Жизнедеятельности. 1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды

1. Организационные и правовые основы охраны окружающей природной среды

1.1. Государственная политика защиты окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь] 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство
в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной
окружающей среды, выдвигаемые задачи
и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об-
ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото-
рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­-
конодательство, касающееся ответственности за загрязнение
окружающей среды и нанесение другого экологического
ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившу­юся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие циви­лизации возможно только в условиях согласования стра­тегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, конт­роля и надзора всегда зависела от формы организации ох­раны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осу­ществлялись множеством организаций. Так, в 70—80-е гг. в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который объеди­нял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. По­нятно, что такая система управления и контроля порожда­ла преступное отношение к природе прежде всего со сто­роны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными заг­рязнителями и разрушителями природной среды.

Историки полагают, что природоохранное право впер­вые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. В России этому праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все это были попытки комплексного подхода к защите природ­ной среды. Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 г. путем принятия декретов "О земле",»О лесах», «О недрах Земли» и кодексов- земельного и лесного.

Правоваяохрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, ре гулирующего отношения между природой и обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: