на освобождение всех народов Европы и Азии, подпавших под иго германского и итальянского фашизма, а также японского империализма.

Враг рассчитывал добиться внешнеполитической изоляции Советского Союза, расколов ряды своих противников, противопоставив Советскому Союзу буржуазных участников антигитлеровской коалиции. Однако эти расчеты оказались несостоятельными. Глубокие противоречия между главными империалистическими державами вызвали раскол капиталистического мира. СССР смог совместно с США и Англией создать антигитлеровскую коалицию и сохранить ее в течение всей войны.

Наиболее последовательными, принципиальными сторонниками развития союзнических отношений с Советским Союзом выступали прогрессивные, демократические организации Англии, США, Франции и других государств.

В создании антигитлеровской коалиции нашла свое практическое осуществление идея коллективного отпора агрессору, чего советская внешняя политика и дипломатия настойчиво добивались еще накануне войны.

Советское правительство придавало большое значение созданию антифашистской коалиции и высоко оценило ее деятельность в годы войны. «Создание антигитлеровской коалиции,— говорилось в ноте Советского правительства,— это беспримерный факт в современной истории уже потому, что в оборонительной справедливой войне против общего врага объединились государства с различным общественным устройством. Советское правительство высоко чтит содружество стран, сложившееся в борьбе против фашизма и скрепленное кровью свободолюбивых народов. Советский народ хотел бы беречь и развивать чувство доверия и дружбы, которым были проникнуты его отношения с народами США, Англии, Франции и других стран антигитлеровской коалиции в суровые годы минувшей войны» 172.

171 Правда, 1945, 28 июля.

172 Правда, 1958, 28 ноября.

Советский народ помнит и ценит годы разностороннего сотрудничества стран — участниц антигитлеровской коалиции. В Постановлении ЦК КПСС о 30-летии Победы в Великой Отечественной войне говорится, что в годы войны «была на практике доказана возможность эффективного политического и военного сотрудничества государств с различным социальным строем» 173.

Наряду с положительными результатами, достигнутыми в отношениях между главными государствами антигитлеровской коалиции, были и большие трудности. Обсуждение ряда военных и политических вопросов зачастую выявляло серьезные, порой принципиальные расхождения в позициях СССР, с одной стороны, Англии и США,— с другой. Эти разногласия и трудности определялись главным образом различием в целях войны, которые ставили перед собой правительства СССР, США и Англии и которые в свою очередь вытекали из коренных различий в общественном строе главных государств антигитлеровской коалиции.

Победа над фашистскими державами могла бы быть достигнута значительно раньше и гораздо меньшей ценой, если бы США и Англия своевременно выполнили свой союзнический долг и открыли второй фронт не в 1944 г., а на более ранних этапах войны. Их проволочки с открытием второго фронта стоили народам СССР много крови.

Блистательные победы советского оружия и ленинские принципы внешней политики СССР, его решающая роль в освобождении человечества от фашизма привели к огромному росту морально-политического авторитета СССР и его влияния на международной арене. Это было одним из важнейших последствий победы над фашизмом.

Вместе с Советской Армией ковали победу народы Югославии и ее Народно-освободительная армия, воины Войска Польского, чехословацкие части, а на последнем этапе войны — румынские, болгарские и венгерские части. Большой вклад в общую победу над врагом внесли народы и армии государств антигитлеровской коалиции. Внешняя политика Советского Союза была направлена на продолжение тесного сотрудничества между союзными государствами и после войны. Этому должны были служить и заключенные во время войны договоры и соглашения СССР с Англией, США, Францией и другими странами, а также решения Ялтинской, Потсдамской и других межсоюзнических конференций. Целям обеспечения всеобщего длительного и прочного мира, защиты права освобожденных народов на восстановление своей независимости, на демократическое развитие был призван служить также Устав Организации Объединенных Наций.

173 Коммунист, 1975, № 3, с. 7.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА1

1917 год

25 октября (7 ноября) — Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России.

26 октября (8 ноября) — Принятие II Всероссийским съездом Советов Декрета о мире.

2(15) ноября — Принятие Советом Народных Комиссаров «Декларации прав народов России».

8(21) ноября — Обращение Советского правительства к послам Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции и ряда других стран с предложением о перемирии и переговорах о мире.

9(22) ноября — Заявление НКИД СССР об опубликовании Советским правительством тайных договоров царского и Временного правительств.

10(23) ноября — Обращение Советского правительства к посланникам нейтральных стран с просьбой довести до сведения неприятельских правительств советское предложение о немедленном перемирии и демократическом мире.

15(28) ноября — Обращение Советского правительства к правительствам и народам воюющих стран с предложением присоединиться к переговорам о перемирии.

20 ноября (3 декабря) — Обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».

21 ноября (4 декабря) — Заключение договора о временном прекращении военных действий между армиями русского Западного фронта и германскими армиями.

23 ноября (6 декабря) — Обращение Народного комиссариата по иностранным делам к послам союзных стран по вопросу о перемирии.

9(22) декабря — Обращение Советского правительства к трудящимся массам всех стран о всеобщем демократическом мире.

9(22) декабря3 марта 1918 г. — Мирные переговоры в Брест-Литовске.

18(31) декабря — Постановление СНК о признании независимости Финляндской республики.

23 декабря — Англо-Французская секретная конвенция о разделе России на сферы влияния.

1918 год


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: